3 4. | Актуализация знаний, умений и навыков. Цели, которые учитель ставит перед учащимися: Показать свои знания, активно участвовать в диалоге. Цель, которую учитель хочет достичь: Актуализировать знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока. Методы: словесные Методы стимулирования: похвала. Знакомство с биографией – этап сыщики Работа по картине Постановка учебной задачи Цель: сформулировать цель урока. Словарная работа Первичное восприятие (аудиофрагмент) Словарная работа Этап осмысления Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над стихотворением. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать. Методы: учебный диалог, моделирование Физминутка | -Попробуйте доказать, что вы уже умеете думать, рассуждать и, хотя бы отчасти, можете назвать себя хорошими читателями. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Внимание на экран. СЛАЙД 2 // прикрепляю к доске таблички: - А теперь разгадайте ребусы. СЛАЙД 3 стихотворение Некрасов Детство - Ключевые слова перед вами. Попытайтесь сформулировать тему и цель нашего урока. - Да, правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, что бы вам еще хотелось узнать. -Я предоставляю слово разведгруппе РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с биографией поэта. - Что запомнили? Что поразило? Чем поделитесь с родителями? СЛАЙД 4 -Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского. Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении семьи? Как вы определили? - Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено 153 года назад в 1861г. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян. Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока. Лучше подготовиться к восприятию нового произведения поможет нам минутка покоя Напряженье улетело И расслаблено все тело Руки теплые у нас Дышится легко, ровно и глубоко Губы чуть приоткрываются Всё чудесно расслабляется Нам понятно, что такое Состояние покоя. (А теперь тихонечко проснулись, встрепенулись. Продолжаем работать) - Прочитайте слова на доске (бредет, шагает, шествует). Как назовем их и почему? - Подберите к ним пару.. - Чуть позже мы вернемся к объяснению, почему именно так уместно говорить. - Сейчас вы услышите отрывок из поэмы «Крестьянские дети». Подумайте, кто герой этого отрывка и где и когда происходит действие. Откройте учебники на с. 151 - Сейчас вы прочитаете отрывок самостоятельно, после чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какие слова остались для вас непонятными?» - Какие являются устаревшими? Рабочая тетрадь - с. 93. Выполним задание 1 ПОИСК. - Как вы считаете, для чего поэт начинает с описания природы и погоды? - Объясните из контекста, что значит «в студеную пору». - Вспомним, как мы работаем над образом героя произведения. С чего начинаем? - Давайте создадим портрет героя. Как зовут? Как герой-рассказчик называет мальчика? - Сколько лет мальчику? - Как выглядит Влас? Зачитайте. Почему на нем одежда большого размера? Описывает его, какие средства использует? - Почему мальчик оказался в лесу в такую пору? Что узнали о семье мальчика? Зачитайте. - Найдите и прочитайте, что говорится о движениях мальчика. - Объясните, почему употреблено именно это слово «ШЕСТВУЯ»? - Почему? - Давайте встанем и подвигаемся, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли за уздечку лошадь и шествуете важно. - Портрет Власа у нас начал складываться, обратимся к его речи. Найдите реплику, которой мальчик ответил на приветствие героя-рассказчика. - Почему он так сказал? Как разговаривает Влас? (грубо, коротко) Словами «парнище» герой-рассказчик подчеркивает, что мальчик мал и ростом, и годами. Поэтому Влас, уловив легкую иронию, отвечает сердито, даже грубо. - Найдите слова, как он обращается к лошади. Почему он так говорит? - Как относится герой-рассказчик к мальчику? Прочитайте. - Почему? | - Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о детях…. - Ближе познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии. Дети // записывают кратко факты. Диалог Мы видим большую семью у бедного дома. Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое. Учитель: Художник с большой любовью относится к детям. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении Маковского и других художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. Дети расслабляются под музыку Синонимы, т.к. близкое лексическое значение. Бредет грибник, шагает солдат, шествует король Прослушивание отрывка. - Герой – крестьянский мальчик, который оказался в зимнем лесу. Самостоятельно перечитывают, ПОЛУШУБОК, ВОЗ ХВОРОСТУ, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО. Объяснение значения этих слов, пользуясь словарем. Сноска в учебнике подчеркивают описание природы. - Нужно создать портрет, обратить внимание на речь героя и его поступки. Мужичок , парнище /Значение суффиксов - Шестой миновал, т.е. прошел. - В больших сапогах, в полушубке овчинном…. Семья-то большая, да 2 человека всего мужиков-то… -И шествуя важно в спокойствии чинном… (не суетится, не резвится, не шалит, неторопливо, уверенно, без лишних движений, т.е. как взрослый) Важно, торжественно, гордо, как король… - Уважает себя за то, что ему доверили важное дело. Он гордится этим. - Ступай себе мимо. - Ему некогда. - Подражает речи взрослых «Малюточка басом» - подражает… -Лошадь остановилась, мальчик кричит так, как взрослые обращаются к животным. Обобщение информации. -С любовью и уважением (малюточка, мужичок) - Хоть он и маленький, но уже выполняет тяжелую работу. Уважает за взрослые поступки. |