Автор учебника: В. Н. Рудницкая
Тема урока: «Запись вычитания столбиком».
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ход урока | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включает учащихся в учебную деятельность. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством воспроизведения в памяти учащихся ситуации успеха, созданной на прошлом уроке. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Дети подготавливаются к работе. Приветствует учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Забудьте об обидах. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое о уже известного с помощью учителя. Регулятивные: целепологание. Личностные: самоопределение. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляется уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Предлагает повторить Тренировать мыслительные операции. Организовывает выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности (затруднения в обосновании выполнения задания). | Отвечают на вопросы учителя. | 1. Внимательно посмотрите на числа. - Что между ними общего? Какое число лишнее? (Эти числа двузначные, за исключением числа 8, оно однозначное) 55, | 50, | 45, | 40, | 35; | 28, | 23, | 18, | 13, | 8; | 36, | 32, | 28, | 24, | 20; | 82, | 77, | 72, | 67, | 62. | - В чём сходство между рядами? (Во всех рядах числа уменьшаются на одно и тоже число) - Назовите в четвёртом ряду самое большое и самое маленькое число (82, 62) - На сколько 82 больше 62? (на 20) - На сколько меньше? (тоже на 20) - Расскажите, что вы знаете о числе 82? (это двузначное число, оно состоит из 8 десятков и двух единиц) - Что получится, если 62 увеличить на 4? (66) 2. - Я задумала число, которое получается при вычитании числа из 36 - 12. Какое число я задумала? (24) -Какими способами можно было уменьшить из числа 36 - 12? Учащиеся предлагают свои варианты, 1), обсуждают не прозвучавшие способы вычисления. - Какой способ ты использовал в данном случае? Почему? (Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя свой выбор) Игра «Кто быстрее». Работа в парах. 36 - 6 = | 56 - 15 = | 48 – 14 = | 96 – 20 = | 28 - 21 = | 75 + 23 = | Учащиеся решают данные примеры с использованием ранее изученных приёмов, но как можно быстрее. Далее проводится взаимопроверка в парах. В завершении этапа актуализации знаний фиксируется, какой способ был наиболее удобен и быстр. Какие способы занимают больше всего времени? | Познавательные УУД логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Указывает объект наблюдения. Оказать помощь детям, при возникновении затруднений. Задает наводящие вопросы. | Совместно с учителем ставят цели и формулируют тему урока. | - Можно ли было упростить запись? (Здесь возможны варианты ответов детей) - Как можно было упростить запись? (Записать так, чтобы десятки были ближе к десяткам, а единицы к единицам, так как это связано с общим правилом вычитания и сложения двузначных чисел) - Как бы сформулировали тему нашего урока? (Вычитание двузначных чисел) - В чём цель нашего урока? (Найти такую запись, чтобы десятки располагались ближе к десяткам, а единицы ближе единицам) | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Общеучебные – Самостоятельное формулирование познавательной цели; Логические – формулирование проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднений. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Определяет средства для выхода из затруднений. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Делают вывод о том, как записывается и читается новая запись примеров. Дети, не поворачивая голову глазками следят за указкой. | В процессе обсуждения различных вариантов записи появляется запись «в столбик». - А можно ли записать пример в столбик, сдвинув один из разрядов? (Нет, так как теряется смысл вычисления и будут допущены ошибки) - Какое правило, мы можем сформулировать о вычислениях в столбик? (Единицы пишу под единицами, десятки по десятками) Далее разбирается запись примеров в тех случаях, когда вычитаемое или разность являются однозначным числом. Под руководством учителя формулируется алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел: пишу: единицы под единицами, десятки под десятками; складываю (вычитаю) единицы: …. складываю (вычитаю) десятки: …. ответ: … Физкультминутка - Чтобы глазки зорче были - И в очках чтоб не ходить, - Эти лёгкие движения - Предлагаю, повтори. | Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные УУД: Общеучебные – моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5.Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность восприятия. Обсуждает запись примеров. Задает наводящие вопросы, по решению примеров. | Решают типовые задания с проговариванием вслух. Работа по учебнику Отвечают на вопросы учителя. Тренируются в прочтении, решении и записи примеров. | Далее учащиеся с комментированием, используя новое знание, выполняют задание в рабочей тетради на странице 23 №1. | Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию на уроке. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: уметь работать коллективно. |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает работу в рабочих тетрадях. | Работают в рабочей тетради. | Выполняют самостоятельно работу с проверкой по эталону. Рабочая тетрадь стр23 №3 | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
7.Рефлексия деятельности Итог урока | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | - Что мы сегодня изучали? (запись примеров в столбик) - С какой проблемой мы столкнулись? - Решили мы эту проблему? (Да) - Мы научились записывать примеры в столбик и вывели правило, которым будем в дальнейшем пользоваться. - Предлагаю оценить свою работу. 1. Я работал на уроке (отлично, хорошо, не очень) 2. Все задания я выполнял (легко, с небольшими трудностями, трудно) 3. На уроке мне было (интересно, не очень, скучно) - Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы! - Всем Спасибо за урок. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |