Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации на сайте»
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление на части.
Цель: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; учить формулировать учебные цели урока, способствовать формированию умения анализировать художественный текст, давать оценку поступкам героев, выделять основную мысль; оценивать свою работу на уроке; способствовать формированию системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим.
Оборудование: презентация, учебник.
Ход урока.
Орг.момент
1.Речевая разминка:
-Прочитайте, соблюдая знаки препинания, по одной строчке (ряд, на который указывает учитель), шёпотом.
Для чего нужны нам сказки,
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку,
Может быть, вчерашний снег?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
-Верны ли эти слова? Почему?
-какие строки возвращают нас к прошлому уроку?
-Каким образом?
2.Актуализация знаний.
--Вспомним, что такое сказка?
-А какие бываю сказки?
-Какая наша сказка? Почему?
-У любой авторской сказки есть народные истоки. Что или кто явился таким истоком для нашей сказки?
-Докажите, что «Аленький цветочек» - это сказка.
3.Проверка дом.задания.
-Итак, вы сказали, что сказкам присущи троекратные повторы. Какие повторы
встретились нам в сказке?
-Одним из таких повторов является наличие 3-х сестёр, характеристику, которых вы должны были приготовить дома по группам.
4.Физминутка.
-Чтобы совершать такие рискованные путешествия нужно быть, несомненно, сильными, поэтому «хомячок» приглашает вас на физминутку.
5.Работа по теме урока
Деление сказки на части
- А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Получим план пересказа.
1 часть
«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку», с. 196).
2 часть
«Два подарка нашел» (до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему...», с. 196).
3 часть
«Заблудился в дремучем лесу» (до слов: «Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 197).
4 часть
«Вот он — цветочек аленький!» (до слов: «И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 198). (найдите описание цветочка, прочтайте)
5 часть
«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов: «И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора...», с. 200).
6 часть
«Встреча с любимыми дочерями» (до слов: «Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 202). прочитайте
7 часть
«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных...», с. 204).
8 часть
«Жизнь девушки во дворце» (до слов: «Если ты стар человек — будь мне дедушка...», с. 206). Прочитайте
-Какую сказку напомнили эти слова?
9 часть
«Покажись мне, верный друг!» (до слов: «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», с. 207).
10 часть
«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов: «И прошло тому немало времени...», с. 208).
11 часть
«Недобрый сон» (до слов: «Стала она заверять словами заветными и клятвами...», с. 209).
–Прочитайте, как просилась домой младшая дочь?
-Бывает так в жизни и когда?
12часть
«Дома, с родными» (до слов: «И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 210).
13 часть
«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов: «Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые...», с. 212).
-Прочитайте.
14 часть
«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).
-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
-Каким на самом деле было чудище?
- Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей?
- Могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?
6.Итог урока.
- Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек?
- Чему учит эта сказка?
(Вывод: Аленький цветочек - символ настоящей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше)
-Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?
6.Рефлексия.
Сказка «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова
- учит…
- заставляет задуматься…
- наибольшее впечатление произвело …
- Эта сказка живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.