Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Кладовые земли"»
Технологическая карта урока
Предмет : окружающий мир
Тема: «Кладовые Земли»
Класс: 3А
Учитель: Рахимьянова Екатерина Викторовна
УМК: «Перспектива»
Основное содержание темы: изучение полезных ископаемых, использование их человеком.
Цель урока: знакомство с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», раскрытие роли добычи полезных ископаемых в деятельности человека.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам
Актуализировать знания о веществах.
Ознакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение».
Планируемые результаты:
Личностные умения:
— проявлять бережное отношение к природным богатствам.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;
— различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;
— определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
— выполнять самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
Предметные умения:
— рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
— наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;
Оборудование:
Компьютер учителя;
Экран;
Коллекция горных пород и минералов
Раздаточный справочный материал
Экземпляры гранита, лупа
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
Не бойтесь ошибиться,
Ведь вы пришли учиться.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Ребята, начать наш урок мне бы хотелось со слов нашего российского писателя М. Пришвина
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
М. Пришвин.
- Как вы понимаете эти слова?
+ (ответы детей)
Актуализация знаний:
- Прежде чем изучать новое, давайте повторим пройденное.
Закончите фразу…
- Любой предмет или объект, который есть в окружающем нас мире – это…
+ (тело).
- Любое тело состоит из …
+ (вещества).
- По своим состояниям вещества бывают…
+ (жидкими, твердыми, газообразными)
- У планеты Земля есть 2 богатства – это …
+ (воздух и вода).
- Почему мы называем их одними из главных богатств нашей планеты?
+ (ответы детей).
Мотивация к пробному учебному действию:
- Но у Земли есть и другие богатства.
- Ребята, к нам на урок пришла Хозяйка Медной горы.
- Она пришла не с пустыми руками? Как вы думаете, что у неё в руках?
+ (ответы детей) шкатулка. (Слайд 1)
- А что же лежит в этой шкатулке?
+ (ответы детей) камни, полезные ископаемые.
Хозяйка Медной горы: - Здравствуйте, ребята! Я и жители моей горы любим собирать разные камни и составлять из них коллекции. Но часто не можем решить, как изучать эти камни. Помогите нам решить эту проблему. (Слайд 2)
Я вам хочу подарить один очень удивительный камушек.
Что это?
Фиксация затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании:
- А сейчас, ребята, попробуйте назвать этот камень.
+ Мы не можем назвать камень, (мы пока не знаем, что это за камень).
( а если назовут камень «гранит»)
- Кто справился с заданием, вы сможете обосновать свой ответ?
+Нет, мы пока не можем обосновать свой ответ.
- Что у вас возникло?
+ У нас возникло затруднение.
III. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как будем выходить из затруднения?
+ Составим план, изучим свойства полезных ископаемых и сравним с эталоном.
- Значит какую цель поставим сегодня на уроке?
+ Изучить свойства камней, полезных ископаемых!
- Верно, ребята! Мы будем изучать свойства различных камней, поможем Хозяйке Медной горы узнать, как они называются, поговорим о богатствах, которые хранят в себе горы.
- Сейчас поработаем в группах.
IV. Реализация построенного проекта.
- Я раздам вам образцы камней, вы должны будете определить их свойства и зафиксировать в таблице! Я даю вам 2 минуты. (жест готовности!!!)
№
Название
цвет
прочность
запах
однородность
+ (работа в группах).
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь вы свои рез-ты сравните с эталоном и сделайте вывод, какое полезное ископаемое досталось вашей группе.(СЛАЙД 3)
№
Название
цвет
прочность
запах
однородность
1
Известняк
Серый, белый, желтоватый
твердый
Специфический
Состоит из мелких частиц
2
Гранит
Красный, серый с черными крапинками
Очень прочный и твердый
нет
Состоит из разных по размеру зёрен
3
Каменный уголь
Черный, блестящий
Твердый, но хрупкий (колется)
нет
Слоистый
4
Железная руда
Черный (бывает бурый)
Прочный, твердый
специфический
Однородная, обладает магнитными свойствами
5
Янтарь
Золотисто-желтый
Твердый, но хрупкий, легко разбивается от удара
нет
однородный
6
Полевой шпат
Белый, серый, желтоватый, красный. Блестит.
твердый
нет
Неоднородный, пластинчатый
- Кто готов ответить? (жест)
1 группа – назовите свойства вашего образца, что записали в таблицу.
+
(Сравнивают все в группах, делают вывод, называют камень)
- Молодцы, справились с заданием.
Но в начале Хозяйка Медной горы показала нам удивительный камушек, который мы не смогли назвать.
- Что мы сейчас должны сделать, чтобы узнать какой это был камень?
+ сравнить с эталоном.
- Давайте сделаем вывод, какой же камень демонстрировала нам Хозяйка Медной горы.
+ Гранит.
- Правильно определили?
+ Да
- Молодцы! Справились с заданием!
Работа по учебникуС.70-71:
- Ребята, полезные ископаемые - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.
Гранит – очень прочная горная порода. (Слайд 4)
- А что такое полевой шпат, кварц и слюда?
+ (это минералы)
- Если соединить их вместе, что получится?
+ (Горная порода гранит)
- Что такое гранит?
+ (ответы детей)
- Мы все время говорим про минералы и горные породы. Но мы так и не знаем что это такое! Давайте попробуем выяснить!
- Что такое минералы?
+ (однородное по составу природное тело)
- Возьмём любой минерал из коробочки, посмотрим на него ещё раз.
Согласны с этим?
+
- Найдите в учебнике значение слова «минералы».
+ (Природные вещества.)
-Найдите значение выражения «горные породы».
+ (Природное соединение одного или нескольких минералов.) Гранит- горная порода
-Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение.
+
Работа по учебнику. С. 72-73
- Минералы и горные породы – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают жидкие, твердые и газообразные
- Назовите твёрдые полезные ископаемые.
+ (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.)
- Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые.
+ (Нефть, природный газ.)
- Как человек использует в своей жизни полезные ископаемые?
+
- Т.е мы с вами доказали, что полезные ископаемые нужны человеку и они или их производные необходимы в жизни человека.
Возникает вопрос…
Как же добывают такие полезные ископаемые?
-Полезные ископаемые добывают открытым и закрытым способом.
Карьер – это открытый котлован (открытый способ).
Шахта – это глубокий колодец (закрытый способ).
- Объясните значение слова «месторождение».
+ Месторождения полезных ископаемых находят геологи. Эта работа очень сложная, ответственная и опасная.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Я - геолог».
По описанию надо узнать полезное ископаемое.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Кому было интересно на уроке?
Что нового вы узнали?
Кто может оценить свою работу на уроке на «5», «4»?
Полезные ископаемые – это…
Чем отличается горная порода и минерал?
Месторождение – это…
Какие бывают полезные ископаемые?
Какими способами их добывает человек?
Игра «да-нет»
Человек использует некоторые полезные ископаемые при строительстве зданий.
В строительстве используют каменный уголь, гранит, глину.
Из песка делают стекло.
Из руды человек получает металлы.
Нефть, газ помогают человеку отапливать дома.
Ищут полезные ископаемые строители.
Игра «Я -геолог»
Я геолог
1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями этого полезного ископаемого. Цвет его зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется в горных регионах, в глубинах земли.
Я геолог
2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.
_______________________________________
Я геолог
3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.
Я геолог
4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.
_________________________________
Я геолог
5.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Ископаемые- потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные- потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.