Предмет | Обучение грамоте (чтение) |
УМК | «Перспектива», авторы учебника «Азбука» Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. |
Класс | 1г |
Тема урока | Закрепление и обобщение знаний |
Тип урока | Урок повторения и развивающего контроля |
Целевые установки урока | - Создание позитивного, праздничного настроя у учащихся - Повторение сведений об изученных звуках и буквах; - Систематизирование знаний по теме «Слово», «Предложение», «Текст» - Развитие навыков чтения |
Задачи | Повышать учебную мотивацию обучащихся; развивать внимание; способствовать развитию познавательных интересов и любознательности учащихся. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах |
Педагогический прием | Геймификация обучения: учебный квест |
Планируемые результаты обучения | личностные: формирование познавательного интереса к предмету на примере развивающих заданий и вопросов учителя, способствующих созданию мотивации; формирование индивидуального стиля деятельности на примере работы с выразительными средствами, взаимоуважения. предметные: формирование умения соотносить звук и букву, которой он соответствует; выделять гласные и согласные звуки и буквы, давать им характеристику; освоение навыков смыслового чтения слов, предложений и текста; метапредметные: освоение способов решения буквенных ребусов, развивать умение работать с таблицами; формирование умения слушать и слышать, умения вступать в сотрудничество |
Техники и технологии | Проблемно-диалогическое обучение, игровое, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее |
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) | Презентация с заданиями; компьютер, проектор, экран; звуковой файл для сюрприза. Карточки со словами-ребусами, карточки с предложениями, карточки с текстом. Образовательная платформа Learnis, где можно составить веб-квесты, викторины и интеллектуальные онлайн игры, адрес : https://www.learnis.ru/355496/ Конструктор ребусов, где можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке, адрес: http://kvestodel.ru/generator-rebusov |
Этапы | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1.Орг. момент | Проверяется готовность обучающихся к уроку. -Мы сегодня поиграем? -Мы сегодня помечтаем? -Заниматься тоже будем? -Пошутить мы не забудем? -И дружить мы крепко будем? -Вот сколько у нас интересных дел! Вспомним девиз, он нам поможет. Хоровая «кричалка»: Мы дружные ребята! Мы всегда, где надо. Никогда не подведем, И выход мы всегда найдем! Послушайте стихотворение. Хлеба купить попросили Андрея, вот и пошел он, читать не умея. Вывесок много, а мальчик один. Входит несмело Андрей в магазин. Кто-то в халате и молвит Андрею: - Сядьте, я бороду вашу побрею! Только тогда, покраснев от стыда, понял Андрей, что попал не туда. Вот что, ребята, порою бывает - с теми, кто грамоты вовсе не знает. Надо читать научиться скорей, а то ты впросак попадешь, как Андрей. Зачем нужно учиться грамоте? Как называется наш урок? (уч-ся разгадывают ребус на слайде) Чему мы учимся на этом уроке? (отгадывают ребус на слайде) | Личностные: формирование интереса (мотивации) к уроку. Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места. Познавательные: логическое сопоставление стихотворения с деятельностью на уроке, решение проблемных ситуаций посредством отгадывания ребусов |
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности | Проблемная ситуация. Ребята, вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Сегодня мы с вами поиграем в небольшую игру. Это такая игра, где надо выполнять задания, отгадывать загадки и за правильно выполненное задание вы будете получать подсказку. В конце игры вы с помощью букв сложите слово и узнаете, какой приготовлен для вас сюрприз. Ну что, хотите узнать, какой сюрприз для вас приготовили? А наша игра называется… (ребус) КВЕСТ Молодцы, ребята! Поставьте смайлики в графе «Оценка» По мере выполнения заданий, мы будем работать в маршрутных листах. На лицевой стороне – маршрутный лист, на обратной стороне – подсказки для поиска заданий. № ЭТАПЫ УРОКА ОЦЕНКА 1 ИГРА : 2 ЗВУКИ И БУКВЫ: А) ______________________________________________ _______________________________________________ Б) 3 СЛОВО: 4 ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 5 ТЕКСТ: 6 КОД: 7 Настроение: Обратная сторона маршрутного листа ПОДСКАЗКА 1. Составь слово из слогов: ма | ро | лу | ка | го | по | вё | пю | ха | ы | тя | ке | лоч | э | зи | я | фэ | ди | сы | жи | 1-й слог – 1-й ряд, 2-ая строка 2-й слог – 3-й ряд, 3-я строка 3-й слог – 4-й ряд, 1-ая строка Это слово, где спрятана подсказка ПОДСКАЗКА 2. Буквы обводи в кружок, а числа зачёркивай. Выпиши только буквы, составив слово. З | 6 | 10 | 2 | 4 | 5 | Р | 7 | А | 1 | 9 | 1 | 4 | 5 | Л | 4 | 3 | К | 8 | 4 | Е | 2 | 9 | 9 | О | ПОДСКАЗКА 3. Воспользуйся ключом и напиши слово в пустых клеточках Чтобы соревноваться и играть – необходима разминка. Чтобы узнать тему разминки - нужно будет отгадать ребусы ( Буква и Звук). | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование темы и познавательной цели урока |
3.Актуализация усвоенных знаний. Классификация звуков и букв | Организуется работа по изученному материалу. РАЗМИНКА (задания на слайде презентации, ответы дети пишут в маршрутных листах) А). Найдите «спрятанные» буквы. Разделите их на 2 группы. Б). Запиши столбиком сонорные согласные + эту букву (И), допишите слоги в прямом порядке и обратном: М | | | | | | | | М | И | | И | М | | | | | | | | | | | | | | | | Н | | | | | | | | Н | И | | И | Н | | | | | | | | | | | | | | | | Л | | | | | | | | Л | И | | И | Л | | | | | | | | | | | | | | | | Р | | | | | | | | Р | И | | И | Р | | | | | | | | | | | | | | | | Й | | | | | | | | Й | И | | И | Й | | | | | | | | | | | | | | | | Молодцы, ребята! Поставьте смайлики в графе «Оценка». Открывается страница квеста «Зеленая комната» с 3 заданиями. Нам нужно найти задания для того, чтобы выбраться из комнаты. В этом нам помогут подсказки на обратной стороне маршрутного листа. Итак, смотрим Подсказку 1. | Регулятивные: освоение способов выделения звуков в словах, осознание качества и уровня освоения Познавательные: группировка букв на основе общих признаков. Коммуникативные: участие в диалоге, умение работать коллективно |
4. Включение в систему знаний и повторения | ПОДСКАЗКА 1. Составь слово из слогов: 1-й слог – 1-й ряд, 2-ая строка 2-й слог – 3-й ряд, 3-я строка 3-й слог – 4-й ряд, 1-ая строка Это слово, где спрятана подсказка (полочка) ма | ро | лу | ка | го | по | вё | пю | ха | ы | тя | ке | лоч | э | зи | я | фэ | ди | сы | жи | А теперь отгадайте загадку: Оно может быть ласковым, может быть грубым. Оно может быть тихим, может быть громким. Оно может обидеть, может рассмешить. Его можно сказать, а можно взять и написать, Но для этого нужно буквы знать. Что это? Нажимаем на книжную полку – открывается тема задания 1 с ребусом (Слово). Задание 1. Расшифровать слова и записать их в маршрутный лист. Индивидуальная работа по карточкам. Молодцы, ребята! Поставьте смайлики в графе «Оценка». Физминутка для глаз «Любопытная Варвара» Теперь нам нужно найти Подсказку 2. | Познавательные: формирование умений на основе изучения данной темы Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности |
5.Применение знаний. | ПОДСКАЗКА 2. Буквы обводи в кружок, а числа зачёркивай. Выпиши только буквы, составив слово. З | 6 | 10 | 2 | 4 | 5 | Р | 7 | А | 1 | 9 | 1 | 4 | 5 | Л | 4 | 3 | К | 8 | 4 | Е | 2 | 9 | 9 | О | В зеркале появляется тема задания 2, решение ребуса (Предложение). Задание 2. Работа в парах. Каждой паре дается карточка с 2-ми предложениями с картинками. Пара должна прочитать предложения и записать одно предложение у себя в маршрутном листе. Молодцы, ребята! Поставьте смайлики в графе «Оценка». | Личностные: принятие и соблюдение правил культурного общения, формирование интереса к учению. Познавательные: расширение кругозора, ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: высказывание своего мнения |
6.Упражнения для мышечной релаксации | Организуется отдых для детей. - Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте, что вы хотите выжать воду из мокрого песка. Сожмите сначала пальцы правой руки, крепче…. Теперь разожмите их. Стряхните песок с руки… (По два раза каждой рукой и двумя руками.) | Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности |
7. Применение полученных знаний и умений. Упражнения в чтении слов с изученными буквами. | Нужно найти Подсказку 3. ПОДСКАЗКА 3. Воспользуйся ключом и напиши слово в пустых клеточках На экране телевизора появляется ребус с темой следующего задания (Текст) Работа с текстом в группе. Частично-поисковая деятельность. В маршрутных листах записать цифрами порядок предложений в тексте. Молодцы, ребята! Поставьте смайлики в графе «Оценка». | Регулятивные: освоение навыков смыслового чтения. Познавательные: сравнение, поиск общего. Коммуникативные: чтение вслух текста, устное оформление своих мыслей |
9. Динамическая пауза. | Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте) Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши) Качаем головой (наклоны головы влево, вправо). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны) И побежим кругом (бег на месте). | Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности |
10.Рефлексия. Подведение итогов урока | Ищем КОД от двери. Давайте вспомним все, чем мы сегодня занимались на уроке. Какие понятия мы использовали? (Звуки, буквы, слова, предложения, текст) Первые буквы этих понятий и составляют КОД от двери: З Б С П Т. Запишите его в маршрутном листе. Вводим код от двери и получаем СЮРПРИЗ для игроков – музыкальный файл с веселой танцевальной музыкой: Можно потанцевать, подвигаться. Рефлексия. Подводит итоги, организует оценочные высказывания обучающихся Ребята, вы замечательно поработали сегодня. Давайте подведем итоги. Ответьте на мои вопросы. - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что вам больше всего понравилось? - Что было самым трудным? - Кто доволен сегодня своей работой? - Покажите свое настроение с помощью смайлика в маршрутном листе. Всем спасибо за урок! | Личностные: освоение личностного смысла учения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей, высказывать свое мнение |
1. Никифорова В. В., Короткова А. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.
2. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: просвещение, 2017.
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов/ Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995.
5. Успенская Л. П. Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1992.
6. Синицына Е. И. Умные загадки. - М.: «Лист», 1997
7. 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей / сост. Т. Клименко. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2008