Сценарий урока по математике во 2 классе по теме: Площадь фигуры. Единицы измерения площади.
Сценарий урока по математике во 2 классе по теме: Площадь фигуры. Единицы измерения площади.
Всего на изучение этой темы отводится 3 часа. Этот урок второй, согласно
рабочей программе. Тип урока – урок открытия нового знания. Технология построения урока деятельностная. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Как я заметила на предыдущих уроках, детям очень нравилось что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я приветствую это в своих детях, как можно чаще предлагаю им проявить самостоятельность, где, конечно, это
выполнимо.
Структура урока полностьюсоответствует логикепроведения заявленноготипа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для открытия нового знания. На мой взгляд, такиеусловия были созданына проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– Благодаря этим качествам путешественники открывают для себя что-то новое. Я надеюсь, что вы все обладаете данным набором качеств и сегодня, как настоящие путешественники, откроете для себя новые знания.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
1.Запись даты: 15 января.
Характеристика числа (Для записи этого числа понадобилось 2 цифры, значит оно двузначное. В нем 1 десяток и 5 единиц. Это число нечетное, т.к. у него нет одинаковых частей. Соседи этого числа: предшествующее -14, последующее -16.)
2.Построение геометрических фигур
– Каких жителей страны Геометрии вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, прямая, угол, луч и т.д.)
– Какие операции мы научились выполнять с геометрическими фигурами? (чертить, измерять, сравнивать, находить периметр)
– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)
Задание: Надо построить прямоугольник, периметр которого равен 12см. (вывесить табличку: Р=12см)
– Определим программу действий.
– С чего начнем? (Дети вспоминают алгоритм выполнения данного задания. Затем он вывешивается на доске)
Программа действий:
1.Найти половину Р.
2. Найти 2 таких числа, при сложении которых получится значение половины Р. Эти числа и будут сторонами прямоугольника.
3. Начертить прямоугольник с полученными сторонами.
– Находим половину Р: 12=6+6 (вывесить табличку) — полу Р = 6 см
– Вспоминаем состав числа 6: 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3. (вывесить таблички)
1-ый ряд чертит прямоугольник со сторонами 5см и 1см,
2-ой ряд – со сторонами 4 см и 2 см,
3-ий ряд со сторонами 3 см и 3 см.
– Сравните свой прямоугольник с прямоугольником соседа. (В это время прикрепить к доске шаблоны прямоугольников)
Рефлексия: – Какие знания пригодились нам для выполнения этого задания? (1. Что такое прямоугольник.
2.Что такое периметр.
3. Знание алгоритма построения прямоугольника по известному периметру.
4. Знание состава чисел 12 и 6.
5. Умение чертить прямоугольники.)
Самооценка: – Поставьте на полях “5”, если вы поняли, как мы выполнили это задание и сможете, при необходимости, объяснить его товарищу.
“4” – если поняли, но объяснить еще затрудняетесь
Если у вас возникли большие сложности при выполнении этого задания, то поставьте себе “-”
– У кого “5”? У кого “4”? У кого “-”?
– Молодцы, путешествуем дальше.
3.Величины
“Знаете ли вы?”
– В группе слов найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Обсудите в паре.
Метр
— Каким общим названием можно объединить оставшиеся слова? (можно посоветоваться в паре)
Лишнее слово – килограмм, т.к. все остальные – мерыдлины.
Килограмм
Сантиметр
Дециметр
– Какие еще величины вы знаете?
Самооценка: – Если вы сами нашли лишнюю величину и вспомнили меры величин, то поставьте себе на полях “5”.
– Если вы определили лишнюю величину и вспомнили меры с помощью соседа, то поставьте “4”.
– А если забыли многие величины и их меры, поставьте на полях “-”.
– У кого “5”? У кого “4”? У кого “-”?
“Открытие” нового
1.Определение темы урока. Постановка учебных задач.
– Посмотрите внимательно на полученную схему и попытайтесь определить тему урока-путешествия.
(На дерево понятий вывешиваются таблички со словами “Площадь” и “Единицы (меры) площади”)
– Поставьте учебные задачи (цели).
(Узнать, что такое площадь, познакомиться с единицами площади).)
2.Площадь
Работа в паре. Взаимооценка.
– Что такое площадь? (Величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости, называется площадью)
– Расскажите это определение в паре и оцените друг друга.
– Кому поставили “5”? Кому “4”? Кому “3”?
– Для чего надо знать определения?
– Давайте вспомним, как измеряются любые величины?
(Выбирается мерка и устанавливается, сколько раз она содержится в измеряемой величине).
– Сейчас вы будете работать в группах. Послушайте, что надо сделать:
– положить перед собой желтый прямоугольник (6см х 3см), взять конверт с надписью “мерки”. В нем вы найдете меры разных геометрических форм. Ваша задача состоит в том, чтобы исследовать, какими мерами лучше, удобнее пользоваться для измерения площади желтого прямоугольника.
Вывод: Квадрат – самая удобная единица (мера) площади.
– Квадратами очень удобно замащивать плоские участки, а скажем кругами такого не сделаешь без дыр и наложений. Часто математики вместо слов “нахождение площади”говорят “квадрирование”
(На дерево понятий вывешивается табличка “квадрирование”)
– Кто понял значение этого слова? Объясните.
– Измерьте площадь желтого прямоугольника имеющимися у вас мерами-квадратами. Сколько квадратных мер у вас получилось?
(8 кв., 2 кв., 18 кв.)
– Почему так получилось?
(Дети могут предположить, что могут быть разными измеряемые прямоугольники, или используемые меры разного размера)
– Как узнать, одинаковые ли по площади ваши прямоугольники?
(С помощью наложения). Они совпали, значит, площадь их одинакова.
– Теперь покажите свои мерки-квадраты. Что вы можете о них сказать?
(Форма одинакова, а размеры разные)
– Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему у вас получились разные числа при измерении площади желтого прямоугольника?
(Одинаковые прямоугольники измеряли разными мерами)
– Какое правило себе напомнили?
(Вспомнили, что сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.)
– Как поступить, чтобы при решении этой задачи у всех детей могли получиться одинаковые числа?
(Нужно изготовить для всех одинаковые меры и пользоваться только ими)
– Такая одинаковая (общая) для всех мера называется стандартной.
(На дерево понятий вывешивается табличка “стандартная мера”)
– В 1870 и 1872гг. международная комиссия сначала 24-х, позднее 30 государств рекомендовала создать в Париже специальное международное бюро мер и весов, которому поручается ведать изготовлением и хранением стандартных мер. Эти меры и сейчас хранятся в подвале международного бюро мер в Париже.
– У вас на партах лежат конверты с надписью “стандарт”. В них лежат стандартные меры для измерения площади. Возьмите самые маленькие из них и измерьте еще раз площадь желтого прямоугольника (в конверте лежат мерки 1см2 и 1дм2).
Как измерить площадь? Нет задачи проще! Поглядите-ка сюда: Стали мерки в три ряда, Будто бы солдатики – Ровные квадратики. Чтобы площадь нам узнать, Нужно их пересчитать.
– Какое число у вас получилось? (18кв.)
Вывод: При измерении фигур стандартными мерами получаются одинаковые числа.
– Возьмите каждый по маленькой мерке. Измерьте линейкой её длину. Чему равна сторона квадрата? (1см) Поэтому эту меру называют квадратным сантиметром.
– Начертите эту меру у себя в тетради. Сколько клеточек в квадратном сантиметре? (4клетки). Обозначается эта мера так: 1см?. Запишите её рядом с начерченным квадратом.
3.Работа в тетрадях с. 13, №3.
Самооценка: – Поставьте на полях “5”, если все подсчеты верны, “4”, если есть одна ошибка и “-”, если ошибок больше.
– У кого “5”? У кого “4”? У кого “-”?
– Почему быстро удалось измерить площадь данных фигур? (фигуры уже были поделены на квадратные сантиметры)
4. Работа в тетрадях (маленьких).
– Измерьте площадь прямоугольника, начерченных в вашей тетради, разбив их на квадраты со стороной 1см. Проверьте мою работу (перевернутьпрямоугольники обратной стороной, где они разделены на кв. см).
Самооценка: – Кто правильно разбил свои прямоугольники на кв. см и правильно подсчитал их количество, поставьте себе “5”. А у кого были к себе небольшие замечания поставьте себе “4”.
– Вспомните, какой Р был у этих прямоугольников?
(Одинаковый, 12см)
– А что можно сказать о площади этих прямоугольников? (она разная)
– Почему получились разные площади? Посоветуйтесь в парах.
(Потому что разные стороны (измерения).
– А в каком прямоугольнике наибольшая площадь? (у квадрата)
5.Работа в группах.
– Давайте, исследуем, почему площадь квадрата является наибольшей. Для этого найдите разницу между длиной и шириной в каждом прямоугольнике и соотнесите ее с площадью. Сделайте вывод.
Вывод: Чем меньше разница между длиной и шириной, тем больше площадь. Если разница между длиной и шириной равна 0, то это квадрат. Значит, у квадрата самая большая площадь.
– Именно по этой причине квадрат и выбран в качестве стандартной меры площади.
Самооценка: – Если ваша группа сделала такой же вывод, поставьте на полях “5”, если вам это не удалось, поставьте пока “-”.
– У кого “5”? У кого “-”?
6. Индивидуальная работа по разно уровневым карточкам
Ф.И. ученика _________________________________
№п/п
Вид задания
Задание
1.
Напиши единицы измерения:
а) длины;
б) площади
а) _______________________________
б) _______________________________
2.
Начерти прямоугольник со сторонами 3см и 5см. Найди его площадь.
3.
Сколько квадратов на рисунке? А сколько прямоугольни-ков? Запиши их. Измерь площадь самого маленького прямоугольника.
– Кто выбрал задания 1-ого уровня? Почему? Кто 2-ого? Почему? Кто 3-его?
– У кого возникли проблемы? Какие?
Коллективная проверка и самооценка
7. Знакомство с другими мерами площади.
– В конвертах с надписью “стандарт” у вас осталась еще одна мера. Посмотрите на нее. Кто догадался, как она называется? (1дм?). Посмотрите как обозначается эта мера (показать табличку-образец). Из каких мерочек она состоит? (кв. см). Сколько их? (100)
Запись: 1дм?= 100см?
– Как вы думаете, для чего понадобилась ещё одна мера площади? Посоветуйтесь в паре (для измерения разных по размеру площадей)
– Есть ещё одна более крупная мера, она называется кв. метр. Кто знает, как её построить?(начертить квадрат со стороной 1м)
8. Работа по учебнику на с. 22, чтение определений.
9. “Мостик” к следующему уроку
– Кто захотел познакомиться поближе с мерами площади?
– Этим мы займёмся в наших следующих путешествиях по удивительной стране Геометрии.
Рефлексия
– Удалось ли нам стать настоящими путешественниками и сделать новые открытия?
– Расскажите о своих открытиях в парах. А поможет вам в этом “Дерево понятий”.
– Поделитесь теперь своими открытиями со мной.
Самооценка: – Посмотрите, какие оценки вы ставили себе на полях. Проведите черту и поставьте итоговую оценку.
– У кого “5”? У кого “4”? У кого “3”?
– Какая геометрическая фигура была главной в нашем путешествии? (квадрат)
– Возьмите свои сигнальные квадраты. Если вам понравилось сегодня путешествовать по стране Геометрии и открывать новые знания, покажите мне красный сигнал. А если у вас такого желания не возникло, покажите зелёный сигнал..
– Я с удовольствием сегодня путешествовала вместе с вами, спасибо