Тип проекта: групповой, внутриклассный.
Классификация проекта: информационный.
Продолжительность проекта: минипроект.
№ | Этап урока, цель | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | 2 | Приветствует учащихся, - Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение. | Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Запомни и соблюдай простые правила: Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку. - Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Фронтальная | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные УУД: поддержание интереса к уроку. Познавательные УУД: выделение необходимой информации для ответа на вопросы. |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: актуализировать работу по определению темы урока. | 4 | - Ребята, о чем мы с вами говорим на уроках окружающего мира? - Правильно. О чем мы сегодня будем говорить? Ответить на этот вопрос – поможет стихотворение Сергей Михалкова «От кареты до ракеты». Итак – внимательно прослушайте и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение? | - О явлениях природы, о растениях, о животных, о погоде, о полезных ископаемых. Ребята внимательно слушают стихотворение С.Михалкова в исполнении одноклассника в сопровождении видео. Люди ездили по свету, Усадив себя в карету. Но пришел двадцатый век – Сел в машину человек. Тут пошло такое дело! В городах затарахтело. Шум моторов, шорох шин – Мчатся тысячи машин. В паровые тихоходы Забирались пешеходы. И могли они в пути На ходу легко сойти. А теперь под стук колес Нас везет электровоз. Не успел двух слов сказать - Смотришь: надо вылезать! Корабли такими были - Как игрушечные, плыли. Плыли месяц, плыли год … Появился пароход! А сегодня в океаны Выплывают великаны. Удивляет белый свет Быстрота морских ракет. Лишь одним ветрам послушный, Поднимался шар воздушный. Человек умел мечтать, Человек хотел летать! Миновал за годом год… Появился самолет! В кресло сел, завтрак съел. Что такое? Прилетел! Ну, а это, ну, а это - Кругосветная ракета! От кареты до ракет! Это чудо или нет? | Фронтальная | Регулятивные УУД: способность принять учебную задачу, поддержание интереса к уроку, способность начинать и заканчивать действие в нужный момент. Познавательные УУД: выделение необходимой информации для решения задач, поиск способов решения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. |
3 | Выявление места и причины затруднения. Цель: согласовать цель и тему урока. | 4 | - О чем говорится в стихотворении С. Михалкова? - Каким одним словом можно назвать все то, что вы сейчас перечислили? - Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? - Тема нашего урока так и называется: «Какой бывает транспорт?» - Какие вопросы можно задать к слову «транспорт». - Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы мы в рамках урока ответить не можем, поэтому берём только три: 1. Что такое транспорт? 2. Какой бывает транспорт? 3. Какие необычные виды транспорта существуют? - Откройте учебник, посмотрите, чему мы будем учиться на уроке. | - О машинах, о кораблях, о самолетах, о ракетах. - Транспорт. - Мы будем говорить о транспорте. - Что такое транспорт? - Какой бывает транспорт? - Что относится к транспорту? - Для чего нужен транспорт? - Где бывает транспорт? - Есть ли новые виды транспорта? - Какие необычные виды транспорта? - Сколько видов транспорта? - Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт? Дети читают тему и цели урока из учебника. | Фронтальная | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. Регулятивные УУД: умение ставить цель занятия. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цель: формировать понятие «Транспорт», составить схему «Виды транспорта». | 6 | - Где или как мы можем добыть ответ на 1 вопрос? (На работу 3 мин.) На доске появляется запись: транспорт, стрелки и несколько значений слова. - Для чего служит транспорт? | - Словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете. Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс, 1 человек от группы. - Перевозить грузы, пассажиров, путешествовать, спасать. | Фронтальная работа, групповая работа | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при решении задач, выбор эффективного способа решения, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД: умение планировать последовательность выполнения действий. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками. |
