-Совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, помочь учащимся увидеть картины природы, вызвать определенное отношение к изображаемому, создавать у них то или иное настроение, учить выражать свои мысли и чувства.
-Учить воспринимать и перерабатывать содержание материала;
-Обогащать словарный запас;
-Привить любовь к чтению произведений о природе;
-Воспитывать доброту, милосердие, бережное отношение к родной природе.
Оборудование: картины с изображением природы в разные времена года, муз.диск с голосами птиц, выставка книг стихов Ф. И. Тютчева и А.А.Фета, выставка рисунков на тему «Осень», сочинения детей «Осень в моем городе», презентация картин И.И.Шишкина, видеофильм о городе Лисаковске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сокровища русской поэзии. Фет А.А. »
Цели:
-Совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, помочь учащимся увидеть картины природы, вызвать определенное отношение к изображаемому, создавать у них то или иное настроение, учить выражать свои мысли и чувства.
-Учить воспринимать и перерабатывать содержание материала;
-Обогащать словарный запас;
-Привить любовь к чтению произведений о природе;
-Воспитывать доброту, милосердие, бережное отношение к родной природе.
Оборудование: картины с изображением природы в разные времена года, муз.диск с голосами птиц, выставка книг стихов Ф. И. Тютчева и А.А.Фета, выставка рисунков на тему «Осень», сочинения детей «Осень в моем городе», презентация картин И.И.Шишкина, видеофильм о городе Лисаковске.
Словарная работа:
Поэзия:
1.Словесное художественное творчество. (Русская поэзия). 2.Изящество и красота чего-нибудь; что-то прекрасное и возвышенное. (Поэзия летнего утра. Поэзия танца.)
Жажда:
1 .Сильная потребность пить. (Утолить жажду).
2.Сильное, страстное желание чего-нибудь. (Жажда счастья.
. Жажда знаний.)
Сокровище:
1 .Драгоценность, дорогая вешь. (Несметные сокровища) 2.Нечто очень ценное, дорогое для кого - нибудь. (Сокровища русской живописи.
Начинается урок, Он пойдет, конечно, впрок. Если сможем мы все понять, Много предстоит нам всем узнать.
Сегодняшний урок мне хочется начать необычно, я попросила Катюшу выучить и рассказать так стихотворение, чтобы оно могло вдохновить и настроить вас и меня на совместную работу.
Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!»
Я пою -ив вышине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок расти!»
Отвечаю травам я, отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя!»
-Как вы думаете, удалось ли Катюше это сделать, настроить вас и меня на рабочий лад и на совместную работу?
- С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке? -У кого есть желание узнать сегодня что-то новое?
-Сегодня у нас урок из серии «Поэтические странички». А называется он «Сокровища русской поэзии». Как вы понимаете слово ПОЭЗИЯ?
ПОЭЗИЯ- литературные произведения, написанные стихами. (Значение из толкового словаря):
1.Словесное художественное творчество. (Русская поэзия). 2.Изящество, красота чего- нибудь; что-то прекрасное и возвышенное. (Поэзия летнего утра. Поэзия танца.)
2.Нечто очень ценное, дорогое для кого - нибудь. (Сокровища русской живописи.)
ВЫВОД. А разве это не сокровища: стихи написанные много лет тому назад сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколения?
-Какое прогнозирование даете вы? То есть, судя по оформлению, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Мы будем говорить сегодня о красоте природы, о взаимоотношениях человека с ней, о доброте, о милосердии, о нравственности по отношению к ней, учиться правильно и выразительно читать стихи.
-(Читает ученик).
«Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь..
- Давайте прочитаем, что же такое природа? (Читают дети на слайде).
Природа- это окружающий нас мир. Каждый человек- частица природы. Среди нас есть такие счастливые люди, которые умеют слушать и слышать голоса в природе, отвечать на нихулыбкой, хорошим настроением, раздумьями, стихами, картинами, музыкой.
- Кто же эти счастливые люди? Кого вы к ним относите? Назовите их. Это поэты и писатели, композиторы и художники, которые пишут о природе, знают ее хорошо, живут ею, любят всей душой, заботятся о ней. (Паустовский, Пушкин, Пришвин, Никитин, Плещеев, Майков, Баратынский, Саврасов, Грабарь, Левитан, Репин, Шишкин, Чайковский, Римский-Корсаков, Кастеев и др.) -говорят дети.
- Прочитайте эпиграф урока:
«Высшего счастья человек может достигнуть только через единство с ней.» (Ф.Тютчев).
-Как вы понимаете эти строки? (Дети высказывают свои мнения).
- А какие красивые слова говорит К. Паустовский, которые подчеркивают назначение природы. (Читают дети).
«Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».
-А вот так красиво говорит Кристина (читает наизусть ученица): Береги и меня, и мои воды. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
После проблем мира и войны проблема человека и земли, человека и природы -самая важная в наше время. Эту проблему включают в себя и многие произведения уроков литературы и чтения. Эта проблема очень важная и главная.
(Читают на слайде дети).
«Природа, животный мир так же бесценны, как музыкальные произведения, памятники старины, сокровища искусства и литературы».
-Итак, самая важная и главная проблема- это «Человек и природа». (Читают дети на слайде название проблемы « Человек и природа»).
-На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством А. А. Фета, для которого эта проблема была на первом месте. Послушайте биографию поэта. (Готовили дети).
-1 ученик:
Афанасий Афанасьевич Фет прожил трудное, бедное на любовь детство и полную лишений и борьбы с нуждой и обстоятельствами жизнь. Сын богатого помещика- дворянина был всегда ненужным в своей семье. Романтик в душе, он уходил от происходящего в мир искусства, любви и природы. Он восхищался мгновением, прекрасным и исчезающим.
Афанасия Афанасьевича Фета по праву называют поэтом природы. Она в его стихах живая и одухотворенная и потому родная человеку. Многоголосый мир природы- вот что мы слышим в летучих строчках Фета. В них нет печальных или трагических нот. Поэт обладает великим даром понимать трепет жизни и веселье природы. Это тонко подметил современник Фета Алексей Константинович Толстой (читает на слайде):
«Я наконец познакомился с его книгой- там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет- поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе».
-2 ученик:
Его поэзия музыкальна и напевна; многие стихотворения Фета положены современниками поэта на музыку. Мир природы у Фета находится в постоянном движении, развитии. Лирический герой Фета повествует об увиденном, желает поделиться своими чувствами с читателем, стремится вызвать ответное чувство. Фет был жизнерадостным певцом природы, сила его поэтического мастерства-: в умении проникать в сокровенные тайны человеческой души.
- Прочитайте, пожалуйста тему урока. (А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом ...») - на слайде.
-И вот здесь, ребята, я хочу включить стихотворение Федора Ивановича Тютчева, посвященное Фету. В этих строках определена суть его таланта (читают дети):
Иным достался от природы Инстинкт пророчески- слепой-
Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной...
Великой Матерью любимый, Стократ завиден твой удел-Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел...
-Как вы понимаете строку «Великой Матерью любимый»? Кто эта мать? (Так Ф. Тютчев назвал природу)
-А сейчас я прочитаю стихотворение А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом».
Вопросы перед чтением стихотворения:
1.Как вы думаете, чем хотел поделиться поэт с вами?
2.0 чем это стихотворение? (Сделайте пометки карандашом).
(Приходим к выводу, что это стихотворение о красоте. Главная мысль- прекрасна и удивительна природа. Поэт хотел поделиться с нами своим настроением).
-Прочитайте на слайде вывод:
Именно красота- главный мотив творчества великого русского лирика. Тайны красоты, ее многоликий образ стремился воплотить Фет в своем стихотворении.
-Какое время года в стихотворении А. А. Фета? (Весна).
-Давайте обратимся к стихотворению и найдем о чем же хотелось рассказать вам поэту? (Выслушать детей). Составление кластера на тему «весна»...
(Рассказать: солнце встало, осветило все листочки светом, лес проснулся, выпрямились после сна все веточки, проснулись все птицы, поднимается настроение при виде картин природы.
-Как вы понимаете выражение «весенней полон жаждой»?
Жажда- сильное желание пить. Весенней жаждой- это значит хочется сильно жить, расти, радоваться, любоваться весенней красотой.
-В толковом словаре так поясняется слово «жажда», прочитайте. (Читают дети). ЖАЖДА:
1.Сильная потребность пить. (Утолить жажду).
2.Сильное, страстное желание чего-нибудь. (Жажда счастья. Жажда знаний.)
-А теперь закройте глазки и прочувствуйте как А. А. Фет пробуждение леса. (Прослушать в записи пробуждение леса).
-Вопросы перед слушанием:
- Каким чувством хочется ему поделиться с вами? Определите настроение, которым проникнуто стихотворение.
(Чувства радости, гордости, красоты, веселья. Вызывает прекрасное, радостное настроение, приятные минуты, минуты удовлетворения от увиденного).
Повторное чтение стихотворения.
Давайте попытаемся проследить, как поэт создает образ солнца. Он начинает с обыкновенной фразы солнце встало. Необычность в том, что поэт хотел рассказать об этом, а не просто сказать. Сказать можно было одним словом. Рассказать, значит, последовательно как же солнце вставало. Восход солнца как бы принес оживление в природе.
Сколько раз употребляется слово рассказать? (4 раза).
Вы представляете какие прекрасные минуты дает нам автор пережить вместе с ним с восходом солнца.
Каким представляется вам лес после прочтения этого стихотворения? (Дети высказывают свои мнения).
Лес у поэта- живое существо, полное движения. Мы как бы ощущаем, как тянутся вверх ветви деревьев, видим капли воды, слышим шорохи, перепархи-вание птиц.
Как рассказывает поэт о пробуждении природы весной? Как природа реагирует на приход весны?
В каких словах мы встречаем олицетворение? (Лес проснулся). Метафоры: по листам затрепетало, каждой птицей встрепенулся, весельем веет. Эпитеты: горячим светом.
Ребята, а было у вас такое? Прекрасное настроение, вы одни где-то и, сами не замечая, из души лилась настоящая песня. И даже вы вслух, не обязательно словами, может быть звуками, пели песни? (Можно привести свои примеры)
Вот так получилось у А. А. Фета. Не важно, о чем он будет петь, важно, что зреет песня. Как вы думаете, о чем будет зта песня? (О щебете птиц, о веселье, о ветках деревьев с их весенней жаждой, о солнце).
-В чем заключается основная мысль стихотворения? (Прекрасна и удивительна природа).
(Читает стихотворение ученик): Когда ты входишь в лес, где все нам с детства мило, Приятно так дышать; Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих тайну разгадать. Давай пройдемся медленно по лесу И «здравствуй» скажем каждому цветку! Ты должен над цветами наклониться. Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
Прочитайте и найдите в стихотворении слова, которые помогут вам нарисовать картину к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное
рисование).
Ребята, как вы думаете можно ли поэта А.А. Фета назвать художником? Почему? (Потому что он словами как бы нарисовал всю картину весеннего леса). А художников, которые рисуют картины, можем ли мы назвать поэтами? (Да, они кистью и красками описывают красоту любой картины).
Ребята, когда я готовилась, я сразу же вспомнила картины знаменитого художника Ивана Ивановича Шишкина. За ним утвердилась слава первого певца русского леса. Лес и Шишкин связываются в одно целое в представлении человека. Во всей истории русской живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так величаво, спокойно и строго изобразил лесную красоту.
(Презентация картин И. И. Шишкина)
Для своих картин Шишкин выбирал такие сюжеты, в которых можно показать богатство, силу русской природы, красоту. Леса у него могучие, поля необъятные. И это подчеркивается в названиях его картин : «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Рожь», «Корабельная роща». Но больше всего меня привлекла картина-леса. Специально художник не рисовал его к стихотворению А.А. Фета. Но, читая стихотворение и рассматривая картину, можно сказать, что они работали вместе. Когда эти картины на выставке увидел художник Савицкий, он сказал: «Все восхищены. Лесом запахло».
Ребята, а у кого из вас появилось желание нарисовать тоже картину леса по стихотворению А.А. Фета? Ваше домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать к нему картину леса, подготовиться писать это стихотворение по памяти.
-А как в своем стихотворении говорит о красоте зимнего леса Ф. И. Тютчев?
(Наизусть «Чародейкою Зимою...») - 2-3 ученика. На слайде картина зимнего сказочного леса и вопросы: 1 .Почему поэт называет зиму «чародейкою»? 2.Какое настроение звучит в этом стихотворении?
Но не только в русской поэзии воспевают красоту природы, леса, но и поэты Казахстана тоже красиво говорят о своих родных местах. Послушайте стихотворение о лесе, которое написал Т. Молдагалиев. (Читает на казахском языке ученик, потом дает краткий перевод).
-Какое стихотворение Ф. И. Тютчева вы учили еще наизусть к сегодняшнему
уроку? ( «Есть в осени первоначальной...)- наизусть 2-3 ученика. На слайде красивая картина золотой осени и вопросы:
1 .Почему поэт называет первые дни осени «дивной порой»?
2.Каким настроением проникнуто стихотворение?
3 .Как помогают передать чувства поэта метафоры, эпитеты?
-Чем отличается по своей тематике и настроению стихотворения Ф. И. Тютчева от стихотворений А. А. Фета? А что у них общего? (Общее - оба стихотворения о красоте природы. Отличаются по настроению: спокойствие - у Ф. Тютчева, радостное, восторженное — у А. Фета.)
Но это еще не все. Не только поэты воспевают красоту природы, но и художники, и писатели. Как художники, мы приготовили выставку рисунков на тему «Осень». Постарались удачно подметить ее красоту .. .(Сделать вывод, назвать лучшие работы).
А как писатели вы творчески работали над своими сочинениями по теме «Осень в моем городе». Послушаем как у вас это получилось. Включаю видеозапись о своем городе осенью, на фоне легкой тихой музыки дети читают свои сочинения. (2-3 ученика).
Природа красива во все времена года. Какое время года мы сегодня с вами еще не вспоминали? Это лето. И как удачно я нашла 2 стихотворения, которые написали А. А. Фет и Ф. И. Тютчев под одинаковым названием «Летний вечер». Давайте послушаем как говорят о летней природе эти же самые поэты. (2 стихотворения читают дети).
А. А. Фет
Летний вечер.
Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно - красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью.
Ф. И. Тютчев Летний вечер.
Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила.Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными глазами.Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною.И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.