kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для УМК "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"".»

Технологическая карта урока чтения

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тип урока

урок открытия нового знания

Цели урока

  1. Продолжить знакомство учащихся с русским устным народным  творчеством 

  2. Развивать умения прогнозировать содержание сказки

  3. Воспитывать уважение, сочувствие и внимательное отношение к другим людям.


Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогическая технология; коммуникативно-деятельностная технология, приём антицепации

Основные понятия, термины

Сказка

Планируемый результат

Предметный

Личностный


  • Способствовать развитию выразительной и монологической речи учащихся;обогащать словарный запас учащихся.

  • Способствовать развитию внимания, интереса к чтению.


  • Уметь различать жанры устного народного творчества Характеризовать героев сказки

  • Соотносить пословицу и сказочный текст

  • Определять последовательность событий

- проявлять интерес к чтению


Метапредметный

1)Познавательные:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы


2)Коммуникативные

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

3)Регулятивные

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

-фронтальная

-индивидуальная

- презентация;

карточки для самостоятельной работы;

кроссворд;

«дерево предсказаний»;

сборники сказок.

Музыкальное сопровождение.



Литература:

Методические рекомендации к урокам литературного чтения М..Просвещение,2012;

Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс Вако 2011


Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000.


Литературное чтение. 2 класс: для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение 2012 г.





Технология обучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент


Артикуляционная гимнастика. Слайд 1

-Прочитайте чистоговорку медленно.

-Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.

-Прочитайте шепотом, громко.

-Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко-тихо, весело-сердито.

-Ребята. Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством.

-К какому жанру устного народного творчества относится наша артикуляционная гимнастика?



















-(скороговорка)


2.Сообщение темы и целей урока.


(На доске перепутанные буквы собрать их)

– СКАЗКА (Слайд 2)




3. Введение в тему урока



-Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?

- Произведения какого жанра собраны в этом разделе?

-Ответьте, что называют сказкой?


-У вас на столе карточки. Поработайте в парах и назовите части сказочного повествования.



-Какие виды сказок вам известны? Слайд 4

- Приведите примеры.

-Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки. На какие 2 группы можно их разделить?

-Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки?

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Попробуйте по названию и картинке на слайде определить, о чём пойдёт речь в этой сказке.

-Какая это сказка : авторская или народная .

- Что это значит? слайд 5


-«Там чудеса…»




(Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)

( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы) На доске большие карточки.

- Бытовые, сказки о животных, волшебные сказки





-Бывают сказки авторские, а бывают народные.





-Народная, сочинял народ, передавалась из уст в уста.


Физкультминутка


Ах, красавец-петушок!

На макушке – гребешок,

А под клювом –то бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Рпньше всех петух встаёт.

Громким голосом поёт:

КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!

ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!





3. Основная часть. Упражнение «Цепочки слов»



-Прежде чем мы с вами прочтём эту сказку потренируемся в чтении сложных слов сначала по цепочке, затем целиком,которые встретятся в тексте:

при+го+ва+ри+ва+ла – приговаривала, хо+зя+юш+ка – хозяюшка, ко+ро+вуш+ка – коровушка, го+лу+буш+ка – голубушка, про+ско+чи+ло – проскочило.

-Прочитаем так как написано, а затем так как произносим, выделим ударение.

-Как вы думаете, почему в сказке используются слова «хозяюшка», а не хозяйка, «коровушка», а не «корова»?

-Почему на Руси к корове всегда относились ласково, доброжелательно, почтительно, почему называли «коровушка, матушка»?











-Для передачи доброго, ласкового отношения к героям


-Потому что корова на Руси – кормилица-матушеа, если в семье была корова, то семья была накормлена, сыта, могла заработать на молочных продуктах.



4. Знакомство со сказкой, анализ содержания, дерево предсказаний, чтение с остановками.(что будет дальше и почему). Выборочное чтение, чтение по ролям,чтение подготовленными учениками.



(Чтение сказки по частям. Первую часть до слов: «Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит» - учитель.)

- Что случилось с петушком?

-Почему?


-Какая главная мысль прочитанного?


-Как вы думаете, что произойдёт дальше? Давайте предположим что может случиться дальше? Дерево предсказаний: ствол – вопрос: чем закончится сказка? Ветви – предположения: куда пойдёт. С кем встретится, что получится в итоге. Листья – аргументы: по мере прочтения текста-сбылось или нет.

Заполняется по ходу чтения.


(Вторую часть до слов: «Беги к коровушке, попроси у неё молока, а я собью маслица» - по цепочке по одному предложению)

-К кому обратилась курочка?

-Для чего?

- Выполнила хозяйка её просьбу?

-Зачем хозяйка отправила курочку к коровушке?

-Зачем хозяйке молочко?

-Главная мысль этой части?

-Как вы думаете, что будет дальше? (Работа с деревом. Чтение выборочное.)


(Третью часть до слов: «Пусть он принесёт мне свежей травы» - хорошо читающий ученик)


-К кому теперь обратилась курочка?

-С какой просьбой?

-Корова выполнила её просьбу?

-Почему?


-Куда корова отправила курочку?

-Озаглавим эту часть

-Предположите, что же будет дальше. (Работа с деревом. Чтение по ролям)


(Четвёртую часть до слов: «Беги к кузнецу за косой» - по цепочке по одному предложению)


-К кому обратилась курочка?

-Что ей было нужно?

-Исполнил ли хозяин её просьбу?


-К кому отправил хозяин курочку?

- Кто такой кузнец?

(Работа с толковым словарём.(словарная работа))


Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий.

Коса- Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос.


-Как вы представляете себе кузнеца. Каким он должен быть, как представляете себе его работу?


-Главная мысль прочитанной части?


(Пятую часть до слов: «…хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке» - хорошо читающий ученик)


-К кому обратилась курочка с просьбой?

-Выполнил ли кузнец её просьбу?

-Исполнили просьбу курочки герои сказки?

- Озаглавим эту часть.

-Как вы думаете, чем закончится сказка?


(Шестую часть до конца читает учитель.)


-Итак, чем закончилась сказка?

- Как курочке удалось спасти петушка?



-Какое качество проявила курочка и другие герои?

- Озаглавьте эту часть.

- Оправдались ли ваши ожидания? (Работа с деревом. )

-Что бы вы посоветовали петушку?








-Подавился бобовым зёрнышком

-Спешил (Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит)

- Беда, петушок подавился.














-К хозяйке.

--Попросила у неё маслица

-Нет, у неё не было маслица

- За молочком

-Сбить из него маслице

-Курочка обращается к хозяюшке







-К коровушке

-Дать хозяюшке молочка

- Нет

- Чтобы дать молочка, коровушке нужна свежая травка

-К хозяину за травой

-Курочка обращается к коровушке







- К хозяину

-Свежей травы

-Нет, у него не было острой косы, чтобы накосить травы

-К кузнецу





















-Курочка обращается к хозяину






-К кузнецу

-Да

-Герои выполнили просьбу курочки

-Герои выполняют просьбу курочки





-Как только петушок подавился, она не раздумывая бросилась его спасать

-Доброту, умение придти на помощь в трудную минуту

-Спасение

-Когда ешь, торопиться нельзя





6. Составление картинного плана, чтение по ролям.



-Мы составляли словесный план. Подумайте, а можно ли составить план картинный?

- Что должно быть изображено на картинках плана?


-Посмотрите, какой картинки не хватает?

А в правильном ли порядке расположены иллюстрации?

- Расставьте в нужном порядке, сколько героев в сказке, последовательность обращений курочки за помощью.

-Молодцы, все части вы верно назвали.

- А чтобы лучше передать характер героев, давайте прочитаем сказку по ролям. (Чтение по ролям)

-Обратите внимание на интонацию, с которой вы должны читать свою роль.


-Да


-Герои в определённой последовательности

-Как курочка разговаривает с коровушкой

-Нет


7. Работа с пословицами.


(В конвертах разрезанные пословицы, нужно их собрать и объяснить смысл. По рядам 3 пословицы.( на скорость) )

Проверка на слайде.

-Если бы вам предложили придумать своё название к этой сказке, используя пословицу, какую из предложенных вы бы выбрали?

-Почему?

- Послушайте как звучит эта сказка в исполнении актёров театра и кино. Найдите различия.





-Дружбу за деньги не купишь, нет друга ищи, а нашёл береги, друзья познаются в беде.


Дети слушают отрывок сказки, находят различия с прочитанным



8. Рефлексия. Оценивание.




- С какой сказкой мы познакомились сегодня?

-Кто её автор

- К какому виду она относится?

- Чему научила нас эта сказка?




- Счастливый конец у сказки или нет?

Сбылись ли наши предположения на дереве предсказаний?

-Назовите всех действующих героев сказки;

-Можно ли их назвать настоящими друзьями;

-Что вам больше всего понравилось в сказке;

-Были ли у вас такие ситуации, когда кому - нибудь требовалась ваша помощь.


Итог:слайд 13


- Какое настроение у вас в конце урока? Что вам особенно запомнилось?

- Попробуйте дома рассказать сказку родителям, опираясь на картинный план в учебнике на стр. 33 и нарисовать понравившегося героя сказки.


- Урок окончен. Всем спасибо за работу.




Петушок и бобовое зёрнышко

Русский народ

Бытовая

(Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)

- Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сотникова Екатерна Сергеевна

Дата: 26.05.2021

Номер свидетельства: 581712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок чтения в 1 классе "Петушок и бобовое зёрнышко" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-chtieniia-v-1-klassie-pietushok-i-bobovoie-ziornyshko"
    ["file_id"] => string(6) "129117"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415637564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства