kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока физической культуры: "Подвижные игры. Прыжок в длину с места".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте. Перед вами представлена правильная технологическая карта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физической культуры: "Подвижные игры. Прыжок в длину с места".»

Билет 1. Синтаксис как раздел грамматики.

Синтаксис - это раздел грамматики изучающий строй связной речи и определяющий правила грамм. оформления словосочетания и предложения.

Словосочетание – наименьшая единица синтаксиса, которая представляет собой соединение 2 или более знаменат. слов называемых явления объективной действительности.

Классификация словосочетаний. В зависимости от того, к какой части относится главное слово, словосочетания делятся на четыре группы:

Глагольные (читать книгу, прибитый гвоздями)

Именные, которые распадаются на три подгруппы: с именами сущ. (дорогая книга, дом отца), с именами прил. (очень дорогая, дороже золота), с именами числит. (две книги, трое детей)

Наречные (очень дорого, невероятно плохо)

Местоименные (что-то детское, каждый из присутствующих)

Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому, например: гулять (где?) в парке.

В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными 3 способами: согласованием, управлением, привыканием.

Согласованием называется такая связь, при которой завис. слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются след. завис. слова: имена прил. (дорогая книга), мест.-прил. (моей книгой), причастия (улыбающееся дитя), порядковые числит. (второго сорта), сущ. (город Нижневартовск).

Управлением называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том кос. падеже, какого требует главное слово. Связью управления соединяются след. завис. слова: имена сущ., мест.-сущ., колич. числит. и другие слова, употребленные в значении существительных.

Примыкание – это такая связь, при которой неизменяемые слова (наречия) или неизменяемые формы слова (неопред. форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например: приехать вчера, выйти освежиться, идти прихрамывая




Билет 5 Гл. члены двусост. Предложения.

Члены предлож.-это знаменат. слова или сочетания слов, находящиеся в составе предложения в опред. синтаксич. отношениях (предикативные, атрибутивные, объектные, обстоят.). На основе предикативных отношений выделяется грамм. основа предл. – подл. и сказ. Подлежащее- главный член предл., обозначающий предмет речи (вещь, лицо, явление природы) и отвеч. на воп. кто? что? Способы выражения подлеж.: 1) Сущ. в И.п. ; 2. Мест в И.п.: а) личное; б) вопросит. (Кто); в) относительное (И первое, что бросилось ему в глаза..); г) неопределенное (кто-то); д) отрицательное(никто); е) определительные( все это уже было); 3) прил. в значении сущ. (Здесь конный несется в снах); 4) Прич. в знач. сущ. (Вошедший сел); 5)Числ. в знач. сущ: а) колич.(Семеро одного..); б) порядковое(Медленно падал пятый); 6) нареч. в знач. сущ.(Это «вперд» профессора все время висит); 7)Инфинитив(Посмеяться-дело доброе.); 8) словосоч.( Каждый из нас сегодня придет); 9) Междометия в знач. сущ. (Далече грянуло ура); 10) Служ. ч.р. в знач. сущ.(Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось).

Билет №2 Предложение как основная коммуникативная единица в синтак. строе языка и речи

Предложение – грамматически интонационно-оформленная по законам данного языка единица речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

Предложение характеризуется: коммуникативностью, предикативностью, модальностью.

Коммуникативность- категория предложения, информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего данные значения с помощью интонации. Предикативность — ключевой конституирующий признак предложения. Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса, в том числе слову. Предикативность относит информацию к действительности и тем самым формирует единицу, предназначенную для сам. сообщения. -темпоральность - синтаксическое время - передает соотнесённость высказывания моменту речи. -модальность -категория, отображающая общие различия в отношении сознания человека к обознач. предложением событию. -персональность – грам. категория, обознач. синтаксическое лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим.

В системе синтаксических единиц предложение занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, образуется из слов и словосочетаний, а с другой - как единица, вычленяющаяся из текста. Создавая предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксич. отношениями и выражают мнение, какое-то сообщение о предметах и явлениях действительности.

Предложение - многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство: 1) самостоятельность функционирования; 2) предикативность; 3) интонационная оформленность и смысловая завершенность; 4) грамматическая организованность. Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицу языка и речи.

По структуре все предложения делятся на простые и сложные.

Простое предложение – это предложение, состоящее из одной грамматической основы. Она может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: Мы плыли довольно медленно; или из одного подлежащего, например: Зима; или одного сказуемого, например: Вечереет.

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более грам. основ, объединенных в одно целое по смыслу и интонационно. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий (В.А. Жуковский

Нераспространенн предложения состоят только из главных членов. Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространенными.

Билет 3 Классификация предложений по цели..

В зависимости от цели высказыв. предл-я делятся на повеств, вопрос, и побудит.. В повест. предл. сообщается о каком-л. событии, факте. Таким пред. свойственна интонация сообщения, а тон к концу предл. понижается. В конце повест. предл. ставится

точка. Вопросит. предл. заключают в себе вопрос и имеют особую, вопросит. интонацию-повышение тона на стрежневом слове.(ВЫ писатель?). В оформлении вопрос. пред. могут исполть вопрос. Частицы (разве, неужели), вопр. мест.(кто, что); мест-е

наречия(где,куда); воп. частица ли (Жалею ли о чем). В РЯ есть воп. предл. не предполагающие ответа и произнос. с воскл. интонацией. Это пред. с рит. вопросами. В таких предлож. ставится ! или ?, или даже !?. (Послушайте, если звезды). Рит. вопросы чаще испол. как выраз-е ср-во. В побуд. предл. заключ-ся приказ, просьба, побуждение к действию. В таких пред. обычно один гл.член. – гл. в форме пов. накл.или инфинитив (Позвольте мне). По эмоц. Окраске различают пред.-воскл. и невоск. Восклиц. заключ. в себе сообщение, вопрос или побужд. к действию и в то же время

передает чув-ва говорящего. Они произн. с воскл. интонацией. В конце пред. ставится !. Любое пред. может стать восклиц. если оно произносится с чувством. (Ага! Догнал тебя! -повест.-воскл.). В воскл. пред. может исп. частицы(как, какой, что за, вот так) –Как хороши розы! Предл. могут быть утверд-е и отриц-е. Утверд-е: предложение в котором утверждается то, что высказывается относительно предмета речи(Ночь стояла над замершей землей). В утверд. передается наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. Отрицательные-пред-я в которых отриц-ся то, что высказывается о предмете речи. Показателем отриц. явл. частицы(не, ни), отриц. мест. и мест-е наречия(негде,никто,никуда). Различают общеотриц. и частноотриц. предл. Общеотриц.-имеют отриц. частицу не перед сказуемым или сказ. выраж. словом нет(Ничьих шагов не слышу за собой); Если отриц-е стоит перед другими членами предл. то это частичное отриц., их назыв. частноотриц-е предл.(Не по словам судят, а по делам). Отрицание может выраж. с помощью интонации. В некот. случаях даже при наличии «не» предл. явл. утвердительным (Крылов не мог не вернуться). Простое двусос.(односос.) пред. может быть полным и неполным. В полн. предл. присутствуют все члены пред.я, необходимые с (.) зрения структуры и выражения смысла пред. Неполные – предлож. ,в котором пропущен какой-л. из членов, необходимый как для структуры, так и для семантики предл. Может быть пропущен любой чл. пред. Пропущ. чл. пред. можно восстановить исходя из ситуации или контекста. В соответствии с этим различают контекстуально неполные и ситуативно неполные предл. В контек. неполн. пропущ. член легко восстанавливается из предыущего контекста, в котором он словесно зафиксирован. (про скворца); в ситуативно неполн. содержание пропущ-х членов подсказывается ситуацией: «Я завтра уезжаю.). Неполн. предл. могут быть как односост. так и двух составн. Эллиптическое пред.- особый тип пред., которые отлич-ся от неполн. тем, что пропущенное в них сказ. не может быть восстановлено из контекста. В восстановлении его нет необходимостия, т.к. оно будет ненужным. (Таня в лес, медведь за нею)

Билет 4 Порядок слов в предложении

Порядок слов - расположение членов предл. Простое предложение имеет свободный порядок слов. Подл. чаще всего стоит перед сказ., согласованным опред. перед опред. словом, несоглас. после. Обстоят. образа действия перед сказ., обст. с другими знач. и дополнения после. Такой порядок слов называется прямым. (Однажды в тихий солнечный день ранней осени я сидел на берегу). Для научн. и публицист. стиля. Непрямой порядок слов(инверсия) используется для того, чтобы обратить внимание на читателя на слово, стоящее на необычном месте, подчеркнуть его значение для высказ-я. Сказ. перед подл.характерно для описания, живости картины(Уходит день).В зависимости от места положения слов может меняться смысл высказыв., его стилистич. оттенок.(Холодный вечер-Вечер холодный). При изменении поряка слов предложение становится двусоставным. Порядок слов определ. смысловой связью с предшеств. пред-ем.(Ваня принес выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сухим хом.) В каждом пред. выделяется изв. инф.(тема) и новая(рема). В стилистически нейтральной речи тема обычно предш. реме.

К членимым относятся предл., в которых выделяются члены предл. Среди членим. прост. предл. различ. двусост. и односос. Нечленимые предл.- это такие, в которых отсутствуют члены предл. Они состоят из одного слова или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий: 1) утвердительный тип (Да,Конечно); 2) отрицательный (Нет); 3) вопрос.й (Неужели?); 4) побудит. (Давай! Вон!); 5) эмоц.-оценочные(Ура!). К нечленимым словам-предложениям относ. этикетные слова: спасибо, пжл. Слова-пред. употр. в диалогической речи. Свойственны разговорному языку, в пич. речи только в худ. произв. (Ты готов к уроку?-да!)


Билет 8 Второстепенные члены предложения.

Втор. членами предложения являются члены предложения, не входящие в грам. основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их. Это предложение является распростр., так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
ВЧП являются определение, дополнение и обстоятельство.
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? 
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией. 
В зависимости от того, какой падежной формой сущ. (местоимения) выражен рассматриваемый втор. член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение. Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается след. образом: переходный глагол управляет сущ. (местоимением) в форме В.П. без предлога или род. ПАДЕЖА, если слово имеет значение части от целого. Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину. Остальные дополнения являются косвенными. Сравним: Я пишу (что?) книгу. Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком, (чем?) словами (Ю. Смирнов)

9 билет. ВЧП. Определение. Виды определний

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые дополняют, уточняют грам. основу и делают предложение распростр. Вт. члены могут распространять или какой-либо один член предложения либо предикативную основу в целом. Члены, которые относятся к одному слову называются присловные (его как член пред.)- Белый пар по лугам расстилается.

Члены пред., которые распространяют, поясняют всю грамм.

основу, называются приосновными или детерминантами (Около протоки темнела роща. – темнела роща- где? около протоки). К присловным вт. членам относятся определения и прил-я. Доп. и обст. могут выполнять фун-ии как присловных, так и приосновных членов.пред. Чтобы определить

каким членом предл. является слово, необходимо выяснить: 1) что обознач. член предл.; 2) к какому слову относится; 3) на какой вопрос отвеч.; 4) какой ч.р. выражен; 5) какую позицию занимает в предл-ии. Группа подлеж. и сказ.

Определение-это второс. член предл-я, обознач. признак

предмета и отвеч. на вопросы: какой? который? Чей? По способу выражения различают определения согласован. и несогл.. Определение назыв. согласованным, если оно согласуется с опред. словом, т.е. употреб. в том же роде, числе и падеже. Согл. опред. выражаются прил., полн. причастиями, мест., порядк. числ., и могут располагаться как перед опред. словом так и после него. (пример). Определение назыв. несогласованным, если оно связанно с опред. словом по способу управления или примыкания. Знач-е признака у несогл. опред. осложняется доп-м оттенком (волнение(какое? чего?) души). Несогл. всегда располагаются после опред. слова. Способы выраж. несоглас.опред.: 1)Предложно-падежные формы сущ. (Туман над озером..); 2) Мест. (Слух о нем..); 3) Формой сравнит. степени прил. (Одна из девушек постарше); 4) Нареч. (Стремление вперед -вот цель); 5) Инфинитив (У него была необыч. способность рассказывать); 6) Словосоч. (Стоит куст высотой с человека). Опред., которые относятся к сущ. м.р., называющим профессию, звание и обозначающим лицо ж.р., употреб. в м.р. (Опытный педагог Бессонова). Род опред. при сущ. общего рода зависит от пола лица, обознач. этим сущ.(Этот неряха испортил одежду). При сочетании сущ. с числ. 2,3,4 опред. стоит в форме И.п. мн.ч., если сущ. ж.р. и в форме Р.п. мн.ч., если сущ. м.р. или ср.р. (две кофейные чашки, три чайные розы)


Билет 6 Двусост.предл. Сказуемое. Типы сказуемых

В двусост. предложении прежде всего выделяются его главные члены: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – главный член двусост. предложения, который обычно выражается именем сущ. или мест. в И.П. и поясняется сказуемым, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.

Сказуемое – второй главный член двусост. предложения. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим: Летит самолёт. Мальчики отдыхали. Сказуемое в двусост. предложении бывает простое глагольное и составноеименное или глагольное.

Простое глагольное сказуемое – главный член двусост. предложения, который выражается гл. в каком-либо наклонении, например: 1) Ярко светит солнце. 2) Мы идем к реке. 3)Ты не отставай!

1. В наст. и буд. Вр. сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе: Из искры возгорится пламя.

В прош. времени и в сослагат. наклонении сказуемое согласуется в числе, а в ед. числе – и в роде: Звучал булат, картечь визжала.

В повелит. наклонении сказуемое согласуется с подлежащим в числе и лице: Ты с басом, Мишенька, садись против альта.

2. При подлежащем, выраженном каким-нибудь неизмен. словом, употреб. в значении имени сущ., сказуемое становится в форме 3 лица ед. числа, а в прош. времени – в форме среднего рода: Вот раздается «ау» вдалеке.

В тех случаях, когда к значению неизмен. слова, употребленного в смысле сущ., присоединяется еще грам. оттенок множ. числа, сказуемое может употребляться и во мн. числе: Ваши «Завтра» мне надоели.

3. При подлежащем, выраженном неопред. формой или числит. колич., сказуемое становится в форме 3 лица ед. числа, а в прош. времени – в форме среднего рода:

Четыре делится на два без остатка. Быстро ходить ему не разрешалось.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из именной части (прил, сущ, или слов других частей речи) и глагола связки.

Глагол – связка – это слово, указывающее время и наклонение сказуемого.

Деление сказуемых на простые и составные обусловлено различиями в способах выражения лексич. и грам. значений. В простом гл. сказуемом и лексическое, и грам. значения выражаются одним словом – глагольной формой: Я читаю. Поезд идет. В именном составном сказуемом грам. значение выражено связкой, а лексическое значение – именной частью сказуемого: Отец был высокого роста. Маша казалась расстроенной.

