Учитель: Фазылгалиева Н.Е.
предметные – дать научное определение понятию «фразеологизм».
метапредметные – формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи, строить простые суждения, работать со словарём;
личностные – формирование положительного отношения к предмету.
Методы обучения: беседа, учебная дискуссия, работа со словарем; дидактическая игра;
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент | - Итак, не будем сидеть сложа руки, а засучив рукава примемся за работу. - Вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните. - В русском языке таких выражений много. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Какие цели поставим на урок? | Проявление интереса к уроку. Объяснения детей О фразеологизмах 1. Узнать, что такое фразеологизмы. 2. Что они обозначают? 3. Зачем они нам нужны? | Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. |
2 | Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений. | - А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа Н. Носов «Огородники» Ещё и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмём. Надо их на буксир взять – сказал Ваня. Всё равно земля сама не вскопается. Всё равно мы позже всех кончим. С ума, говорю, сошёл. Вечером все легли спать. И мы с Мишкой легли только для виду. Вставай! А то не видать нам знамени, как своих ушей. - Найдите в тексте фразеологизмы. - Подумайте, что означает выражение – «Взять на буксир» Можно ли его заменить одним словом? Каким? Запиши в тетрадь | Слушают внимательно текст Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Оформление записи в тетрадях | Регулятивные УУД: целеполагание, самооценивание Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3 | Постановка учебной задачи. | - Ребята, а почему мы так говорим? Труслив, как заяц. Голоден, как волк. - А так говорят? Ползёт, как рыба. - Что же произошло? - Попробуем исправить - Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? - В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы. - Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём? Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос– «слово, понятие». - Где можно найти значение фразеологизмов? - Чему мы будем сегодня учиться? | Ответы детей Работа со словарем Работа со словарем | Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | - Прочитайте фразеологизмы зарубить себе на носу пятки сверкают - Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов? - Как же понять, что означают эти выражения? если вместо зарубить себе на носу можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое сочетание слов? - Какое из предложений – с фразеологизмами зарубить себе на носу, или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? - Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего? . | Помогают речи быть яркой, выразительной. | Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: уметь разрешать, принимать решение, Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция. |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Знаете ли вы, как образовалось это слово? | Работа по учебнику Ответы учащихся | Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, |
6 | Самостоятельная работа с проверкой Включение в систему знаний | - Давайте вспомним, какие слова называются синонимами, а какие – антонимами. 1,3группа: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы 2,4 группа: Подобрать к данным фразеологизмам антонимы | Работа с текстом Работа в группах. | Коммуникативные УУД умение с точностью выражать свои мысли. Личностные УУД Формирование самостоятельности, Регулятивные УУД Умение систематизировать, обобщать изученное. Познавательные УУД умение формулировать и решать проблему. |
7 | Итог урока, рефлексия. | - Что такое фразеологизмы? - Что вы о них узнали? -Зачем мы используем фразеологизмы в своей речи? | | Регулятивные УУД Умение анализировать выполненную работу. |