Канакина В.П. Русский язык. 3 класс учебник.
Презентация к уроку «Обобщение знаний о составе слова». Раздаточный материал (маршрутный лист, памятка «разбор слова по составу).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость. | Приветствуют учителя и гостей. |
Минутка чистописания. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите слова в тетрадь: Улыбка, улыбочка, улыбчивый. | Открывают, тетрадь, записывают дату, выполняют задание |
Актуализация знаний | -Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? -Вспомните, что какие слова мы называем однокоренными? -Как называется общая часть родственных слов? Выделим корень в наших словах. Какие еще части слова вы знаете? | - Эти слова однокоренные. - Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением. – корень. - приставка, суффикс, основа слова, окончание. |
Формулирование темы и цели урока | - Какая тема нашего урока? -Какая цель нашего урока? Верно! Мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. -Ребята, а для чего надо знать части слова? - Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся в волшебную страну слов. Чтобы не заблудиться в нашей волшебной стране, мы будем следовать по маршрутному листу, который лежит у вас на партах. Возьмите его в руки. Здесь указаны названия станций, а также задания, которые вам предстоит выполнить. После каждого задания вы будете оценивать свои достижения с помощью смайликов. Их обозначения есть у вас на обратной стороне маршрутного листа. -Вы готовы к путешествию? Тогда в добрый путь. | - Обобщение знаний о составе слова. - Повторим все части слова, будем развивать умение разбирать слова по составу. - Чтобы правильно писать слова. -Да! |
Работа по теме урока | Мы приближаемся к первой станции «Корень». - Что такое корень слова? Ребята, найдите однокоренные слова в стихотворении, выпишите их и выделите в них корень. «Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном». Проверяем все ли вы нашли однокоренные слова. Оцениваем себя смайликом. Следующая станция, на которую мы прибыли –это станция «Приставка». - Вспоминаем, что такое приставка? Для чего служит данная часть слова? -Посмотрите на экран. Разгадайте ребусы. Запишите слова в тетрадь и выделите в них приставку. Молодцы! Едем дальше. | Ответы детей Дети выполняют задание в маршрутном листе. Проверяют, оценивают. Ответы детей. Выполняют задание, записывают слова: ПОДАРОК, ПОЕЗД, ПОДРУГА, ПЕРЕДАЧА. |
Физкультминутка. | С при приставкою- присесть. С по приставкою- подняться. С под- подпрыгнуть, подмигнуть. С вы- вытягиваем руки. С о- опустим их опять. Вот и все настало время За парты сесть. | Выполняют упражнения, под слова физминутки. |
Продолжение работы по теме урока | - Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на следующей станции «Суффикс». Что такое суффикс? Для чего служит данная часть слова? Образуйте с помощью суффиксов новые слова, запишите в тетрадь, выделите. -ОЧК-, -ЧИК-, -ОК-, -ЕНЬК-, -УШК- МАМА, СТАКАН, СЕРЫЙ, ВЕТЕР, РЕКА -Молодцы, и с этим заданием вы справились! Следующая станция «Окончание». – Что такое окончание? С чем можно перепутать формы слова? Хорошо ли вы умеете находить в словах окончание, мы узнаем, выполнив задание. Вставьте подходящее по смыслу окончание и выделите его простым карандашом. - Молодцы! Оценили себя смайликом. У нас осталась последняя станция. Как вы думаете какая? - Верно! Что же такое основа слова? Задание: слова, которые вы выписали в тетрадь, выделив в них окончание. Теперь выделите в этих же словах основу слова. Проверяем! | Ответы детей. Выполняют задание. Ответы детей. Выполняют задание в парах. - Станция «Основа». Ответы детей. Выполняют, задание, проверяют, оценивают себя. |
Закрепление знаний | - Наше путешествие подходит к концу. Все части слова мы повторили. Теперь возвращаемся к минутке чистописания, выполняем разбор по составу, в этом вам поможет памятка, которая лежит у вас на партах. | Выполняют задание один ученик у доски, остальные в тетради. |
Итог урока | - Какая была тема урока? Какая была цель нашего урока? Достигли мы цель, которую поставили в начале урока? | Ответы детей. |
Рефлексия | В течении урока на каждой станции вы оценивали себя смайликами. Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. У кого 1-2 ошибки? У кого много ошибок? | Оценка своей деятельности на уроке. |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем задание на завтра: стр. 97, упр. 184. | Записывают задание в дневниках. |