Урок литературного чтения.
2 класс.
г. Усинск
Тема | Устное народное творчество. Обобщение. |
Педагогическая цель | В игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить их работать в группе; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации. |
Планируемые результаты (предметные) | Обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ. |
Личностные результаты | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать результат; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее ( анализ, сравнение, классификация) Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать; |
Основное содержание темы, понятия и термины | Устное народное творчество, фольклор, былина, сказка, поговорка, шутка, небылица, пословица, загадка, считалка, игровые приговоры, молчанка, потешка, частушка, закличка, «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» |
Образовательные ресурсы | тема-плакат, цели -плакат, планируемые результаты – плакат, слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями, карточки достижений, оценочные листы, таблицы для тестов. |
Этапы урока | Формы, методы, методичес- кие приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые действия |
I.Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальный. Наблюдения учителя. |
II.Актуализа- ция знаний. | Коллективная Словесный, практический. «Театрализация» | - Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну. А как называется эта страна, вы узнаете, побывав в необычном доме. Давайте послушаем, о чём в нём говорят. - Как одним словом можно назвать все, что мы услышали? -Как вы думаете, какова тема урока? | Внимательно слушают артистов. 1.Ваня-Ваня простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород. 2.Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается: - Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя! 3.Ехала деревня Мима мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Дубина выбегает С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах На пожар спешат. 4 - Фома, у тебя в избе тепло - Тепло. На печи в шубе можно согреться? - Устное народное творчество. Тема урока: Устное народное творчество. | Анализируют жанры устного народного творчества. | Коллективный. |
III. Постановка целей урока. | Фронтальная. Словесный. | - Какие цели мы поставим на уроке? - Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока? | -обобщить знания по разделу; -учиться работать в группе; -обогащать словарный запас; -развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения Планируемые результаты: -должны уметь различать жанры УНТ; -слушать и понимать других, сотрудничать; -должны научиться работать в группе; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя; -извлекать информацию, перерабатывать ее ( анализ, сравнение, классификация) -эмоционально «проживать» текст. | Совместно с учителем формируют учебные цели и планируемые результаты. | Фронтальный. Устный ответ. |
IV.Работа по теме урока 1.Сказка. Былина. Поговорка. Шутка. Небылица. | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа. ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. | - Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? - Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево со множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров. - Посмотрите на наше дерево. - Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? - Почему? - Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры. - Вы готовы помочь дереву стать нарядным? - Сегодня мы работаем в группах. Мы с вами повторили правила работы в группах и парах. В каждой группе есть организатор обсуждения. На столах у всех лежат конверты с заданиями. Организатор сейчас возьмет конверт №1. Вы должны будите в группе проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву первые листочки. - Кто согласен? -Кто не согласен с ответом? | -Фольклор. Рассматривают изображение дерева на плакате. -Грустное, печальное. - Нет листиков на дереве. Организаторы читают задание конверта №1 1.«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (СКАЗКА) 2.«Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.» (БЫЛИНА) 3. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА) 4.-Что везёшь? -Сено. -Какое сено? Ведь это дрова! --А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА) 5.«А то ещё не чудо. Не диковинка, А были чудеса и почуднее того: По поднебесью медведь летит Ушками, лапками он помахивает, Серым хвостиком поправливает..» (НЕБЫЛИЦА) | Осуществляют решение учебной цели под руководством учителя. Систематизируется информация | Фронтальный. Чтение. Устные ответы и сигнальные карточки (зеленая – согласен, красная – нет) |
