I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. – Сегодня на уроке чтения нам предстоит очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Организует конкурс чтецов. Мороз не велик, да стоять не велит. – Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шепотом, громко; выразительно | Читают стихи наизусть. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выражают свое отношение к героям, эмоции | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | 1. Беседа. 2. Разгадывание названия сказки | – Объясните смысл пословицы. – Что обозначает слово «мороз»? – Какой бывает мороз? – Кто из вас знает сказки о морозе? Назовите их | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная |
IV. Работа по теме урока | 1. Просмотр мультфильма «Два Мороза». 2. Первичная проверка понимания изученного. 3. Словарная работа | – Раскройте смысл пословицы «Топор лучше шубы греет». Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек, рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне и занимающийся обработкой земли. Ёжиться – прятать лицо, руки от холода | Выполняют задания. Усваивают значение слов | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, выполненные задания |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Чтение сказки «за диктором». 2. Работа в группах. 3. Игра «Собери пословицу» (в парах) | (В помощь каждой группе предлагается табличка вопросов.) 1-я группа. Простые вопросы. – Когда и где встретились вновь два Мороза? – Что сказал младший Мороз старшему? 2-я группа. Уточняющие вопросы. – Правильно ли я понял(а), что старший брат смог заморозить барина? – Правильно ли я понял(а), что Морозу Синему носу затея не удалась? 3-я группа. Объясняющие вопросы. – Почему теплая одежда не помогла барину? – Почему даже в дырявых лаптях и старом полушубке дровосек не замерз? 4-я группа. Оценочные вопросы. – Как вы оцениваете поведение барина? – Понравился ли вам дровосек? 5-я группа. Творческие вопросы. – Что было бы, если б старший Мороз побежал за мужиком? – Изменится ли поведение барина после произошедшего? 6-я группа. Практические вопросы. – Что надо было делать барину, чтобы не замерзнуть? – Какая пословица подойдёт к нашей сказке? («Кто любит трудиться, тому без дела не сидится») | Выполняют задания. Собирают пословицы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; использовать критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой русской народной сказкой сегодня познакомились на уроке? – Понравилась ли вам эта сказка? – Чему она вас научила? – На месте какого героя вы бы хотели оказаться? – Актуальна ли тема сказки в наши дни? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Чтение по ролям | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |