Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Динь динь - динь, звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать.-Присаживаемся тихонько за парты. | -Здравствуйте! | |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа». - Посмотрите на слайд. Перед вами предложение. Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону. (Ю. Мориц) 1.Спишите его. 2. Обозначьте орфограммы в словах. 3.Выполните синтаксический разбор предложения. (Определение падежа имён существительных). -Есть ли в этом предложении имена существительные? Назовите их. – Можно ли ошибиться в определении падежа существительного ворону: В.п. или Р.п.? Почему? -Сделаем фонетический разбор слова лавка. | Запись числа и «классная работа». Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону. Ворона, на лавке, ворону. Ошибиться можно в определении падежа одуш. сущ. м.р., а сущ. ворона ж.р., окончание -у указывает на В.п., в Р.п. окончание – -ы. Лавка – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. [ лафка] | Регулятивные – 2; |
Выявление места и причины затруднения | -Что мы сейчас с вами делали? - Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? - Прочитайте ключевые слова темы. - Какими бы словами вы могли их дополнить? – Сформулируйте цель урока на основе ключевых слов. – С чем связана сложность в разграничении названных падежей? | Повторяли все, что знаем об изменении имен существительных по падежам. Что я знаю об изменении имен существительных по падежам. Предлогами, окончаниями. Вспомнить всё, что изучили о падежах имён существительных (вопросы, вспомогательные слова, предлоги), а также уметь различать формы И.п. и В.п., Р.п. и В.п. В формах В.п. совпадает вопрос (кого?) и окончание -а с формой Р.п., и вопрос (что?) и окончание – с формой И.п. | Коммуникативные - 3 |
Построение проекта выхода из затруднения | - Давайте составим план урока. (учащиеся с помощью учителя составляют план урока) - Начало может быть таким: обобщить знания об… | 1) Изменении имен существительных по падежам; 2) Умении различать формы И.п. и В.п., Р.п. и В.п. 3) Умении употреблять предлоги. | Коммуникативные – 4. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений | - Откройте учебник на странице 133 упражнение 155. - Задание к упражнению прочтет… (Работа в парах) - На ваших столах лежат карточки с этой же таблицей. - Какие колонки нам даны? Назовет их… -Первый падеж комментирует… -Какой вывод вы можете сделать об особенностях употребления имен существительных в именительном падеже, в предложном падеже и в остальных падежах? Беседа Вспомните, что такое предлоги. – Какие предлоги употребляются с каждым из падежей? (Опора на таблицы в учебнике, записи в тетрадях.) – Какие предлоги употребляются только с родительным падежом? Только с дательным? Только с винительным? Только с предложным? – Какие предлоги могут употребляться с несколькими – Как можно отличить существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? Назовите все известные вам признаки. | Заполни таблицу: поставь в каждой графе знак «+» или « - » Выполнение работы по карточкам. Существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами. Существительные в предложном падеже никогда не употребляются без предлогов. Существительные в остальных падежах (Р.п, Д.п, В.п, Т.п.) могут употребляться как с предлогами, так и без них. Предлоги – это служебная часть речи. Которая выражает смысловые связи между существительными, числительными, местоимниями. Родительный падеж - От, для, около, у, без, из, до. Дательный падеж – К. Винительный падеж – через. Предложный падеж – о, об. С несколькими падежами употребляются предлоги - на, в – с В.п. и П.п., за, под – с В.п. и Т.п. и др. По вопросам, по предлогам, по роли в предложении, по вспомогательному слову, по окончанию. | Познавательные – 1; Регулятивные – 1; Личностные – 2. |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | - Посмотрите на слайд, перед вами текст. - Выпишите словосочетания с именами существительными, укажите падеж, определите и обозначьте главное слово. - С красной строки, маленькой буквы записываем первое словосочетание. - Комментирует… Природа Исландии славится своими красотами. На юге острова расположены горы. Здесь «живёт» мощное эхо. Путешественники поднимаются на вершины и громко кричат. Эхо до ста раз повторяет их крик. Образец записи: Славится (чем?) красотами (Т.п.) - Рассмотрим первое предложение. - К доске пойдет и запишет первое словосочетание … | Природа (чего?) Исландии Р.п. Славится (чем?) красотами Т.п. Поднимаются (на что?) на вершины В.п. Повторяет (что?) крик В.п. | Коммуникативные – 2; Регулятивные – 1. |
Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. | - Откройте учебник на странице 133 упражнение 157. - Задание прочтет… - Сейчас вы самостоятельно должны составить план своего рассказа на тему: «Что я знаю об изменении имен существительных па падежам». -Приступаем к работе. -Посмотрите на слайд. Примерно такой план у вас должен был получиться. - У кого по-другому? | Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему: «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам». Составь самостоятельно план рассказа. План: Окончание существительных. Изменение существительных по падежам. Падежи. Вопросы падежей и вспомогательные слова. Сложности при определении падежей. Предлоги падежей. | Познавательные – 3; Коммуникативные – 1. |
Включение в систему знаний и умений, повторение | - Поработаем самостоятельно. - Откройте учебник на странице 137. Перед вами слова, которые обозначены в рамку. - Слова прочтет… - Вам нужно просклонять одно из слов в единственном и множественном числе, выделить окончание. - Слово «Забота» склоняет первый ряд. - Слово «Лепесток» второй ряд. - Слово «Ладонь» третий ряд. - Посмотрите на слайд. Перед вами правильное склонение каждого слова. - У кого по-другому? Исправьте свои ошибки. | Забота, заботиться, ладонь, лепесток, надолго, падеж, палатка. И.п. (что?) забота, заботы Р.п. (чего?) заботы, забот Д.п. (чему?) заботе, заботам В.п. (что?) заботу, заботы Т.п. (чем?) заботой, заботами П.п. (о чем?) о заботе, о заботах И.п. (что?) лепесток, лепестки Р.п. (чего?) лепестка, лепестков Д.п. (чему?) лепестку, лепесткам В.п. (Что?) лепесток, лепестки Т.п. (чем?) лепестком, лепестками П.п. (о чем?) о лепестке, о лепестках. И.п (что?) ладонь, ладони Р.п. (чего?) ладони, ладоней Д.п. (чему?) ладони, ладоням В.п. (что?) ладонь, ладони Т.п. (чем?) ладонью, ладонями П.п. (о чем?) о ладони, о ладонях. | Личностные – 1. |
Рефлексия | - Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли ли мы ее? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | Вспомнить всё, что изучили о падежах имён существительных (вопросы, вспомогательные слова, предлоги), а также уметь различать формы И.п. и В.п., Р.п. и В.п. Да. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Личностные – 2. |
Домашняя работа | - Откройте дневник, запишите домашнее задание. Страница 137, упражнение 3. | Учащиеся открывают дневники, записывают домашнее задание. | |
|
формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля, взаимоконтроля.
2. самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для закрепления материала; 3. анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
2.оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
3.пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Ейск, 2018г.