2. Приём «Верные, неверные высказывания». Презентация. Слайд 1. | Фронтальная. Словесный, практический. Взаимопроверка. Оценивание результатов планируемых действий. | - Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех. 1.Лиса из сказки «Лиса и журавль» угощала журавля кашей? (В) 2.Петушок подавился горошинкой? (не В, бобовым зернышком) 3.Солдат варил кашу из молока? (не В, из топора) 4. Родители дочке в сказке «Гуси-лебеди» обещали купить конфет? (не В, платочек) 5. Сестре спасти брата из сказки «Гуси-лебеди» помогла мышка? (В) 6.Первый, к кому обратилась курочка за помощью была хозяюшка?(В) Презентация. Слайд 1 - Нарисуйте в карточке достижений на начало урока : «плюс и палочку», если без ошибок, вы великолепно справились с тестом; «Плюс», если одна ошибка, достаточно хороший уровень знаний; «полплюса», если 2 ошибки, еще ошибаюсь; «минус», если половина или больше половины ошибок, недостаточный уровень знаний, надо больше заниматься. | Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую – «неверных» высказываний. ВВ НЕ В Взаимопроверка: | Осуществляется решение планируемых результатов: умение работать в паре и оценивать результат. | Фронтальный, индивидуальный. Взаимоконтроль. |
Физкульт - минутка. | Коллективная. Практическая. | Упражнения для мышц шеи и спины. | Слушают объяснение учителя, выполняют движение за учителем. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
3. Работа над пословицами. ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДЫ 2 - 3 | Групповая работа. Чтение. | - Ну вот, ребята, « Кончил дело - гуляй смело!» - Ой, ребята, что это я сказала? (На дереве листок -ПОСЛОВИЦА.) - Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы. Терпенье и труд а не ученье-тьма. Ученье-свет, там и счастье. Не спеши языком, всё перетрут. Труд кормит, торопись делом. Где труд, а лень портит. - Что скрывает каждая пословица? - Объясните смысл пословицы. | - ПОСЛОВИЦА. В каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость. | Анализируют, сравнивают, сотрудничают. Внимательно слушают и оценивают предложения, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто будет отвечать перед классом. | Индивидуальный. Фронтальный. Чтение. |
4. Загадка. Игра. Считалочка. | Коллективная. Групповая. Словесный. Дидактическая игра. | - Чтобы подарить дереву еще один листок, надо выполнить задание 2-го конверта. - Прочитайте задание. О ком идёт речь? Какой жанр УНТ перед вами? Конверт №2 (с коми-загадками) 1.Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик. 2.Впереди корабль дет, за собою всех ведет. 3.Распускает хвост павлином, Ходит важным господином, По земле ногами - стук, Как зовут его ... 4.Днем скамья, а ночью – круг или хомут. 5.Зубастая, мохнатая, как есть начнет - песенку поет - Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать? - Какой жанр фольклора мы использовали для этого? | - ЗАГАДКА Петух - Утка с утятами - Индюк - Собака. - Кошка. - Надо посчитаться. - СЧИТАЛОЧКУ. | Слушают, понимают других, сотрудничают. Выразительно читают. Оценивают с помощью сигнальных карточек «Я согласен». «Нет, я не согласен» | Фронтальный. Устные ответы. Чтение. |
5.Игровой приговор. Физминутка–игра. | КоллективнаяПрактическая. | «Покупки бабушки". Чижик-пыжик, воробышек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать, Себя показать. Ведущий говорит строчку, а дети ее хором повторяют: – Купила бабушка себе курочку………. курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.………. (показывает руками как клюёт курочка) – Купила бабушка себе уточку………. Уточка тюрюх-тюх-тюх………. (показывает руками как плавает уточка) – Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах………. уточка тюрюх-тюх-тюх………. – Купила бабушка себе индюшонка........... Индюшонок фалды-балды………. (на слово фалды-рука вправо, балды-влево) (повторить про курочку, уточку, индюшонка) – Купила бабушка себе кисоньку………. А кисуля мяу-мяу………. (повторять с начала) – Купила бабушка себе собачонку………. Собачонка гав-гав………. (повторять с начала) - Каким жанром ДЕТСКОГО фольклора мы начали игру? | Слушают объяснение учителя, выполняют движение за ведущим. -ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ | Осуществляют профилактику утомления. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
6. Работа над потешкой. | Групповая. Практический. Составление слова. | Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово. Вспомним одну из них. ИНСЦЕНИРОВКА. -Федул, чего губы надул? -Кафтан прожёг. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался. Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА. | Работают в группе: каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА. | Сотрудничают в группе. | Фронтальный. Устные ответы. |
Физкультминутка | Коллективная. Практическая. | Упражнения для мышц шеи и спины. | Слушают и выполняют движение за учителем. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
7. Народная песня. Презентация. СЛАЙД 4 | Групповая. Практическая. | Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово. ЧСТШК - Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский. - Послушаем частушки. Чтобы печка разгорелась, Надо жару в ней поддать. Чтоб частушка лучше пелась, Надо пляской помогать. Эх, топни нога, Топни, правенькая, Всё равно пойду плясать, Хоть и маленькая. Если б не было воды, Не было бы кружки. Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?! Вывешиваем листок ЧАСТУШКА | Выполняют практическое задание. ОТВЕТ: частушка Поют частушки. | Слушают и понимают друг друга. | Коллективный. |
8. Закличка. Презентация. Слайд 5 | Коллективная. Практическая | Слышим колокольный звон. - Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? - Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания. Закличка про солнце Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! В коми закличках солнце называли матушкой. | - Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси и в Коми крае была и есть – встреча Весны. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали. - ЗАКЛИЧКА | Учатся передавать основную эмоциональную тональность произведения. | Коллективный. Чтение |
V.Рефлексивно – оценочный. ТЕСТ | Фронтальная. Словесный. ТЕСТ | - Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. - В карточке достижений на конец урока нарисуйте лесенку 4 ступеньки. Нарисуйте зеленый кружочек На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше. На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь! На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока. На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо. Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ Тест. 1)Определи жанр произведения. Люшеньки, гули, Прилетели гули. Стали гули ворковать, Мою деточку качать. Ответы: (выбери один вариант) 1.пословица 2.скороговорка 3.колыбельная 2)Определи жанр произведения. Туча, ты туча! Пролейся дождем! Мы давно его ждем. Дождик, ты дождик! Поливай весь день, На наш ячмень. Ответы: (выбери один вариант) 1.частушка 2.закличка 3.колыбельная 3) Определи жанр произведения. Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота. Дубина выбегает с мальчиком в руках. А за ним тулупчик с бабой на руках Ответы: (выбери один вариант) 1.закличка 2.скороговорка 3.небылица 4) Определи жанр произведения. Белое покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло. Ответы: (выбери один вариант) 1.загадка 2.пословица 3.небылица 5) Определи жанр произведения. Конь ретивый, долгогривый Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает. С нами в салочки играет. Ответы: (выбери один вариант) 1.загадка 2.колыбельная 3.считалка 6) «Лето дождливое – зима снежная, морозная»- это Ответы: (выбери один вариант) 1.загадка 2.пословица 3.примета 7) «Каждое дело – любовью освещается» - это Ответы: (выбери один вариант) 1.загадка 2.пословица 3.скороговорка 8) ) Определи жанр произведения. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку, Но не лезет корка в норку: Велика для норки корка. Ответы: (выбери один вариант) 1.считалка 2.скороговорка 3.загадка Вернемся к карточкам достижений. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красную пасту. Нарисуйте красной кружок на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки. Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке, 3-4 минуса – на второй ступеньке, если больше половины минусов – на первой ступеньке. Давайте сравним вашу оценку и учителя. Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите зеленую сигнальную карточку. Если вы написали тест хуже, чем сами оценили себя – красный цвет. Если оценка учителя выше, чем ваша самооценка – желтую карточку. Рефлексию можно провести применением опоры: | Отвечают на вопросы учителя. Сегодня на уроке я узнал… В группе работать мне было…., потому что… Помогал мне… Мешал мне… | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. | Фронтальный, Индивидуальный, самооценка |