| 
 | - Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы собрались здесь, друзья. И думаю, встретились мы не зря. Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать.   (Слайд 1) - Откройте тетради, отступите от последней работы четыре клетки, запишите число, сегодня четырнадцатое декабря, классная работа. 14 декабря. Классная работа. Н![]() а доске: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Распределите математические предложения по группам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Кто не согласен? 
 
 - Прочитайте числовое выражение. 
 - Найдите значение суммы. 
 
 - Кто не согласен? 
 
 В случае ошибки просить выполнить сложение с комментарием. 
 
 
 
 - Прочитайте числовое равенство, используя компоненты действия сложения. 
 
 - Какими бывают числовые равенства? - Как проверить, верное ли равенство? - Проверьте, верное ли данное числовое равенство. 
 
 - Что обозначает буква «x» в буквенном выражении: «уменьшаемое – x, вычитаемое – 9»? - Можно ли найти значение буквенного выражения? - Что нужно сделать, чтобы найти значение выражения: «разность числа x и девяти»? - Каким числом можно заменить букву x? - Если мы букву заменим числом, то во что обращается буквенное выражение? - Верно, в числовое выражение. - Найдите значение разности, если букву x заменим числом 23. - Каким числом надо заменить букву a, чтобы значение суммы было число предшествующее числу 51. - Кто не согласен? 
 - Ребята, почему вы оставили карточку с математическим предложением: 8 +  = 12? 
 - У нас осталась ещё одна группа математических предложений, название которой пока скрыто. Может, мы это предложение перенесём в эту группу? ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Если у вас предположения, как мы назовём эту группу? - Что обозначает «окошко»? Чем его можно заменить? 
 
 
 - Заменим «окошко» буквой. Как теперь можно назвать группу? ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Ребята, как вы думаете, в математике есть такие предложения «равенства с буквой»? 
 - А как вы думаете, что математики делают с такими равенствами? 
 - Можно ли сказать, что математики решают такие равенства?   
 - Ребята, какие задачи поставим перед собой на данном уроке? 
 
 - Верно, сегодня на уроке вы должны узнать:   Как называются равенства с буквой; Как решать такие равенства? Какой алгоритм? И ещё научиться решать такие равенства. - Ребята, когда мы что-то не знаем по математике или у нас есть сомнения к кому или к чему мы обращаемся? - Откройте учебник на странице 80. 
 ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Прочитайте тему нашего урока. - Прочитайте, что авторы учебника называют «уравнением», какое они дают определение? 
 
 
 
 
 
 
 - Итак, как называют «равенства с буквой (переменной)»? - Какое слово, название группы математических предложений было от нас скрыто?   - Проверим! ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Прочитайте, что делают с уравнением. 
 
 
 
 
 
 
 - Как вы понимаете слово «найти»? - Верно, найти – подобрать. - Решим уравнение, которое записано у нас на доске.   - Запишите в тетради уравнение 8 + x = 12 
 ![]() 
 
 
  - Подберите такое значение x, чтобы числовое равенство было верным. - Какое число подходить? Запишем: x = 4 
 
 ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Верно ли, мы подобрали число? Как в этом убедиться, что говорят нам авторы учебника? Прочитайте, что нужно сделать? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Что необходимо сделать, после того как мы подобрали нужное число, решили уравнение? 
 
 
 
 - Сделаем проверку, запишем: 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 ![]()  
 - Сделаем вывод: число 4 подошло. 
 - Ребята, продолжите предложения: - Равенство, содержащее неизвестное число – это … - Найти такое число, при котором числовое равенство станет верным – это значит … - После решения уравнения надо обязательно сделать … - Молодцы, а теперь немного отдохнём! 
 Активная динамическая пауза. 
 - Ребята, мы решили все задачи, которые поставили перед собой на этом уроке?   
 - Верно, на странице 80 найдите №1. Прочитайте задание. 
 
 
 
 
 
 
 - Решаем уравнения из первой строки. Чтобы решить уравнения воспользуемся алгоритмом:   Читаю уравнение; Запишу уравнение; Подберу число вместо неизвестного числа x, чтобы равенство было верным, это число …; Запишу числовое равенство; Проверяю число, сделаю проверку, запишу; Делаю вывод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Уравнение из второй строки №1 решаем самостоятельно. Первый вариант решает первое и второе уравнения, второй – третье и четвёртое уравнения. 
 - Кто выполнил задание, покажите свою готовность работать дальше.   
 - Сейчас каждый в своей паре расскажите друг другу, как вы решили свои уравнения.  - Закончили проверку. - Ребята, как вы думаете, а почему равенства с неизвестным числом (переменной) назвали «уравнением»? 
 - А как вы думаете, зачем мы учимся решать уравнения? 
 
 - Всё верно, ребята. С помощью уравнений решают много математических задач, некоторые задачи и мы с вами будем решать с помощью уравнений, а в старших класса этот метод станет основным для решения текстовых задач.   - А пока, во 2 классе, предлагаю составить и решить задачу другим известным нам методом. На странице 81 найдите №6. - Прочитайте задание из №6. 
 
 
 
 - Обговорите в парах, какой бы вопрос вы поставили и почему? - Покажите свою готовность работать дальше. 
 - Итак, какой вопрос вы бы поставили и почему? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Молодцы, надо поставить вопрос к задаче так, чтобы использовать все данные из условия, и найти всё, что неизвестно! - Выберем тот вопрос, ответив на который, мы узнаем, сколько лет маме и папе: «Тане 5 лет, мама на 19 лет старше Тани, а папе столько лет, сколько Тане и маме вместе. Сколько лет маме и папе?». Слайд   На доске модели к задаче: 
 
 
 
 ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Какая краткая запись «лишняя», почему?   
 
 
 - Верно, ищем решение задачи по второй краткой записи. - Если нам известно, сколько лет Тани, а мама на 19 лет старше, что можем узнать? - Как? - Прибавьте. 
 - Если нам известно, что Тане 5 лет, а маме 24 года, что можем узнать? - Как? - Прибавьте. - Запишите решение задачи.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]()  
 
 
 - Поверим запись решения. - Запишите ответ. 
 
 
 
 
 ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. - Что сегодня вечером вы расскажите своим родителям? - Как вы думаете, родители помнят, что называют «уравнением», как оно выглядит?   - А вы помните, как выглядит уравнение? Проверим! На доске математические предложения: 
 
 ![]() 
 
 - Прочитайте математические предложения, которые являются уравнениями. 
 - Прочитайте уравнение, решением которого будет число 6. - Верно ли, что число 20, будет тем числом, которое обращает равенство с неизвестным числом (уравнение) в верное числовое равенство?   - Докажите! - Молодцы, ребята! - Запишите домашнее задание. - Сегодня оценку получили… - Урок окончен, всем спасибо за работу!   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 Слушают учителя. 
 
 
 
 
 Открывают тетради, записывают: 
 ![]() 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся по одному выходят к доске и распределяют математические предложения по группам:   ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Условными знаками выражают «согласие-несогласие». 
 
 
 Один из учащихся* читает: шестьдесят семь плюс пять. 
 Один из учащихся озвучивает результат действия: «Значение суммы 72». 
 Условными знаками выражают «согласие-несогласие». 
 
 К 67 прибавлю столько, чтобы получить круглый десяток (разрядное число) 70 – это 3, вспомню, что 5 – это 3 да 2, 3 – прибавили, осталось прибавить 2, 70 + 2 = 72 
 
 
 Один из учащихся читает: «Уменьшаемое – 56, вычитаемое – 20, значение разности – 36». 
 
 Числовые равенства бывают «верными» и «неверными». Выполнить действия слева от знака «=». Один из учащихся озвучивает результат действия: «56 – 20 равно 36, значит равенство верное». 
 Неизвестное число (переменную). 
 Нельзя. Вместо буквы (переменной) подставить число. 
 Число может быть любым. 
 Буквенное выражение обращается в числовое равенство. 
 Один из учащихся озвучивает результат действия: «23 – 9 равно 17». Один из учащихся отвечает: «Букву a надо заменить числом 14». Условными знаками выражают «согласие-несогласие». 
 Не знаем, в какую группу определить это математическое предложение. 
 
 
 Давайте перенесём 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывают предположения: «равенство с окошком». «Окошко» обозначает неизвестное число. Его можно заменить буквой. 
 
 Высказывают предположения: «равенство с букой», «буквенное равенство». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывают предположения: «Думаем, что есть». 
 
 Высказывают предположения: «Вместо буквы подставляют число». 
 Высказывают предположения: «Думаем, что да». 
 
 Высказывают предположения: «Как назвать равенства с буквой; как решить равенство с буквой, научиться решать такие равенства». 
 
 
 
 
 Высказывают предположения: «К другу, родителям, учителю, находим ответ в учебнике». Открывают учебник. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Один из учащихся читает: «Уравнение»   ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают хором: «Уравнение». Было скрыто слово «уравнение». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают текст самостоятельно: ![]()  
 Уравнение надо решить. 
 
 
 Высказывают предположения: «подобрать». 
 
 Решают и записывают решение вместе с учителем: 
 
 ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Подходить число 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают текст самостоятельно: ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Один из учащихся отвечает: «Надо сделать проверку». 
 
 
 
 
 Делают проверку и записывают вместе с учителем: ![]()  
 
 
 
 
 Уравнение. 
 Решить уравнение. Проверку. 
 
 
 
 Нам ещё надо научиться решать уравнения. 
 
 Один из учащихся читает: ![]() 
 
 Уащиеся по одному выходят к доске и решают уравнения по алгоритму:     Девять плюс икс равно четырнадцать; Запишу уравнение 9 + x = 14; Подберу число вместо неизвестного числа икс, чтобы равенство было верным, это число 5; Запишу числовое равенство: 9 + 5 = 14; Проверю число 5, сделаю проверку, запишу: «Проверка: 9 + 5 = 14; 14 = 14; Делаю вывод: «Число 5 подошло». Остальные работают в тетрадях: ![]()  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Решают уравнения по вариантам. 
 
 
 
 Знаком показывают готовность работать дальше. 
 
 Работаю в парах, проговаривают решение по алгоритму. 
 
 Высказывают своё мнение: «Мы уравниваем; между левой и правой частью стоит знак равно; это равенство». 
 
 Высказывают своё мнение: «Решать какие-то математические задачи». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Один из учащихся читает задание: ![]() 
 
 
 
 
 Знаком показывают готовность работать дальше. 
 Варианты ответов:   Сколько лет маме? Нам неизвестно сколько маме лет. Сколько лет папе? Нам неизвестно сколько папе лет? Сколько лет маме и папе? Нам неизвестно сколько лет маме и сколько лет папе. Сколько лет маме и папе? Нам не известно сколько лет маме и сколько лет папе. Мы должны использовать всё, что дано в условии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 «Лишняя» первая краткая запись, о возрасте папы ничего не сказано. 
 
 
 Сколько лет маме. 
 Надо к 5 прибавить 19. 5 + 19 = 24 
 Сколько лет папе. 
 Надо к 5 прибавить 24. 5 + 24 = 29 Один из учащихся записывает решение на доске, остальные работают в тетрадях: 
 ![]() 
 
 
 У![]() словными знаками выражают «согласие-несогласие». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Мы узнали, что такое «уравнение». Ответы учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Икс мину восемь равно двенадцать; икс плюс три равно девять. 
 Икс плюс три равно девять. 
 Да, верно. 
 20 – 8 = 12 
 
 |