1.Организационный момент Цель урока - создать условия для достижения целостного восприятия изменений в неживой природе осенью. Мотивация учебной деятельности. | Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... – Ребята, какому времени года посвящены эти строки? – Почему вы так решили? | Учащиеся готовятся к уроку окружающего мира, проверяют наличие учебника, рабочей тетради и письменных принадлежностей.
Отвечают на вопрос учителя (Осени)
Отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог; - умение договариваться; - умение запросить недостаточную информацию у учителя; |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | - Назовите времена года.
- А какое сейчас время года? - Назовите осенние месяцы? - Найдите лишний объект на рисунке. - Почему этот предмет лишний?
- Разделите объекты на 2 группы
- Что относится к живой природе?
- Что относится к неживой природе? | Отвечают на вопрос учителя (Зима, весна, лето, осень) (Осень) (Сентябрь, октябрь, ноябрь) (Холодильник) (Потому что эти предметы относятся к живой и неживой природе) (А холодильник сделал человек) (Живая и неживая природа) (Дерево, растение, птица, лиса) (Солнце, река). (Растения, грибы, рыбы, птицы, насекомые, звери, бактерии, человек) (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, почва, осадки, горы, облака) | Личностные УУД - оценивать собственную учебную деятельность; - свои достижения, самостоятельность
Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; |
3. Знакомство с новым материалом. Осень в неживой природе. 1) работа с текстом в учебнике ( с. 58-59). 2) неживая природа 3) физкультминутка 4) слайды - сравнения объектов неживой природы летом и осенью 5) таблица - сравнения объектов неживой природы летом и осенью | - Какова, по вашему, будет тема сегодняшнего урока? - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени. -Дети, прочитайте текст вслух «Неживая природа осенью». - Какие явления происходят в неживой природе осенью? - Рассмотрите рисунки. -На каком из них показана ранняя осень? - А на каком поздняя? - Объясни, почему так думаешь. - Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. – Ребята, вспомните погоду летом. - Как она изменилась с приходом осени? - Какое было солнце летом? - А какое осенью? - Какое небо было летом? - А какое оно осенью? - Какие летом были дожди? - Какие они осенью? - Какие дни были летом? - И какими они стали осенью? -А сейчас, ребята, поработаем с таблицей. - Я сейчас проверю, кто самый внимательный. - Сравните объекты неживой и живой природы летом и осенью. Заполните таблицу. | Отвечают на вопрос учителя
(Заморозки, иней, туман, листопад, ледостав)
Отвечают на вопрос учителя
(Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах, воздух, звезды, горы, камни, почва) (Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким) (Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные) (Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно)
Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог; - умение договариваться; - умение запросить недостаточную информацию у учителя; |
4. Первичное применение знаний. Цель: выяснить как учащиеся поняли изученный материал. Работа с кроссвордом по теме. Работа в парах. Рефлексия. | -Перед вами лежит кроссворд. -Вам необходимо его разгадать. -Работаем с соседом по плечу (элемент из Сингапурской системы). - Положили свою руку на плечо к соседу. Работаем в паре с соседом по плечу. - Если вы правильно угадали слово, то поднимаете зеленый квадрат, а если нет, то красный. | Работают в паре с соседом по плечу (элемент из Сингапурской системы).
Разгадывают кроссворд. (Заморозки, иней, туман, ледостав, похолодание, дождь) | Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог; - умение договариваться Познавательные УУД - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; |