5 | Реализация построенного проекта. Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, его особенностях, познакомить с необычным видом транспорта. | 10 | - Мы подошли ко 2 вопросу: какой бывает транспорт?. - У меня на магнитной доске картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы в зависимости от выполняемой работы. 1 группа: виды транспорта в зависимости от того, где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный); 2 группа: виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт (грузовой – легковой – специальный); 3 группа: виды транспорта в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом (личный -общественный). - Ребята, проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы? ( Сверяемся со схемами на экране). - Как вы думаете, почему этот вид транспорта назван « специальным»? - Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины? -Ребята, мы ответили на второй вопрос? | Дети работают , а затем по одному выходят к доске и выступают. (Учитель помогает фиксировать схемы на доске.) - Слово « специальный» в переводе с латинского языка означает « особый». Эти машины вызывают, если требуется помощь. - 01, пожарная помощь - 02, полиция - 03, скорая помощь - 04, газовая помощь - 112, служба спасения МЧС - Да, ответили. | Фронтальная работа, групповая работа | Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление знаний о видах транспорта. | 2 | Игра «Что у кого?» – У человека глаза, а у автомобиля? – У человека сердце, а у автомобиля? – У человека ноги, а у автомобиля? – У человека кровь, а у автомобиля? – Человек вытирает руками, а у автомобиля? – Для переноски вещей у человека есть сумка, а у автомобиля? – Человек может заболеть, а у автомобиля? | - Фары. - Мотор. - Колеса. - Бензин. - Дворниками. - Багажник. - Ломается. | Фронтальная работа | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в коллективе. Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный настрой на уроке. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: собрать и описать получившийся вид транспорта по полученной схеме. | 5 | - Будете работать в паре. У вас на столах лежат конверты, в которых пазлы. Вам нужно их собрать и описать получившийся вид транспорта. | Ученики собирают пазлы. Дают характеристику по плану: 1. Вид транспорта. 2. Наземный, водный, воздушный, подземный. 3. Пассажирский, грузовой, специальный. 4. Личный, общественный. | Самостоятельная работа | Познавательные УУД: умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. Цель: познакомить с необычным видом транспорта. | 7 | - Ребята, у нас остался еще один вопрос: какие необычные виды транспорта существуют. Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос? - У нас было время, мы поискали ответ в Интернете. Некоторые ученики нашего класса подготовили небольшие сообщения на эту тему. Послушайте их выступления. | - Конечно, нет. Плавающий автобус Hippo (Канада) В Канаде, а точнее в ее столице Торонто, вам предложат покататься на плавающем автобусе. Название этого транспортного средства переводится как «бегемот», и оно ему вполне подходит. Автобус начинает свой путь на суше, а потом «легким движением руки» превращается в небольшое судно и движется по поверхности озера Онтарио. Этот «земноводный» вид транспорта вмещает 40 пассажиров и используется для проведения обзорных экскурсий по Торонто. Так что не упустите своего шанса, покатайтесь на Hippo в Канаде. Автобус Wubbo Superbus (ОАЭ) О роскошной жизни в Объединенных Арабских Эмиратах ходят легенды. Только посмотрите: у них даже автобус похож на роскошный суперкар! Транспортное средство имеет 23 посадочных места и передвигается от Дубая до Абу-Даби по выделенной полосе со скоростью около 250 км/ч. Разрабатывался этот автобус в Нидерландах, автором проекта стал Вуббо Оккельс, первым из голландцев побывавший в космосе. Наверное, именно поэтому транспортное средство своими очертаниями напоминает космический корабль! Канатная дорога, США Канатная дорога острова Рузвельта - это своего рода воздушный трамвай в Нью-Йорке, который охватывает пролив Ист-Ривер и соединяет остров Рузвельта с Манхэттеном. Каждая кабина вмещает около 110 людей и совершает около 115 поездок в день. Трамвай движется со скоростью примерно 28,8 км/ч и проходит около 940 м за 3 минуты. Она поднимается на 76 м над Ист-Ривер, следуя по маршруту с северной стороны Моста Куинсборо, открывая вид на Ист-Сайд в Манхэттене. | Индивидуальная работа | Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности. | 5 | И так, ребята, подведем итог урока. Какие три вопроса мы поставили в начале урока? - Что такое транспорт? -Какой бывает транспорт? - Как избежать опасных ситуаций связанных с транспортом? (правила поведения). - Домашнее задание по выбору: 1. Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего. 2. Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами. - Давайте оценим свою работу на уроке: - кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрашиваете зеленый сигнал светофора; - кто в чем-то сомневается – желтый; - кто считает, что ему нужно еще поработать над данной темой – закрашивает красный. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Ребята записывают домашнее задание (по выбору) Оценивают свою работу на уроке, закрашивая определенный сигнал светофора. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, умение оценивать работу одноклассников и свою Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция. Личностные УУД: умение оценивать себя при помощи критерия успешности. |