kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Кладовые земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучение полезных ископаемых, использование их человеком.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Кладовые земли"»

Технологическая карта урока

Предмет : окружающий мир

Тема: «Кладовые Земли»

Класс: 3А

Учитель: Рахимьянова Екатерина Викторовна

УМК: «Перспектива»

Основное содержание темы: изучение полезных ископаемых, использование их человеком.

Цель урока: знакомство с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», раскрытие роли добычи полезных ископаемых в деятельности человека.

Задачи урока:

  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам

  • Актуализировать знания о веществах.

  • Ознакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение».

Планируемые результаты:

Личностные умения:

— проявлять бережное отношение к природным богатствам.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;

— различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;

— определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Предметные умения:

— рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

— наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;

Оборудование:

  • Компьютер учителя;

  • Экран;

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Раздаточный справочный материал

  • Экземпляры гранита, лупа


Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.


Не бойтесь ошибиться,

Ведь вы пришли учиться.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Ребята, начать наш урок мне бы хотелось со слов нашего российского писателя М. Пришвина

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

М. Пришвин.

- Как вы понимаете эти слова?

+ (ответы детей)

Актуализация знаний:

- Прежде чем изучать новое, давайте повторим пройденное.

Закончите фразу…

- Любой предмет или объект, который есть в окружающем нас мире – это…

+ (тело).

- Любое тело состоит из …

+ (вещества).

- По своим состояниям вещества бывают…

+ (жидкими, твердыми, газообразными)

- У планеты Земля есть 2 богатства – это …

+ (воздух и вода).

- Почему мы называем их одними из главных богатств нашей планеты?

+ (ответы детей).

Мотивация к пробному учебному действию:

- Но у Земли есть и другие богатства.

- Ребята, к нам на урок пришла Хозяйка Медной горы.

- Она пришла не с пустыми руками? Как вы думаете, что у неё в руках?

+ (ответы детей) шкатулка. (Слайд 1)

- А что же лежит в этой шкатулке?

+ (ответы детей) камни, полезные ископаемые.



Хозяйка Медной горы: - Здравствуйте, ребята! Я и жители моей горы любим собирать разные камни и составлять из них коллекции. Но часто не можем решить, как изучать эти камни. Помогите нам решить эту проблему. (Слайд 2)

Я вам хочу подарить один очень удивительный камушек.

Что это?

Фиксация затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании:

- А сейчас, ребята, попробуйте назвать этот камень.

+ Мы не можем назвать камень, (мы пока не знаем, что это за камень).

( а если назовут камень «гранит»)

- Кто справился с заданием, вы сможете обосновать свой ответ?

+Нет, мы пока не можем обосновать свой ответ.

- Что у вас возникло?

+ У нас возникло затруднение.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как будем выходить из затруднения?

+ Составим план, изучим свойства полезных ископаемых и сравним с эталоном.

- Значит какую цель поставим сегодня на уроке?

+ Изучить свойства камней, полезных ископаемых!

- Верно, ребята! Мы будем изучать свойства различных камней, поможем Хозяйке Медной горы узнать, как они называются, поговорим о богатствах, которые хранят в себе горы.

- Сейчас поработаем в группах.

IV. Реализация построенного проекта.

- Я раздам вам образцы камней, вы должны будете определить их свойства и зафиксировать в таблице! Я даю вам 2 минуты. (жест готовности!!!)

Название

цвет

прочность

запах

однородность







+ (работа в группах).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А теперь вы свои рез-ты сравните с эталоном и сделайте вывод, какое полезное ископаемое досталось вашей группе.(СЛАЙД 3)



Название

цвет

прочность

запах

однородность

1

Известняк

Серый, белый, желтоватый

твердый

Специфический

Состоит из мелких частиц

2

Гранит

Красный, серый с черными крапинками

Очень прочный и твердый

нет

Состоит из разных по размеру зёрен

3

Каменный уголь

Черный, блестящий

Твердый, но хрупкий (колется)

нет

Слоистый

4

Железная руда

Черный (бывает бурый)

Прочный, твердый

специфический

Однородная, обладает магнитными свойствами

5

Янтарь

Золотисто-желтый

Твердый, но хрупкий, легко разбивается от удара

нет

однородный

6

Полевой шпат

Белый, серый, желтоватый, красный. Блестит.

твердый

нет

Неоднородный, пластинчатый



- Кто готов ответить? (жест)

1 группа – назовите свойства вашего образца, что записали в таблицу.

+

(Сравнивают все в группах, делают вывод, называют камень)

- Молодцы, справились с заданием.

Но в начале Хозяйка Медной горы показала нам удивительный камушек, который мы не смогли назвать.

- Что мы сейчас должны сделать, чтобы узнать какой это был камень?

+ сравнить с эталоном.

- Давайте сделаем вывод, какой же камень демонстрировала нам Хозяйка Медной горы.

+ Гранит.

- Правильно определили?

+ Да

- Молодцы! Справились с заданием!

Работа по учебнику С.70-71:

- Ребята, полезные ископаемые - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.

Гранит – очень прочная горная порода. (Слайд 4)

- А что такое полевой шпат, кварц и слюда?

+ (это минералы)

- Если соединить их вместе, что получится?

+ (Горная порода гранит)

- Что такое гранит?

+ (ответы детей)

- Мы все время говорим про минералы и горные породы. Но мы так и не знаем что это такое! Давайте попробуем выяснить!

- Что такое минералы?

+ (однородное по составу природное тело)

- Возьмём любой минерал из коробочки, посмотрим на него ещё раз.

Согласны с этим?

+

- Найдите в учебнике значение слова «минералы».

+ (Природные вещества.)

-Найдите значение выражения «горные породы».

+ (Природное соединение одного или нескольких минералов.) Гранит- горная порода

-Назовите минералы. (Полевой шпат, кварц, слюда.)

-Назовите горные породы. (Песок, глина, гранит, мел, мрамор)

-Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение.

+

Работа по учебнику. С. 72-73

- Минералы и горные породы – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают жидкие, твердые и газообразные

- Назовите твёрдые полезные ископаемые.

+ (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.)

- Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые.

+ (Нефть, природный газ.)

- Как человек использует в своей жизни полезные ископаемые?

+

- Т.е мы с вами доказали, что полезные ископаемые нужны человеку и они или их производные необходимы в жизни человека.

Возникает вопрос…

Как же добывают такие полезные ископаемые?

-Полезные ископаемые добывают открытым и закрытым способом.

Карьер – это открытый котлован (открытый способ).

Шахта – это глубокий колодец (закрытый способ).

- Объясните значение слова «месторождение».

+ Месторождения полезных ископаемых находят геологи. Эта работа очень сложная, ответственная и опасная.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Я - геолог».

По описанию надо узнать полезное ископаемое.


VII. Рефлексия учебной деятельности.

Кому было интересно на уроке?

Что нового вы узнали?

Кто может оценить свою работу на уроке на «5», «4»?


Полезные ископаемые – это…

Чем отличается горная порода и минерал?

Месторождение – это…

Какие бывают полезные ископаемые?

Какими способами их добывает человек?


Игра «да-нет»

Человек использует некоторые полезные ископаемые при строительстве зданий.

В строительстве используют каменный уголь, гранит, глину.

Из песка делают стекло.

Из руды человек получает металлы.

Нефть, газ помогают человеку отапливать дома.

Ищут полезные ископаемые строители.

Игра «Я -геолог»

Я геолог

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями этого полезного ископаемого. Цвет его зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется в горных регионах, в глубинах земли.


Я геолог

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.


_______________________________________


Я геолог

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.

Я геолог

4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

_________________________________


Я геолог

5.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду







Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Кладовые земли"

Автор: Рахимьянова Екатерина Викторовна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515220

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по окружающему миру "Берегите лес-кладовую здоровья" "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bierieghitie-lies-kladovuiu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300282"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства