Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
| Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И урок мы наш начнём. Эмоциональная установка (СЛАЙД 1) -Прочитайте, пожалуйста, русскую пословицу: С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся. Как вы понимаете смысл пословицы? - Сегодня и мы с вами будем добывать знания, а кто, сколько добудет - зависит только от нас самих. - Запишите, пожалуйста, число и «Классная работа». | Эмоциональный настрой на работу. Отвечают на вопрос. - Человек не рождается сразу, обладая знаниями и умениями, чтобы достичь достойных результатов в жизни, он набирается знаний, получая умения и применяя их на практике, приобретает опыт. Записывают дату и «Классная работа» в тетрадь. | Регулятивные: формирование умения оценивать своё настроение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. |
Актуализация знаний |
| Минутка чистописания. -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения. - Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем! В слове земля безударная гласная … Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… В слове тонна удвоенная … Буква, похожая на окружность… У существительных женского рода после шипящих на конце пишется … - Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. СЛАЙД 2 ( е с н о ь) - Из данных букв составьте слово, запишите его - Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении. - А какая орфоргамма есть в слове осень? - Подберите проверочное слово - Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию давайте вспомним какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? - А теперь послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем известные части речи. Осень (сущ) наступила (гл), Высохли (гл) цветы (сущ), И глядят (гл) уныло Голые (прил) кусты (сущ). - Назовите известные нам части речи? - У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются? - Нет. - Назовите слово – незнакомой нам части речи? - Задайте вопрос | Слушают задание и выполняют. Е С Н О Ь - Осень. - Безударная гласная Е в корне - ОсЕнний Слушают учителя. Что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые – прилагательное. - Нет - Уныло - Как? уныло | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. |
| - Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как? Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи. - Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относится это слово, либо попробуйте предположить. СЛАЙД 3 - И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). Значит, слово «уныло» – это …. (хором - наречия). - Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи. Признаки наречия. - Какую учебную цель мы перед собой поставим? - Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме задачи. СЛАЙД 4 1) Узнать…. 2) Выяснить…. 3) Научиться…. У каждого из вас на парте лежит «Маршрутный лист урока», который мы будем заполнять по ходу наших открытий (вклеить в тетрадь) | 1. Часть речи | наречие | | 2. На какие вопросы отвечает? | Отвечает на вопросы как? когда? где? | | 3. Роль в речи | Делает речь точной, выразительной | | 4. Что обозначает | Обозначает признак действия | | 5. Изменяемая или неизменяемая часть речи | Часть речи неизменяемая | | 6. Член предложения | В предложении является второстепенным членом | | - Нет - Наречие - Исследовать новую часть речи. - что обозначает наречие - на какие вопросы отвечает - правильно применять на практике | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
Реализация проекта |
| - Для открытия нового знания выполним задание на карточках в парах. Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах) 1) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2) Я возвращался с охоты вечером. 3) Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. 4) Кругом ещё ярко светило солнце. 5) Я благополучно спустился с холма вниз. - Проверим выполнения задания. - Теперь обратимся к учебнику, откроем с. 74 упр 126., в нём даны предложения, с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? - Ответили мы на один из поставленных вопросов? - На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. СЛАЙД 5 Отвечаем на следующий пункт плана: - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями. - Что заметили? Изменилось ли предложение? - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? СЛАЙД 6 Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.» Рассказ о наречии. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи ADVERBIUM - «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). -А почему? Вы догадались? -Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? - Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос. СЛАЙД 7 | Поднималась (Где?) впереди, (как?) медленно. Возвращался (когда?) вечером; Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо; Светило (как?) ярко Спустился (как?) благополучно - Это наречия – записать в маршрутный лист урока. - Да - Где? когда? – записать в маршрутный лист. - Стало скучным, не эмоциональным. - Украшают её, делают её более точной и выразительной – записать в маршрутный лист. - Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его. - Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия, запись в маршрутный лист. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
Физкультминутка Правила игры: учитель называет слова, если это глагол — выполняют прыжок, если слово — наречие — приседание. Список слов: учится, думает, красиво, близко, готовит, смело, летали, пригласила, ровно, неожиданно, направо, присесть, издалека лежит, взмахнула. |
| VI. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу |
| «Мозговой штурм» (работа в парах) -А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Что значит изменяемая часть речи? Работаем по вариантам. (показать образец на слайде) 1 вариант – Дома напротив (изменить по падежам - просклонять) 2 вариант – Летать высоко (изменить по лицам - проспрягать) СЛАЙД 8 (проверка) - Итак, какой вывод мы сделаем? «Творческая мастерская» - Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор. Яркое, заблестело, солнышко, весело. - Назовите наречие? - На какой вопрос отвечает? - С какой частью речи связано? - Что обозначает наречие? - Каким же членом предложения является наречие? | - Изменяется по числам, падежам и тд. - Наречия неизменяемая часть речи запись в маршрутный лист. - Весело заблестело яркое солнышко. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое). - Весело - Как? - С глаголом - Признак действия - В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире. - запись в маршрутный лист. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
| VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
| - Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили? - Какие же открытии мы сегодня сделали? - Давайте снова вернемся к «Маршрутному листу урока» - С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?») - Проверим наши выводы о наречии, прочитав правило на стр. 74 (правило). Рефлексия СЛАЙД 9 Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал… Домашнее задание. СЛАЙД 10 | Подводят итог урока, отвечают на вопросы. - Наречие | Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |