3. Введение в тему урока | | -Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство? - Произведения какого жанра собраны в этом разделе? -Ответьте, что называют сказкой? -У вас на столе карточки. Поработайте в парах и назовите части сказочного повествования. -Какие виды сказок вам известны? Слайд 4 - Приведите примеры. -Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки. На какие 2 группы можно их разделить? -Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки? - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». -Попробуйте по названию и картинке на слайде определить, о чём пойдёт речь в этой сказке. -Какая это сказка : авторская или народная . - Что это значит? слайд 5 | -«Там чудеса…» (Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.) ( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы) На доске большие карточки. - Бытовые, сказки о животных, волшебные сказки -Бывают сказки авторские, а бывают народные. -Народная, сочинял народ, передавалась из уст в уста. | |
3. Основная часть. Упражнение «Цепочки слов» | | -Прежде чем мы с вами прочтём эту сказку потренируемся в чтении сложных слов сначала по цепочке, затем целиком,которые встретятся в тексте: при+го+ва+ри+ва+ла – приговаривала, хо+зя+юш+ка – хозяюшка, ко+ро+вуш+ка – коровушка, го+лу+буш+ка – голубушка, про+ско+чи+ло – проскочило. -Прочитаем так как написано, а затем так как произносим, выделим ударение. -Как вы думаете, почему в сказке используются слова «хозяюшка», а не хозяйка, «коровушка», а не «корова»? -Почему на Руси к корове всегда относились ласково, доброжелательно, почтительно, почему называли «коровушка, матушка»? | -Для передачи доброго, ласкового отношения к героям -Потому что корова на Руси – кормилица-матушеа, если в семье была корова, то семья была накормлена, сыта, могла заработать на молочных продуктах. | |
4. Знакомство со сказкой, анализ содержания, дерево предсказаний, чтение с остановками.(что будет дальше и почему). Выборочное чтение, чтение по ролям,чтение подготовленными учениками. | | (Чтение сказки по частям. Первую часть до слов: «Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит» - учитель.) - Что случилось с петушком? -Почему? -Какая главная мысль прочитанного? -Как вы думаете, что произойдёт дальше? Давайте предположим что может случиться дальше? Дерево предсказаний: ствол – вопрос: чем закончится сказка? Ветви – предположения: куда пойдёт. С кем встретится, что получится в итоге. Листья – аргументы: по мере прочтения текста-сбылось или нет. Заполняется по ходу чтения. (Вторую часть до слов: «Беги к коровушке, попроси у неё молока, а я собью маслица» - по цепочке по одному предложению) -К кому обратилась курочка? -Для чего? - Выполнила хозяйка её просьбу? -Зачем хозяйка отправила курочку к коровушке? -Зачем хозяйке молочко? -Главная мысль этой части? -Как вы думаете, что будет дальше? (Работа с деревом. Чтение выборочное.) (Третью часть до слов: «Пусть он принесёт мне свежей травы» - хорошо читающий ученик) -К кому теперь обратилась курочка? -С какой просьбой? -Корова выполнила её просьбу? -Почему? -Куда корова отправила курочку? -Озаглавим эту часть -Предположите, что же будет дальше. (Работа с деревом. Чтение по ролям) (Четвёртую часть до слов: «Беги к кузнецу за косой» - по цепочке по одному предложению) -К кому обратилась курочка? -Что ей было нужно? -Исполнил ли хозяин её просьбу? -К кому отправил хозяин курочку? - Кто такой кузнец? (Работа с толковым словарём.(словарная работа)) Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий. Коса- Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос. -Как вы представляете себе кузнеца. Каким он должен быть, как представляете себе его работу? -Главная мысль прочитанной части? (Пятую часть до слов: «…хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке» - хорошо читающий ученик) -К кому обратилась курочка с просьбой? -Выполнил ли кузнец её просьбу? -Исполнили просьбу курочки герои сказки? - Озаглавим эту часть. -Как вы думаете, чем закончится сказка? (Шестую часть до конца читает учитель.) -Итак, чем закончилась сказка? - Как курочке удалось спасти петушка? -Какое качество проявила курочка и другие герои? - Озаглавьте эту часть. - Оправдались ли ваши ожидания? (Работа с деревом. ) -Что бы вы посоветовали петушку? | -Подавился бобовым зёрнышком -Спешил (Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит) - Беда, петушок подавился. -К хозяйке. --Попросила у неё маслица -Нет, у неё не было маслица - За молочком -Сбить из него маслице -Курочка обращается к хозяюшке -К коровушке -Дать хозяюшке молочка - Нет - Чтобы дать молочка, коровушке нужна свежая травка -К хозяину за травой -Курочка обращается к коровушке - К хозяину -Свежей травы -Нет, у него не было острой косы, чтобы накосить травы -К кузнецу -Курочка обращается к хозяину -К кузнецу -Да -Герои выполнили просьбу курочки -Герои выполняют просьбу курочки -Как только петушок подавился, она не раздумывая бросилась его спасать -Доброту, умение придти на помощь в трудную минуту -Спасение -Когда ешь, торопиться нельзя | |
6. Составление картинного плана, чтение по ролям. | | -Мы составляли словесный план. Подумайте, а можно ли составить план картинный? - Что должно быть изображено на картинках плана? -Посмотрите, какой картинки не хватает? А в правильном ли порядке расположены иллюстрации? - Расставьте в нужном порядке, сколько героев в сказке, последовательность обращений курочки за помощью. -Молодцы, все части вы верно назвали. - А чтобы лучше передать характер героев, давайте прочитаем сказку по ролям. (Чтение по ролям) -Обратите внимание на интонацию, с которой вы должны читать свою роль. | -Да -Герои в определённой последовательности -Как курочка разговаривает с коровушкой -Нет | |
7. Работа с пословицами. | | (В конвертах разрезанные пословицы, нужно их собрать и объяснить смысл. По рядам 3 пословицы.( на скорость) ) Проверка на слайде. -Если бы вам предложили придумать своё название к этой сказке, используя пословицу, какую из предложенных вы бы выбрали? -Почему? - Послушайте как звучит эта сказка в исполнении актёров театра и кино. Найдите различия. | -Дружбу за деньги не купишь, нет друга ищи, а нашёл береги, друзья познаются в беде. Дети слушают отрывок сказки, находят различия с прочитанным | |
8. Рефлексия. Оценивание. | | - С какой сказкой мы познакомились сегодня? -Кто её автор - К какому виду она относится? - Чему научила нас эта сказка? - Счастливый конец у сказки или нет? Сбылись ли наши предположения на дереве предсказаний? -Назовите всех действующих героев сказки; -Можно ли их назвать настоящими друзьями; -Что вам больше всего понравилось в сказке; -Были ли у вас такие ситуации, когда кому - нибудь требовалась ваша помощь. Итог:слайд 13 - Какое настроение у вас в конце урока? Что вам особенно запомнилось? - Попробуйте дома рассказать сказку родителям, опираясь на картинный план в учебнике на стр. 33 и нарисовать понравившегося героя сказки. - Урок окончен. Всем спасибо за работу. | Петушок и бобовое зёрнышко Русский народ Бытовая (Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.) - Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается | |