kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока для 2 класса по литературному чтению на тему : "Загадки- малые жанры устного народного творчества."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта.

Тема урока

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Цель

Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.

Задачи.

Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.

Личностные результаты

Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Основные понятия

Загадка

Межпредметные связи

Русский язык-Окружающий мир.

Оборудование урока

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В., ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 2 класса по литературному чтению на тему : "Загадки- малые жанры устного народного творчества."»

Класс 2 «А».

Студентка: Гаркуша Дарья, группа ПНК41

+79892834780

Технологическая карта.

Тема урока

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Цель

Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.

Задачи.

Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.

Личностные результаты

Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Основные понятия

Загадка

Межпредметные связи

Русский язык-Окружающий мир.

Оборудование урока

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В., ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.


Сценарий урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и проверка готовности рабочего места

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник «Литературное чтение», дневник и пенал.

Приветствуют учителя



Слушают стихотворение.



Проверяют готовность.

Актуализация и пробное действие

-Ребята, прочитайте на доске слова. Каким одним словом их можно объединить? (перед вами висят жанры устного народного творчества).

-Верно! Ребята, как вы думаете, какого жанра здесь не хватает? Верно.

-А кто мне объяснит, что же такое загадка?

- Загадка- это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.


-А какие загадки вы знаете?

-Кто-нибудь уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?

Верно. Сегодня мы будем работать с загадками, различать их и распределять по тематическим группам.

-Читают. (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы.)

-Загадок.

-Я считаю, что загадка- это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.

-Предположения детей.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о загадках

Выявление места и причин затруднения

Беседа. Рассказ учителя.

-Как вы думаете, похожа ли загадка на задачу? Почему?

- Правильно. Ведь чтобы дать правильный ответ загадки, нужно вспомнить: где мы «это» видели, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера.

- Я думаю, что загадка похожа на задачу. Для того, чтобы разгадать загадку мы ставим вопросы «что?» «откуда?» «из чего сделано?»


Построение выхода из затруднения

Рассказ учителя.

- Как вы считаете, как давно появились загадки?

- Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, а также использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

-Итак, можем ли мы считать загадку малым жанром УНТ? Почему?

-Всё верно! Молодцы!
















-Я считаю, что мы можем считать загадку малым жанром УНТ, так как это устное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи

РЕализация…..

Беседа. Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник на с.25, прочитаем и отгадаем загадки.

-Кто хочет прочитать первую загадку? И что же это? Как вы догадались, что это именно о петухе идет речь?

-Читаем следующую загадку. Что это? Как вы это поняли?

-Следующая загадка. Кто знает отгадку?

-Верно. Читаем дальше. О чём идет речь в загадке?

-И последняя загадка. Что это?

-Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить эти загадки?

-Давайте узнаем какие бывают темы загадок.

-Это петух, так как даётся описание петуха.

-Я думаю, что это лук. Ведь когда его чистишь идут слезы

-Это подсолнух

-Речь идёт о морковке. Так как морковь находится в земле, а ее зеленый хвостик снаружи

-А это ёжик, ведь именно он ходит всю жизнь в иголках

-Я думаю, что загадку про петуха и ежа можно отнести к теме «животные»


Работа в группах

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово.

Кроссворд для первой группы.






1





2















3






4












5












6









7






  1. По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц)

  2. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова)

  3. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)

  4. Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка).

  5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

  6. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)

  7. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)

(Тема: «Дикие и домашние животные» Лишнее: грач)

Кроссворд для второй группы.





1











2













3












4











5













6








7












8













9











1. Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.(Пруд)

2.Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)

4.Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд).

5.Что в решете не унесёшь? (Вода)

6. По морю идёт, идёт а до берега дойдет- тут и пропадёт.(Волна)

7. Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог. Нас он летом в самый

Зной, ледяной поит водой. (Родник)

8.Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

9.Течёт, течёт- не вытечет; бежит, бежит- не выбежит. (Река)

(Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для третьей группы.

1











2










3









4






5











6









7








8










9







1.Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива).

2. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка).

3.Разломился тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. Бусинки зелёные, сладкие, ядрёные. (Горох).

4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

5.Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко. (Слива)

6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

7.Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)

8.Желтая курица в огороде дуется. (Тыква)

9.Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина)

(Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для четвёртой группы.



1










2









3









4






















5




















6



















7











8









9









1.На шесте дворец, во дворе певец. (Скворец)

2. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

3. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. (Ворона)

4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, говорливая самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её…(сорока)

5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.(Грач)

6. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)

7.Быстро летаю, птиц забиваю. (Орёл)

8. Не рак, не рыба, не зверь, не птица, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.(Комар)

9. В синем небе голосок, будто крохотный звонок. (Жаворонок).

(Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для пятой группы.





1








2








3









4









5











6





7










8








1.Между двух светил я в середине один. (Нос)

2. Не часы, а тикает. (Сердце)

3. Белые овечки глядят из под печки. (Зубы)

4.Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5. Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова)

6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

7.У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы)

8.Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (Муха)

(Тема: «Человек» Лишнее: муха)

-Все справились с кроссвордом? Какие темы загадок у нас получились?


-Какие лишние слова вы нашли?

Молодцы, ребята, отгадывать загадки вы умеете, а сейчас попробуем сочинить загадку, но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.





































































































-1 тема-дикие и домашние животные, 2 тема-вода, 3 тема- растения, 4 тема- птицы, 5 тема- человек

-Лишние слова у 1 группы-грач, 2 группы- солнце, 3 группы- гром, 4 группы- комар, 5 группы- муха

Творческая работа

(Загадка на презентации)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?

-А он назван в загадке?

-Название какого предмета заменяет слово ежик?


-Почему вдруг такое сравнение?

-Какие важные признаки этого предмета указываются?



-Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

-Вот так и составляются загадки.







-Ежик.

-Нет.

-Клубок из иголок.

- Потому что ежик сворачивается в клубок и у него иголки.

-Иголки сворачивается в клубок есть хвост и носик на спине продукты носит.

1.Предмет не назван (назван другой, похожий на него)

2.Показаны важные признаки.

Самостоятельная работа с самоконтролем

Выше леса …,

У него-… бок,

Днем оно…,

Ночью…

А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про солнце.






- На какого персонажа русской народной сказки похоже солнце?

 - Как думаете какой бок у солнца?

 - Что днем делает солнце?

 - А что делает солнце ночью?

-Вставьте слова в загадку. Прочитайте, что у вас получилось

-Молодцы, у вас получилась загадка.








-На колобка

-Горячий

-Светит

-Спит

-Выше леса колобок,

У него – горячий бок.

Днем оно светит,

Ночью спит.

Итог

Беседа

-Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Правильно. А что такое загадка?

-К какому жанру относится загадка?

-Для чего использовали загадки в древности?

-Верно. С какими тематическими группами загадок мы познакомились?

-Что мы делали еще на уроке?

Молодцы. Правильно.

-Сегодня на уроке мы говорили о загадках

-Загадка-это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

-Загадка относится к жанру устного народного творчества

-Их использовали для передачи какой-либо тайной информации и т.д.

-Познакомились с темами «животные», «растения», «птицы», «человек», «вода»

-Сочиняли свою загадку


Рефлексия учебной деятельности на занятии

Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке с помощью сигнальных карточек. Поднимите веселый смайлик если затруднений во время изучения новой темы на уроке не возникло. Поднимите грустный смайлик, если в ходе урока возникали затруднения.

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание: найди в библиотеке книгу «Загадки» и выпишите в рабочую тетрадь загадки, которые больше всего понравились.

На этом урок окончен. До свидания! Мне было приятно с вами работать.


Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек

-Записывают домашнее задание, прощаются


Методист____________ Мартынюк Л.Е. Учитель___________ Попова М.В.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дарья Владимировна Гаркуша

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства