| - Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы собрались здесь, друзья. И думаю, встретились мы не зря. Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать. (Слайд 1) - Откройте тетради, отступите от последней работы четыре клетки, запишите число, сегодня четырнадцатое декабря, классная работа. 14 декабря. Классная работа. Н а доске: - Распределите математические предложения по группам. - Кто не согласен? - Прочитайте числовое выражение. - Найдите значение суммы. - Кто не согласен? В случае ошибки просить выполнить сложение с комментарием. - Прочитайте числовое равенство, используя компоненты действия сложения. - Какими бывают числовые равенства? - Как проверить, верное ли равенство? - Проверьте, верное ли данное числовое равенство. - Что обозначает буква «x» в буквенном выражении: «уменьшаемое – x, вычитаемое – 9»? - Можно ли найти значение буквенного выражения? - Что нужно сделать, чтобы найти значение выражения: «разность числа x и девяти»? - Каким числом можно заменить букву x? - Если мы букву заменим числом, то во что обращается буквенное выражение? - Верно, в числовое выражение. - Найдите значение разности, если букву x заменим числом 23. - Каким числом надо заменить букву a, чтобы значение суммы было число предшествующее числу 51. - Кто не согласен? - Ребята, почему вы оставили карточку с математическим предложением: 8 + = 12? - У нас осталась ещё одна группа математических предложений, название которой пока скрыто. Может, мы это предложение перенесём в эту группу? - Если у вас предположения, как мы назовём эту группу? - Что обозначает «окошко»? Чем его можно заменить? - Заменим «окошко» буквой. Как теперь можно назвать группу? - Ребята, как вы думаете, в математике есть такие предложения «равенства с буквой»? - А как вы думаете, что математики делают с такими равенствами? - Можно ли сказать, что математики решают такие равенства? - Ребята, какие задачи поставим перед собой на данном уроке? - Верно, сегодня на уроке вы должны узнать: Как называются равенства с буквой; Как решать такие равенства? Какой алгоритм? И ещё научиться решать такие равенства. - Ребята, когда мы что-то не знаем по математике или у нас есть сомнения к кому или к чему мы обращаемся? - Откройте учебник на странице 80. - Прочитайте тему нашего урока. - Прочитайте, что авторы учебника называют «уравнением», какое они дают определение? - Итак, как называют «равенства с буквой (переменной)»? - Какое слово, название группы математических предложений было от нас скрыто? - Проверим! - Прочитайте, что делают с уравнением. - Как вы понимаете слово «найти»? - Верно, найти – подобрать. - Решим уравнение, которое записано у нас на доске. - Запишите в тетради уравнение 8 + x = 12 - Подберите такое значение x, чтобы числовое равенство было верным. - Какое число подходить? Запишем: x = 4 - Верно ли, мы подобрали число? Как в этом убедиться, что говорят нам авторы учебника? Прочитайте, что нужно сделать? - Что необходимо сделать, после того как мы подобрали нужное число, решили уравнение? - Сделаем проверку, запишем: - Сделаем вывод: число 4 подошло. - Ребята, продолжите предложения: - Равенство, содержащее неизвестное число – это … - Найти такое число, при котором числовое равенство станет верным – это значит … - После решения уравнения надо обязательно сделать … - Молодцы, а теперь немного отдохнём! Активная динамическая пауза. - Ребята, мы решили все задачи, которые поставили перед собой на этом уроке? - Верно, на странице 80 найдите №1. Прочитайте задание. - Решаем уравнения из первой строки. Чтобы решить уравнения воспользуемся алгоритмом: Читаю уравнение; Запишу уравнение; Подберу число вместо неизвестного числа x, чтобы равенство было верным, это число …; Запишу числовое равенство; Проверяю число, сделаю проверку, запишу; Делаю вывод. - Уравнение из второй строки №1 решаем самостоятельно. Первый вариант решает первое и второе уравнения, второй – третье и четвёртое уравнения. - Кто выполнил задание, покажите свою готовность работать дальше. - Сейчас каждый в своей паре расскажите друг другу, как вы решили свои уравнения. - Закончили проверку. - Ребята, как вы думаете, а почему равенства с неизвестным числом (переменной) назвали «уравнением»? - А как вы думаете, зачем мы учимся решать уравнения? - Всё верно, ребята. С помощью уравнений решают много математических задач, некоторые задачи и мы с вами будем решать с помощью уравнений, а в старших класса этот метод станет основным для решения текстовых задач. - А пока, во 2 классе, предлагаю составить и решить задачу другим известным нам методом. На странице 81 найдите №6. - Прочитайте задание из №6. - Обговорите в парах, какой бы вопрос вы поставили и почему? - Покажите свою готовность работать дальше. - Итак, какой вопрос вы бы поставили и почему? - Молодцы, надо поставить вопрос к задаче так, чтобы использовать все данные из условия, и найти всё, что неизвестно! - Выберем тот вопрос, ответив на который, мы узнаем, сколько лет маме и папе: «Тане 5 лет, мама на 19 лет старше Тани, а папе столько лет, сколько Тане и маме вместе. Сколько лет маме и папе?». Слайд На доске модели к задаче: - Какая краткая запись «лишняя», почему? - Верно, ищем решение задачи по второй краткой записи. - Если нам известно, сколько лет Тани, а мама на 19 лет старше, что можем узнать? - Как? - Прибавьте. - Если нам известно, что Тане 5 лет, а маме 24 года, что можем узнать? - Как? - Прибавьте. - Запишите решение задачи. - Поверим запись решения. - Запишите ответ. - Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. - Что сегодня вечером вы расскажите своим родителям? - Как вы думаете, родители помнят, что называют «уравнением», как оно выглядит? - А вы помните, как выглядит уравнение? Проверим! На доске математические предложения: - Прочитайте математические предложения, которые являются уравнениями. - Прочитайте уравнение, решением которого будет число 6. - Верно ли, что число 20, будет тем числом, которое обращает равенство с неизвестным числом (уравнение) в верное числовое равенство? - Докажите! - Молодцы, ребята! - Запишите домашнее задание. - Сегодня оценку получили… - Урок окончен, всем спасибо за работу! | Слушают учителя. Открывают тетради, записывают: Учащиеся по одному выходят к доске и распределяют математические предложения по группам: Условными знаками выражают «согласие-несогласие». Один из учащихся* читает: шестьдесят семь плюс пять. Один из учащихся озвучивает результат действия: «Значение суммы 72». Условными знаками выражают «согласие-несогласие». К 67 прибавлю столько, чтобы получить круглый десяток (разрядное число) 70 – это 3, вспомню, что 5 – это 3 да 2, 3 – прибавили, осталось прибавить 2, 70 + 2 = 72 Один из учащихся читает: «Уменьшаемое – 56, вычитаемое – 20, значение разности – 36». Числовые равенства бывают «верными» и «неверными». Выполнить действия слева от знака «=». Один из учащихся озвучивает результат действия: «56 – 20 равно 36, значит равенство верное». Неизвестное число (переменную). Нельзя. Вместо буквы (переменной) подставить число. Число может быть любым. Буквенное выражение обращается в числовое равенство. Один из учащихся озвучивает результат действия: «23 – 9 равно 17». Один из учащихся отвечает: «Букву a надо заменить числом 14». Условными знаками выражают «согласие-несогласие». Не знаем, в какую группу определить это математическое предложение. Давайте перенесём Высказывают предположения: «равенство с окошком». «Окошко» обозначает неизвестное число. Его можно заменить буквой. Высказывают предположения: «равенство с букой», «буквенное равенство». Высказывают предположения: «Думаем, что есть». Высказывают предположения: «Вместо буквы подставляют число». Высказывают предположения: «Думаем, что да». Высказывают предположения: «Как назвать равенства с буквой; как решить равенство с буквой, научиться решать такие равенства». Высказывают предположения: «К другу, родителям, учителю, находим ответ в учебнике». Открывают учебник. Один из учащихся читает: «Уравнение» Отвечают хором: «Уравнение». Было скрыто слово «уравнение». Читают текст самостоятельно: Уравнение надо решить. Высказывают предположения: «подобрать». Решают и записывают решение вместе с учителем: Подходить число 4. Читают текст самостоятельно: Один из учащихся отвечает: «Надо сделать проверку». Делают проверку и записывают вместе с учителем: Уравнение. Решить уравнение. Проверку. Нам ещё надо научиться решать уравнения. Один из учащихся читает: Уащиеся по одному выходят к доске и решают уравнения по алгоритму: Девять плюс икс равно четырнадцать; Запишу уравнение 9 + x = 14; Подберу число вместо неизвестного числа икс, чтобы равенство было верным, это число 5; Запишу числовое равенство: 9 + 5 = 14; Проверю число 5, сделаю проверку, запишу: «Проверка: 9 + 5 = 14; 14 = 14; Делаю вывод: «Число 5 подошло». Остальные работают в тетрадях: Решают уравнения по вариантам. Знаком показывают готовность работать дальше. Работаю в парах, проговаривают решение по алгоритму. Высказывают своё мнение: «Мы уравниваем; между левой и правой частью стоит знак равно; это равенство». Высказывают своё мнение: «Решать какие-то математические задачи». Один из учащихся читает задание: Знаком показывают готовность работать дальше. Варианты ответов: Сколько лет маме? Нам неизвестно сколько маме лет. Сколько лет папе? Нам неизвестно сколько папе лет? Сколько лет маме и папе? Нам неизвестно сколько лет маме и сколько лет папе. Сколько лет маме и папе? Нам не известно сколько лет маме и сколько лет папе. Мы должны использовать всё, что дано в условии. «Лишняя» первая краткая запись, о возрасте папы ничего не сказано. Сколько лет маме. Надо к 5 прибавить 19. 5 + 19 = 24 Сколько лет папе. Надо к 5 прибавить 24. 5 + 24 = 29 Один из учащихся записывает решение на доске, остальные работают в тетрадях: У словными знаками выражают «согласие-несогласие». Мы узнали, что такое «уравнение». Ответы учащихся. Икс мину восемь равно двенадцать; икс плюс три равно девять. Икс плюс три равно девять. Да, верно. 20 – 8 = 12 |