В глагольном составном сказуемом основное лексич. значение выражается неопределенной формой глагола, а грамматическое и часть лексического – вспомогат. глаголом, например: Мы хотим работать. Он собирается уезжать


Билет 7 Односост.предл. и их главные члены

Простые предл. по составу гл. членов делятся на двусост. и односост. Односост. предложения-структурно-семантический вид простого предл., предикативную основу которого образует один главный член. По форме гл. член может соотноситься либо с подлеж, либо со сказ. двусост. предл-я. (Ему дали чаю). Односост. предл. в зависимости от способа выражения гл.члена делятся на номинатив. и глаг.. Односост. предл., главный член которых выражен сущ в форме и.п. называются номинативными(назывными). такие предл. имеют бытийное значение. В них сообщается, утверждается о существовании, наличии предмета, явления, отсутствует значение действия, процесса, состояния.(Ночь. Улица.). В номинат. предл-ии при гл. слове могут употр. указательные частицы вон, вот(Вот моя карточка и паспорт). Близкими номинативным предл. по структуре являются конструкции, называющие объект, о котором далее последует развернутое сообщение(Край любимый!) называющие предмет, о котором потом пойдет речь. Такая конструкция назыв. именительный представления.

Односос. глагольное пред. в зависимости от способа выраж. главного члена делятся на: 1)Определенно-личные(действие произв. определенным лицом: способы выраж.: -гл. 1 и 2 л., ед. или мн.ч.изъяв.накл.; -гл. в повел. накл.- Не сердись и прости); 2)Неопределнно-личные(Действие производ. неопределенным лицом, которое можно установить из контекста; способы выраж: - гл. 3л, мн.ч. наст(буд.) времени; -гл. мн.ч. прош.вр.-На шкурах разложат); 3)Обобщенно-личные(обознач. независимое действие, применимое к любому лицу; способ выраж.: -гл.1 и 2 л. ед. и мн. ч. изъяв. и пов.накл; -гл. 3 л.мн.ч. наст(буд.) вр)(Цыплят по осени считают. Семь раз отмерь..); 4)Безличные(действие или состояние не связанное с действующим лицом. Способы выраж.: -безлич.гл; -личн. форма гл. в безличн. употреблении; -инфинитив; - вспом. гл. в безличн. употреб. в сочетании с инфинитивом.; -отриц. словом нет; - гл.- связкой в сочетании со словом категории состояния(Уже давно смеркалось. Нет грани моему упорству. Ничего не слыхать.)


Билет 10. «ВЧП. Общее понятие о вчп. Приложение. Дефис при приложении»

ВЧП - это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинит. связью. К ним относятся определение, дополнение и обстоятельство.

Определение - это ВЧП, который обозначает признак и отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?». Одной из разновидности определения является приложение.

Приложение — это определение, выраженное сущ. или словосочетанием с сущ. (девочка-красавица, мой сосед Павел). Приложение может быть согласованным- согласуется с опред. словом (Маша-сластёна — дал Маше-сластёне, кошка Мурка — кошкой Муркой), так и несогласованным, например, журнал «Веселые картинки».

Приложения обозначают качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант, красавец мужчина), назначение предмета (вагон-ловушка), имя собственное (река Москва), возраст (старик дворник), звание (профессор Циммерман), занятие (девочка-школьница), соц. принадлежность (девушка-крестьянка), национальность (осетин-извозчик) и т. п.

Приложение может быть выражено:

1) одиночным сущ.: брат Иван, девушка-студентка;

2) сущ. с зависимыми словами: Пришёл Антон, мой двоюродный брат, и его жена;

3) сущ. с союзом как: Мне, как человеку любопытному, совсем не хочется уходить из комнаты;

4) сущ. со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др.: Была у него собака, по прозвищу Шайтан; Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат. При отсутствии интонации обособления такие обороты запятыми не выделяются: Завел он себе медвежонка по имени Яша;

5) собственными наименованиями, которые на письме обозначаются кавычками (названия книг, журналов, фильмов; названия предприятий, кинотеатров, гостиниц и т.п.; названия конфет, напитков и т.п.): газета «Известия», кинотеатр «Смена», конфеты «Красная шапочка», напиток «Байкал». Приложения пишутся:

- через дефис, если

* приложение и опред. слово (т.е. слово, к которому относится приложение) — нариц. Сущ.: ученый-биолог, девочки-подростки, учитель-француз, город-герой;

* если имя собственное стоит перед опред. словом (родовым наименованием): Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город, Иван-брат. При обратном порядке слов дефис не ставится: река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань, брат Иван.

- раздельно, если

* приложение выражено именем собственным или географ. названием и стоит после главного слова (царевич Иван, река Москва);

* приложение, которое стоит перед опред. словом можно приравнять по значению к определению-прилагат. (трус заяц - трусливый заяц);

* первыми элементами в словосоч. являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.













13 билет Пунктуация в предложениях с однород. членами

Средством выражения однородности явл. Перечислит. интонация. Однор. члены предложения могут соединяться или только интонацией, или с помощью интонации и союзов. Знаки препинания в предл. с одн.членами: Запятая ставится: 1)Между однород. членами при отсутствии союзов; 2) между одн. чл., связанными противит. союзами(а,но); 3)Между одн. чл. связанными повтор. соединит.(и, тоже, также) или разделит-ми(или,либо, не то, не то) союзами(не то вздохи, не то крики); 4) Перед второй часть двойного союза(как..так и; не только.. но и)-День выдался хотя и пасмурный, но не дождливый.; 5) перед первым и последующими союзами, если число одн. чл. более двух и часть из них союзами не соеденена(Но время шло, и старилось, и глохло); 6) Если одн.чл. соединены союзами попарно, то зап. ставится между парными группами(Они сошлись волна и камень, стихи и проза..). Запятая не ставится: 1) Если одн. чл. соединены одиночными соед. или раздел. союзами(и,или); 2)В цельных выражениях с повторяющимися союзами (и день и ночь, и стар и млад.). При одн. членах могут быть обобщающие слова, которые дают общее наименование того, что обозначено однород. членами. Отвечают на тот же вопрос и явл. тем же членов, что и однород. члены. Обобщ. слово представляет собой более широкое- родовое понятие, а одн.члены-видовое. В кач-ве обобщ. слов чаще всего выступают мест. и местоимен. наречия: всё, все, везде, всюду. Обобщ. слова могут быть выражены словами других частей речи, словосоч., фразеолог.: Всё человечество делилось на две части: Обобщ. слово может стоять как перед однор. членами, так и после. Знаки препинания с обобщ. словом: Ставится двоеточие: 1) После обобщ. слова, перед однор. членами; 2) После обобщ.слова, перед одн.чл. возможны слова: как то, например, при этом перед ними став. запятая, а после- двоеточ.(К числу дичи принадлежат звери, как то: медведи..); 3) В деловой и научн. речи при отсутст. обобщ. слова: подлеж. может быть выражено: -сущ. и личн.м. в И.п.; -любой другой в знач. сущ. Ставится тире: После одн. членов, перед обобщ.словом. Перед обобщ. словом, после однор. членов могут стоять ввод.слова: короче, словом, в общем. В этом случае перед ними тире, после них запятая. (Среди птиц, насекомых – словом, всюду чувст-сь весна). Ставится двоеточие и тире: Если одн. члены стоят после обобщ. слова в середине предл, то перед одн.чл. ставится двоеточ., а потом тире. ( И все кругом: трава, кусты- сияло светом)









16 билет Сложносоч. Предложение. Типы. Знаки ССП.

Сложносоч. предлож.- предлож, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью соч. союзов. Соч. союзы служат для выражения сочинит-х, соедин-х, против-х, разд-ъх и присоединит-х отношений между частями сложносоч. предл. Соч. союз находится между частями сложн. пред-я и не входит ни в одну из них. Сложносоч. предл. широко используется в худ., разг., и публиц. речи. Они характерны для описания, повеств, являясь средством выраж-я чувств, оценок, экспрессивности. Типы сложносоч. предл.: 1) Сложносоч. пред. с соедин-ми союзами(и, да=но; тоже, также, ни..ни) выражающими перечисление, кот-е имеет значение одновременности или последовательности(Прошла немного времени, и роса испарилась – последовательности, показатель- гл.сов.в. прош.вр). При повторяющемся союзе ни..ни предлож-е преобретает значение отриц. перечисления. Пред. с перечис. отношениями могут состоять более чем из двух частей. 2) Сложносоч. пред. с отношениями противопоставления и сопоставления, части соединены противит. союзами(но, да=но, зато, однако,а,же). Чаще всего используется союз но. Другие союзы имеют стилистические пометы. Союз да=но характерен для разг. речи, однако для книжной, союз зато имеет значение замещения(Все было тихо, однако во сне я слышал крик). Сопоставление выражается союзами а и же и указывает на различие явлений, действий. Союз же всегда стоит во 2 части предлож. Предлож. с противит. союзами состоят только из 2 частей, одна из которых сопоставляется другой.; 3) Сложносоч. пред., чатси которых соединены разделит. союзам(то..то, или..или, не то..не то) могут иметь значения чередования(то-то); взаимоисключения(или-или, либо-либо); неразличение(не то-не то); 4) Сложносоч. пред. части которого соединены присоед. союзами(и, да и) и пояснительными союзами(то есть, а именно). 1 часть предлож. харак-ся самостоятельностью, а вторая вносит доп. инфо. Части сложносоч. пред. могут соединяться запятой, точкой запятой и тире. Запятая ставится между частями предл., соединенными сочинит. союзами(и,а); запятая не ставится: 1) если части пред. соединены не повторяющимися союзами(и,да=и, или, либо) и имеют общий второстепенный член или придаточ. часть(К вечеру холодело и постепенно все исчезало); 2)Если части предл. соотносятся с побуд., вопрос. или восклиц. предл., связанные неповтор-ся соедин. или раздел. союзами(Что может дать мама и что может дать папа?). Точка с зап. ставится, если части сложносоч. пред.значительно распростр. или имеют внутри себя запятые. Тире ставится: если части предл. указывают на быструю смену событий, на вывод во 2 части(Вот север дохнул, завыл – и вот идет зима.). Следует отличать сложносоч. предл. от однородных









Билет № 11 ВЧП. Обстоят. Виды обстоятельств.

ВЧП– это члены предложения, которые дополняют, уточняют грам. основу и делают предложение распр. Вт. члены могут распространять или какой-либо один член предложения либо предикативную основу в целом. Члены, которые относятся к одному слову называются присловные (его как член пред.)- Белый пар по лугам расстилается. Члены пред., которые распространяют, поясняют всю грамм. основу, называются приосновными или детерминантами(Около протоки темнела роща. – темнела роща- где? около протоки). К присловным вт. членам относятся определения и прил-я. Доп. и обст. могут выполнять фун-ии как присловных, так и приосновных членов.пред. Чтобы определить каким членом предл. является слово, необходимо выяснить: 1) что обознач. член предл.; 2) к какому слову относится; 3) на какой

вопрос отвеч.; 4) какой ч.р. выражен; 5) какую позицию занимает в предл-ии. Группа подлеж. и сказ

Обстоятельство – это второс. член предл., указывающий на обстоятельства, при которых происходит действие: время, место, причину, цель, образ действия и др. Обстоят. Поясняют сказуемое. Они могут выражаться нареч., дееприч., сравнит. оборотами, сущ., инфинитивами, отвеч. на обстоятельственные вопросы: (В октябре за туманами где-то затерялось лето.). Виды обстоятельств по значению: 1) образа дейсвтия(как? каким образом?) – Он пел по-городскому; 2) меры и степени (сколько? насколько? в какой степени?) – Слишком рано он разлился.; 3) времени (когда? с каких пор?) – На другой вечер я спал.; 4) места(где? куда? откуда?); 5) причины(почему? от чего?

из-за чего?) – От мороза побелели деревья; 6) условия(при каком условии? – Не посеешь, не пожнешь. 7) цели(зачем? с какой целью? для чего?) – За малиной ушли подружки.; 8)

уступки(вопреки чему? несмотря на что?) – Несмотря на

усталость, я сделала это. Обстоятельства, выраженные сущ., наряду с обстоят-ми значениями могут иметь значения определения и дополнения( Если листья и шуршали, то только(где? на чем?) на земле.








Билет 12 Однород. Члены предл. Союзы…

Однород. чл. предложения – это чл.предлож, которые отвечают на один и тот же вопрос (явл. одним и тем же членом предл-я) и относ. к одному и тому же слову. Одн. члены равноправны, они не зависят друг от друга. Однород. могут быть как главные, так и второстеп. чл. предлож. (Выпал сухой, мелкий снег). Однород. чл пред. могут состоять как из одного, так и из нескольких слов ( Каждый приносит другому кусочек яблока, или конфету, или орешек)- среди выделенных однород. членов первый явл. Распр., а 2 и 3 нераспр. Однород. члены могут выраж. как словами одной части речи, так и относящимися к разным частям речи (Пастух пел жалобно, в тоске). В одном пред. может быть не один, а несколько рядов однород. Членов (Мария не помнила и не думала о своем лице и прическе – сказ. и косв. доп). Не являются однород чл: 1) повторяю. сл, имеющие усилит. знач.: далеко-далеко; 2) фразеологизмы (и стар и млад); 3) простое осложненное сказ.: сделал так сделал. Однор. члены употр. в разных стилях для более точного, детального описания предметов и явлений. Усиливая эмоц-ть делают речь более выразительной. Однород.члены связаны сочинит. связью выраж или союзами и интонацией, или без союзов, только интонацией. (Катилася широкой пеленой родная Волга ровно, величаво) однород. обстоят. связаны только интонацией перечисления; (В эту ночь я не спал и не раздевался) однородные сказуемые связаны союзом и интонацией; Сочинит.союзы, служащие для связи однород.чл, по своему основному значению бывают:1. Соединит. и, ни - ни, да (= и) и др. Союз и может быть и одиночным, и повторяющимся. Одиночный союз и, когда однород.членов несколько, ставится перед последним и подчёркивает, что перечисление закончено. Повторяющийся союз и, как правило, ставится перед каждым однород. членом и придаёт высказыванию добавочное усилительно-перечислит.значение: Союз ни - ни употреб. вместо союза и в отрицательных предлож.и может быть только повторяющимся. Ср.:у него ни брата, ни сестры. Союз да (=и) может быть и одиночным, и повтор.; при повторении он придаёт высказыванию, как и союз и, усилительно-перечислит. значение. 2. Разделит-е: или (иль), либо, то - то, не то - не то и др. Разделит. союзы или и либо показывают, что из перечисленного однород. членами возможно что-либо одно; они могут быть как одиночными, так и повтор., например: С чужим я либо робел, либо важничал. Союз то - то может быть только повторяющимся; он указывает на чередование действий или предметов: То тюлень позвонит, то олень (Чук.)Сложный разделит.союз не то - не то, тоже только повторяющийся, указ. на неопределён. впечатления, производимого действием, предметом, качеством предмета и т. д., например: Не то туман, не то дым .3. Противит-е: а, но, да (= но), однако, зато и др. указывают на противопоставление одного другому и потому не бывают повторяющимися: Я немного поколебался, однако сел. 4. Двойные сопоставит. союзы как - так и, не только - но и, не столько -- сколько, если не - то, хотя и - но(а). Первая часть союза ставится перед одним однородным членом, вторая - перед другим. Союз не столько - сколько употреб. для сопоставления действий или свойств по их степени, например: Он не столько трусливый, сколько робкий. Союз как - так и служит только для сопоставления, У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. Союз не только - но и подчёркивает, что, кроме обозначенного первым однородным членом, есть ещё и другое, что говорящий при сопоставлении с первым считает более важным, например: У партизан были не только винтовки, но и пулемёты. Союз если не - то имеет добавочное условное значение, а союз хотя и-а(но)-уступительное.

17 билет Понятие о тексте. Признаки текста.

Текст (от лат. Textum – ткань, связь, соединение) – речевое произведение, состоящее из ряда предложений, располож. в опреде. Послед. и объединённое в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Признаки текста:

-тематическое единство (каждое предложение подчинено раскрытию темы текста);

-смысловая цельность (у всех предложений единый смысл);

-внешняя связность (предложения стоят в определённом порядке);

-стилевое единство (текст в одном стиле);

-информативность (любой текст должен нести какую-либо информацию);

-завершённость (текст должен быть закончен, т.е. тема должна быть раскрыта);

-членимость (текст всегда можно разделить на части)

Тема – обозначение предмета речи.

Сложное синтаксич. целое – особая синтаксич. единица, состоящая из нескольких предложений, образующих замкнутую синтаксич. структуру, и служащая для раскрытия микротемы в рамках текста.

Абзац – композиционная единица письменной формы текста, ограничиваемая 2-мя красными строками, выполняющая логико-смысловую или эмоц.-экспрессив. Функцию.

Средства связи предложений в тексте

1) Лексич. средства (повторы лексем-слов, синонимы, антонимы, описат. обороты);

2) Спец. вербальные средства (вводные слова и предложения, частицы, союзы);

3) Морф. средства (соотнесённость видовременных форм глаголов – сказуемых);

4) Синтаксич. средства (конструктивная неполнота предложений, синтаксич. параллелизм)

Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.

В авторский текст могут быть включены слова и предложения, принадлежащие другому лицу, они называются чужой речью. 3 формы передачи чужой речи: прямая (дословно воспроизвод. чужая речь), косвенная (сохраняется содержание речи и оформляется как придаточная часть), несобственно-прямая (совмещает в себе особенности прямой и косвенной речи)




Билет 22. Методика организ. Работы над текстом

Текст – основа создания на уроках РЯ в н.ш. рус. Яз.развивающей речевой среды.

Формы и методы организации работы с текстом:

-составление синквейнов, лингвистич. Анализ текста, комплексная работа с текстом, редактирование текста.

План анализа текста: выразительное чтение, словарная работа, тема, идея, тип, стиль, выразительные средства речи и их контроль

Виды работ с текстом:

  1. Деление текста на предложения: 3-4 предл (1-2 кл) 5-8 предл (3 кл), 9-12 предл (4 кл)

  2. Составление предложения из слов

  3. Работа над деформир. Текстом

  4. Творческие работы: работа над зашифр. Текстом, составление рассказа по опорным словам, картинкам.

Приёмы создания собственных текстов: приём составления инструкций, памятки, написание эссе, синквейна.






14 билет Обращение. Понятие об обращении.

Обращение-это слово или словосоч., называющее то лицо, к которому обращена речь.

Обращение выражается обычно именем сущ. в И.П., реже прил. в значении сущ. Обращение может быть распространено пояснит. словами. В речи взволнованной обращение может повторяться, а также сопровождаться междометной частицей о. Обращение не соединено грам. связями ни с одним из членов предложения и потому не является его членом. Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т.п. Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики, в этих случаях обращение повторяется или варьируется, при нём может стоять несколько определений.

Знаки препинания при обращении. Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения.

1.Когда обращение стоит впереди предложения, оно отделяется запятой или !. Воскл. знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

2.Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

3.Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него-тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, ?, !, многоточие.

4.Если распростр. обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми.

5. Междометная частица о от обращения знаками препинания не отделяется.


Билет 25 Изложение – пис-ый пересказ прочитанного текста. Требует подготовки учителя. Для излож. важно его название . На уроке обсужд. не только основ. мысль, но и ком. намерение автора. Фун-ции: 1) Развитие речи; 2) Развитие орф. и пунк. грамотности; 3) Развитие внимания, памяти, мышления; 4) Расширение лексич-го запаса детей; Виды излож.: 1) по объему исх-го- подробные, сжатые; 2) по отнош. к содерж. – полные, выборочные, с доп. заданием; 3) по осложненности яз-ми зад: с лекс-ми, грамм-ми, стил-ми заданиями.; 4) по восприятию: на слух, зрительно( и так и так); 5) по степени знак-ва с исх. текстом- незнак., известный. 6) По цели: обучающие(нач), контрольные Содержание и структура урока изложения: 1) Предварительная беседа(мотив. и цель) – испол-ть наглядность. Цель – подготовить уч-ся к восприятию текста: условие его создания, автор. жизн-ый опыт уч-ся – это создаст эмоц. настрой. 2) Восприятие текста. Каждый абзац читать, делая паузы. Параллельное прослушивание текста и чтение про себя. Дети не только слушают текст, но и получают перед этим установку, которая нацеливает на активное восприят. содерж-я текста (какая тема); 3) Беседа по содержанию. Определить тему, осн. мысль, отнош-е учеников к содержанию текста «Почему герой так поступил? Как бы поступил ты?»; 4) Анализ структуры текста. Деление текста на смысловые части . О чем говорится в частях. Составление плана текста (коллективно), план записыв. на доске, рядом место для раб. материалов; 5) Составление рабочих материалов (трудные слова., опорные слова, авторские выражения- напротив каждого пункта плана); 6) Проверка содержания, редактирование. Дети пишут в черновике, потом повторно читают авторский текст для сверки собст. текста с оригиналом; 7) Орфогр. и пункт. проверка. Переписывание на чистовик обратить внимание на проверку орфограмм и пунктограмм.


15 билет Сложное предложение. Типы СП.

Слож. предлож – коммуникатив. единица языка,

имеющая две и более грам. основы. Части слож.

предл. находятся в определенных смысловых

отношениях и связ. с помощью интонации, союзов.

Интонация и союзные средства выполняют 2 фун-ии:

соединяют части в целое и выраж. Опред. отнош.

между ними. Также в качестве ср-в связи могут

выступать одинаковые видовременные глаголь. формы,

определенные лексические элементы(синонимы,

антонимы и т.д.), мест., нареч., порядок слов. Благодаря

этому взаимодействию образуется относительно

законченная по смыслу единица языка. Слож.предлож.

использ.для передачи многообразных отнош.

действительности. Они дают богатые, разнообразные

возможности для выражения смысловых отнош и

синтакс. связей между частями высказывания.

Каждая часть слож. предл. не имеет интонационной

законченности сообщения, характерной для простого. В

зависимости от способов связи все слож. предлож.

делятся на бессоюзные и союзные. В свою очередь

союзные подразделяются на сложносоч. и сложнопод.

Средством связи между частями сложносоч. пред. явл

соч. союзы. Части сложнопод. предлож. связ.подчин.

союзами или союзными словами. (когда). Как особый

тип предлож выделяют слож. предл. усложненной

структуры, состоящие более, чем из двух частей (Мороза

большого не было, но дул ветер и гнал облака неба,

которые бежали в ужасе). Слож. бессоюз. предлож

(связь только по смыслу и интонацией). Также для связи

частей могут использоваться: 1) указат. слова: так,таков; 2) слова с общеуказат-м значением(сначала,

затем); 3) одинаковые видовременные формы гл-ов (Н-р,

все гл. прош.вр.). Слож.бессоюзные выражения выраж.

значение: перечисления, сопостовления или

противопоставления, обусловленности, причинно-

следственные, пояснительные. Между частями слож.

бессоюзного пред. могут стоять запятая, двоеточие,

тире, точка с запятой. Запятая ставится, если наблюдаются перечислит-е отношения; Точка с зап. ставится , если части пред. распространены и имеют внутри запятые(Небо стало бесцветным; потом серая стена, похожая на дым, медленно сползла); Двоеточ. ставится: 1) если 2 часть пред. указ. на причину того, о чем говорится в первой(Я не люблю кофе: он мне как-то не нрав); 2) если 2 часть предл. раскрывает содержание первой; 3) в 1 части есть гл: видеть, смотреть, чувствовать и др., нуждающиеся в разъяснении во 2 части(между частями можно вставить союз что)(Он слышал так:..); 4) между 1 и 2 частью можно вставить слова и увидел, и услышал (Я поглядел кругом:..). Тире ставится: 1) если в частях предл. отражена быстрая смена событий или неожиданный результат(Синцов дал очередь-танкист исчез); 2) в 1 части обозначено условие или время того, о чем говорится во 2(Упадет спичка- вспыхнет лес); 3) содержание 1 части противопоставлена по содержанию второй(Я побывал на концерте, но там было тихо); 4) содержание 1 части сравнивается с содержанием 2, между частями союз точно(Ты запела песню- колокольчики звенят); 5)2 часть пред. заключает в себе следствие , вывод из 1 части(Выстрел раздался – гром наполнил комнату)

18 билет Текст. Типы текстов. Повествование. Оп, Рас.

Текст-речевое произведение, сост. из ряда предлож, расположенных в опред. послед. и объединённых в целое единство темы, основной мысли, с помощью различных языковых средств. Стили: разговорный и книжный. Второй имеет несколько подвидов: научный, публицист., официально-деловой, худож. Существуют 3 типа текста: 1-Повествование-тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной послед. Композиция повествования: завязка действия, развитие действия, кульминация (напряжение), развязка. Особенности: большое кол-во глаголов, можем представить движение, действия во времени и пространстве, много наречий места и времени, может вестись от 3 лица. Описание-тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности, в описании могут высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо. Описываться может портрет, пейзаж, интерьер, вещь. Композиция описания: общее представление о предмете описания, отдельные признаки предмета описания, может включать авторскую оценку, вывод, заключение. Особенности: ведущие части речи:сущ,прил, прич; гл несов.вида, в описании даются ответы на вопросы: какой он, где это находится. Рассуждение- тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах. В рассуждении есть определенная схема и логически грамотно выстроенная структура. Во вступлении содержится главная мысль, высказывается предположение или формулируется тезис. В качестве подтверждения или опровержения приводятся яркие доказательства и аргументы. Выводы содержатся в концовке текста. Виды доказательств в рассуждении: 1) дедуктивные — от тезиса к доказательствам, «Авторитарное воспитание калечит души людей. Например, вот такая история…», 2) индуктивные — от примеров к тезису.



Билет 26 Уровни развития речи:

1) Произносительный. Предполагает работу над голосовыми

данными, над ударением, над орфоэпич-ми нормами(усваиваются

практически: при изучении трудных случаев(скучно-скушно), над темпом речи и паузами и над смысловыми и эмоц-ми интонациями. Работа над дикцией, нормативным

артикулированием «тише-громче», «быстрее-медленее»; работа над ударением (удар-е в слове усваивается запоминанием в процессе чтения или разговора, словарь ударения; борьба с орфоэп. произношением (направленное по определению недостатков речи: проведение артикуляционных гимнастик для

произнош. звуков- работа над скороговорками);

совершенствование интонационных умений уч-ся

2) Лексических уровень (словарная работа). Используется два задания: - обогащения словарного запаса; - уместность

употребления (активность словаря к реч. деят-ти). Источники

обогащения словаря: 1) речь в семье, среди друзей; 2) книги, газеты, СМИ, интернет; 3) словари и справочники; 4) учеб-я работа в школе










Билет 28 Оценка письменных работ по развитию речи

Анализ изложения имеет целью обратить внимание на адекватность передачи чужого текста своими языковыми средствами (проверить какие ошибки помешали ученику правильно передать авторскую мысль). В сочинении у детей целеполагание связано с умением верно изложить то содержание, которое задумывалось. Этапы анализа: 1) Орг. момент. обсуждение уч-й задачи урока, Излож: науч-ся выявлять несоответ-е текста излож. тексту автора и уметь исправлять ошибки; Сочинение: науч-ся выявлять несоотв-е текста соч. теме и замыслу, уметь ред-ть и коррек-ть свой текст; 2) Беседа по содержанию. Излож.: Искажения событий, имен, хар-ра персонажа; нарушение порядка действий, причинно - следственных связей; недопонимание авторского замысла; наличие фактич-х ошибок. Сочинение: несоответствие реальности (по цели и фактам); искажение фактического материала (слабое знание темы); отсутствие собственного замысла; нарушение логики событий, поступков или действий; 3) Беседа по структуре. Излож.: соотв./не соотв. плану излож; сочин.: нарушение границ структурных частей; 4) беседа по лексическому оформлению. Исправление тавтологии, плеоназмов, подбор синонимов, слов с лекс. сочит., стилистически адекватных жанру и стилю автора; 5) беседа по грамм. оформлению. Проверка текста на соответствие видоврем. форм гл, падежных окончаний имен, форм согл. и упр.; 6) беседа по семантико-пунктационному оформлению. Разбор по смыслу предл-ий, в которых допущены пункт. ошибки; выясн. смысла предл., отнош-ий между его членами и частями, выявление служ-х слов. Оценивание излож-я ставится одна оценка. Критерии: «5» если содержание полностью соответ. теме, нет фактич. ошибок, содержан. излагается послед-но, отлич-ся богатством словаря, достигнуто стилевое единство и выразит-ть. Допускается 1 недочет(повтор слова) и 1-2 реч. ошибок.; «4» содержание работы в основном соотв. теме, есть единичные фактические недочеты, нарушение послед-ть в излож. мысли. Дпуск-ся не более 2 недочетов и 2 грам. ошибок; «3» имеются сущ-ые отклонения от темы, есть фактич. неточности , допущ. нарушение послед-ти , беден словарь, однообраз. синт-е конструкции, стиль работы не отлич. единством. Допуск-ся 4 недочета в содержании и не более 5 реч-х и грамм-х ошибок. Критерии сочинений: соответс. содержания теме, полнота ее раскрытия, достоверность материала, выражена ли позиция автора ( 3 кл – 50-60 слов; 4 кл. – 70-80; Логика построения, послед-ть, аргументация; тип речи, жанр, стиль ; размеры сочинений(кол-во слов, предл-й); есть ли вступление и заключ.;Хар-ка построения(сюжет, дейст. лица, развитие событий); лексика (правильность выбора слов, точно употр-е, разнообразие лексики; синтаксис (размеры и типы предл. наличие сложных, разнообраз. конструкций, глубина фраз; индивидуальность и оригинальность; орфог. и пунк. грамотность






Билет 27 Причины и типы речевых ошибок

Лексич. ошибки: 1) Неоправданные повторы слов(тавталогия); 2) Употребление слов в неточном, несвойственном значении (река покрылась модным льдом); 3)Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов (болотная местность-болотистая); 4) Употребление слов без учета их эмоц.-экспрессивной окраски (мальчик утоп(увяз) в болоте); 5) Употр. диалектных и простореч. слов и оборотов речи (супрядки-посиделки) Морфологические ошибки: 1) Пропуск морфем обычно суф. и постфик. (трудящие(ся); 2) Образов-е формы мн.ч. тех имен сущ., которые употр. только в ед.ч. (отвлеч., собират.). Крышу кроют железами(железом); 3) Употр. косв. падежей форм личн. мест. без «н» в начале слова (спроси у ее); 4) Ошибки в образовании форм прил. (боготее); Синтаксич. ошибки: 1) ошибки в глагольном управлении-предлож. и беспредл. (Все радовались красотой(красоте) природы); 2) Ошибки в согласовании прил., прич., с сущ. (На площадке бегала и играла две девочки)- Ученик не смог произн-ти предл. целиком; 3) Неудачный порядок слов в предложении, искаженный или затемненный смысл; 4) Мест. удвоения подлеж. (Петя он был); 5) Употр. гл. не соотнесенных по виду и времени(Незнакомец входит в комнату и поздоровался); 6) Неумение находить границу предл-я, неоправд. деление слож. предлож. на простые (Дворник подметал двор. Он сломал ростки); 7) Также создание очень длинных предложений, не разделяя простые предлож-я.. Логич. и композиц. ошибки: 1) Повтор фактов, событий; 2) Пропуск существенного; 3) Нарушение причинно-след. связей; 4) Нарушение временной послед-ти, если это не вызвано смысловыми целями; 5) Употребл. несоотносимых вещей, понятий разных уровней в одном ряду(Летом он купался, а днем читал). Причины ошибок: 1)Общие психофизиологические закономерности развития ребенка (внимания, памяти, мышления); 2) трудностями овладения грам. строем языка (морфология, синтаксис, словообр-е) и уровнем его усвоения.; 3) Объем словаря и уровень развития фонематического восприятия речи; 4)неблагоприятное влияние окруж. реч. среды (неправ. речь родителей); 5) пед. запущенность, недостаточное внимание к речи ребенка.


Билет №24 Методика обучения сочинениям

Специфика сочинения как речевого упр- дети учатся сам. выражать свои впечатления в письменной форме. В уроке развития речи мы выделяем четыре этапа: ориентировочный, планирования, реализация и контроль. Для сочинения важна формулировка темы, так как исходя из того как будет звучать тема мы и будем строить сочинение (строить композицию, и выбирать тип и языковые средства) –Н-р, «Как я устроил праздник» - будет повествоваться о состоявшемся событии (глаголы будут прош.вр, конструкции предложений простыми), а «Какой бы я придумал праздник» это уже рассуждение (ограничений по содержанию нет, жанр ближе к фантатсике, все глаг. формы в условном наклонении, предл-я сложноподч. причины, цели, условия. Содержание и структура уроков сочинения связаны с освоением деят-ти автора (в нач. школе мы учим это делать практически). Этапы урока сочинения: 1) Предварит. беседа. Это этап мотивации и целеполагания. У. предлагает детям поиграть в писателей. Обсуждается тема и цель писателя: рассказать о предмете или человеке (Это будет описание, тем самым учитель практическим образом вводит представление детей о типах текста), событии и впечатления (это повеств.). Если тема требует доказ-в (это рассуждение). Перед тем как устно рассказать, что известно детям по теме, формулируется замысел (ответы на вопросы: Зачем автор хочет об этом написать? (н-р. рассказ об экскурсии). Затем собирается материал для соч-я: если на уроке, то обговаривают что знают по этой теме, если тема обширная то добывают знания дома по вопросам; 2) Составление плана. Этот этап обсуждения будущ. текста его содержания и композиции. Идет работа по составлению сложного синтакс-го целого, обсуждается содержание каждой части плана, основн. мысль выносится в заголовок, на доске составл-ся словарик(необходимые слова, словосоч.-повеств.-глаголы; опис- прил.; рассужд.-прич, термины, сущ.); 3) Работа с черновиком. (необходима потому что ребенок переполнен впечатлениями). Он не владеет в полной мере умением правильно отобрать яз-ые ср-ва, построить предлож-я, составить логич. точный текст. Поэтому на данном этапе ученик записывает слова, словосоч. складывая из них фразы, чатсо не думая о грамотности. Уч. и не должен это требовать на данном этапе как и чистоту и точность изложения. 4)Проверка содержания, редактирования Ставится цель редактора, ученик перечитывает свои мысли при индивид. консультации учителя(по необходимости). Здесь уточняется лексика, построение предл., соответствие замыслу и стилю текста. 5) Орфограф. и пунктац. правка Цель корректора. На этом этапе провер. грамотность оформление. На нач. стадии обуч. можно задать вопрос учителю, обратиться к словарю, чтобы не было ошибок. 6) Переписывание начисто Этот этап моно и на дом перенести, ученики могут не только переписать, но и оформить соч. рисунком. Нет необходимости треб-ть от детей большого объема и быстрого темпа. Позднее можно ускорить темп работы и снижать на балл если берут на дом. Особого внимания требует рассказ по картине. Рассматривая репродукцию картины нужно обрат. вниман. что картина написана другим языком- живописи. Художник в отличии от писателя выраж. свои мысли при помощи языка красок, законов графики. Этапы: 1) Мотивация; 2) Вступительн. слово(о художнике, его твор-м пути, история создания); 3) Молчаливое рассматривание картин; 4) Беседа с одновременным анализом ответов уч-ся; 5) Коллективное или самост-е составления плана; Реч-я подготовка(опорн.слова); 6) Сам. работа с черновиком. (Каково общее впеч. от картины? Приходилось ли вам наблюдать подобное? Какие чув-ва вы испытываете? Какой замысел худ.? О чем картина? Почему такое название? и др.) В речевой подготовке нужно подобрать синонимы, также можно предложить исправить предл. вывести прил. для описания природы)





Билет 23. Методика развития речи мл. шк.

Развитие связной речи учащ. – сам. Раздел, формир. По 3 направлениям: 1.обогащение сл. Запаса и грам. Строя учащ.

2. освоение уч-ся культуры речи, употреблении норм сов. РЯ.

3. формир. Навыков, связынных с изложением мысли в устной и письменной речи.

Связная речь – продукт реч. Деят-ти – высказывание, которое предполагает наличие опред. внутренней связи отдельных его частей. Реч. Деят. – вид деят-ти, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью.

Выделяют 3 группы коммуникативно-речевых умений: 1) умения, связанные с анализом готового текста. 2) переработка данного текста (последовательность) 3) создание текста.

Уровни развития речи:

  1. Произносительный (работа над ударением, темпом речи, паузами, над дикцией, работа над скороговорками)

  2. Лексический (сл. Работа, 5-7 слов в день) Учащ. Сост. предложения на определён. Тему, сочинение. Источники обогащения сл. Запаса учащ.: речевая среда, учебная работа в школе, справочники. Приёмы объяснения значений слов: самостоятельные и с помощью учителя.

  3. грамматический




19 билет Методика работы над словосочетанием

Словосоч. — это лексико-грам. единство, ко­торое создает расчлененное обозначение единого понятия (новый дом, каменный дом, высокий дом; быстро бежать, бежать домой, бежать по дороге). Словосоч. лишено признаков предложе­ния, т.е. не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно. Оно характеризуется опред. структурой: наличием главного и зависимого слов. По главному слову определяются различные группы словосочетаний:

— глагольные (войти в дом, перейти улицу);

— наречные (очень громко, слишком сладко);

— именные (дом отца, твердый в решении).

В связи с этим учение о словосочетании предполагает знаком­ство со способами распространения главного слова.

В практике начального обучения употребляются термины «сло­восочетание», «пара слов».

Понятие «словосоч.» показывает, что речь идет о сочета­нии двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грам. Связь между словами в словосоч. устанав­ливается при помощи вопроса: утро(какое?) раннее, бегал (как?) быстро. В словосоч. всегда одно из слов является главным, а другое — зависимым. Та часть слов., от которой ставит­ся вопрос, называется главной. Та часть слов., которая отвечает на вопрос, называется зависимой. Например, в слов. дружные ребята слов (ребятаявляется главным, так как от него можно поставить вопрос: какие? Зависимое слово — дружные, так как оно отвечает на вопрос, исходящий от главного слова. За­висимое слово может принимать все формы главного.

Работа над слов. в н.ш решает такие задачи:

1) развитие мышления и речи;

2) формирование орфографических навыков;

3) осознание слов. как особой единицы языка, слу­жащей для образования предложений.

Развитию мышления и речи будет способствовать усвоение в прак. плане моделей слов., выражающих различ­ные синтаксич. отношения. Известно, что синтаксич. от­ношения передаются в речи опред. грам. еди­ницами. Из такого понимания развития мышления и речи уча­щихся естественно вытекает вывод о важности работы именно над слов. как переходной ступенью от слова к предложе­нию. Обучать детей слов. — значит работать над эле­ментами мысли; учить детей пониманию слов. — значит учить их пониманию логич. отношений. Изучение разных групп слов. в структуре предложения и параллельно в связном тексте будет способствовать речевому развитию младших школьников.

С умением учащихся выделить слов., правильно по­ставить вопрос от слова к слову и на основе установления зависимо­сти между словами определить падежное окончание частей речи тесно связано формир. Орфограф. навыков. Слов. — это та минимальная синтаксич. единица, на анализе которой легко показать функции падежей, родовых, числовых и личных оконча­ний, предлогов, особенности согласования и управления.

Образование предложений основано на включении слов. в состав предложения, где каждый член слов. стано­вится членом предложения. Начиная со II класса дети учатся выде­лять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и слов. (пары слов), связанные между собой по смыслу слова. При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два.

Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над сло­восочетанием.

1. Составление словосочетаний из данных слов:

березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.

2. Постановка вопросов от слова к слову:

ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.

3. Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.

4. Склонение слов., состоящих из прил. и сущ: высокая гора, низкий пень.

5. Составление гл. слов. и распознавание па­дежей существительных:

рисую (чем?) ...; рисую (где?) ...; рисую (что?) ... .

6. Составление слов. с исп. глаголов и предлогов (приставки и предлоги подчеркнуть):

пришли в ..., вышли из ..., отошли от ..., подошли к ..., зашли за ... .

7. Замена сочетаний слов противоположными по смыслу:

привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.

8. Подбор словосочетаний, близких по смыслу:

высокая гора, громко кричать, говорить тихо.

Для формир. навыка правописания падежных окончаний имен сущ. рекомендуются следующие виды упр. в составлении словосочетаний.

1. Поставить сущ. в нужном падеже, выделить па­дежные окончания сущ: рассказ о (герой), письмо от (брат), подплыть к (лодка), жить в (деревня, город).

2. Включить в состав предложения слова, данные в скобках, установить связь между словами, выделить падежные окончания существительных:

Два дня ребята были в (поход). Рано утром они вышли из (го­род). Потом поехали на (поезд, машина). Вечером подъехали к (де­ревня).

3. Выписать словосочетания из предложений.

4. Подобрать к данному слову зависимые слова: помогать (кому?) ... , (в чем?) ... , (чем?) ... ; принести (кому?) ... , (что?) ... , (в чем?) ... .

5. Составить слов., используя слова: у сосны, от сосны, к сосне, сосну. Определить падеж существительных.

Работа над слов. способствует развитию речи и мышления, обогащению словаря учащихся, формир. орфог­рафического навыка, повышению культуры речи.


Билет 20 Методика работы над предложением

Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксич. основе осущ. усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, которая помогает мл. шк. осознать роль в языке имен сущ, имен прил, глаголов, местоимений.

Лексич. значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосоч. или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно вне предложения слово может иметь несколько значений.

Предложение как смысловая и структурно грамматич. единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы.) или отрицание (Осень еще не наступила.).

Любое предложение в русском языке в отличие от слова и словосочетания имеет 2 основных характерных признака, это: 1) интонация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений.

1. Формир. Грам. понятия «предложение».

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосоч, осознанием грамматич. основы предложения, особенностей главных и втор. членов, прямого и обратного порядка слов, распростр. и нераспр. предложений).

3. Формир. умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формир. умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Предложение — это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизмен. и словосочетаемости, формируют грам. умения, орфограф. и речевые навыки.

Согласно ныне действующей программе учащиеся н. кл. с постепенным расширением и усложнением должны усвоить сведения.

1) о повествоват., вопрос., восклицательных предложениях;

2) главных и втор. членах предложений (без деления на виды);

3) связи между словами в предложении.

В 1 кл. дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанав. связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.

Во II кл. учащиеся усваивают понятия «повествоват., вопросит., восклицат. предложения», «подлежащее», «сказуемое», «ВЧП» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повеств., вопросит., восклицат. предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.

В III-IV кл. дети учатся различать среди простых предложений предложения с однород. членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления.

В н. кл. втор. члены не дифференцируются, раскрывается сама сущность глав. и втор. членов: главные члены чаще берут на себя смысловую нагрузку, а втор. члены выполняют уточняющую функцию. Особенно наглядно специфика втор. членов проявляется в процессе распространения предложения.

Формир. у учащ. умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтакс. и речевых умений. Умение выделять словосоч. в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Особенно эффективны следующие виды упражнений.

1. Работа над интонацией предложения.

2. Вычленение предложений из потока речи.

3. Распростр. предложения: Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха.

4. Восстан. деформированного предложения: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

5. Редактирование предложений.

6. Анализ предложения и составление его схемы.

7. Составление предложения по данной схеме.

8. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.

Постоянное внимание уделяется учителем правильному интонированию предложений. Регулярно проводятся тренир. упражнения в прочитывании предложения с различными интонациями и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. Полезна запись под диктовку предложений различной интонации.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Опрышко Мария Юрьевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Технологическая карта урока по физической культуре"
    ["seo_title"] => string(55) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_fizicheskoi_kulture_4"
    ["file_id"] => string(6) "586243"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630786977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Технологическая карта урока физической культуры: "Прыжок в длину с места, Подвижные игры" Учитель:Тимошенко Ж.А."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_fizicheskoi_kultury_pryzhok_v_dlinu_s_mesta_podvi"
    ["file_id"] => string(6) "490848"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544816969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства