Проверить готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей. Слышите, звенит звонок, Говорит: “Начнем урок!” А начать урок хочу с загадки Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом Все покрылось серебром. (зима) Слайд №1 Правильно, это зима - замечательное, приносящее всем много радости время года. Сегодня у нас будет необычный урок русского языка, мы попутешествуем по зимнему лесу. Узнаем много нового, интересного. - Что означают строчки: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. Слайд №2 ( Верно, это три зимних месяца. Назовите их.- Это зимние месяцы. (Д.кабрь, .нварь, ф.враль.)Эти слова СЛОВАРНЫЕ) - Ребята, а что объединяет эти слова помимо того, что это зимние месяцы, что общего в их правописании? ( ь-показатель мягк., ударная «а») - Молодцы. Правильно. Вот мы и подошли к словарной работе, с которой и начнём занятие. - Откройте тетради, запишите дату, пропустите строку для темы урока, которую запишем позже. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.(самост. проверка) Слайд №3
- Новое словарное слово является неотъемной частью ВОЛШЕБНИЦЫ ЗИМЫ - это чудо можно наблюдать только зимою. - Белая зимняя бахрома, наряд деревьев, ледяные кристаллы или зимняя "роса". - Что же это? - Конечно это ИНЕЙ!. Слайд №4 лексика 1)Определим, что же такое ИНЕЙ воспользовавшись Толковым словарём Даля. - Иней - снежная кристаллическая масса, образующаяся из водяных паров воздуха и оседающая тонким слоем на охлажденных предметах. И вот, что еще интересно: иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, называется - изморозь. Процесс образования изморози немного отличается от образования инея и до конца еще не изучен. этимология 2)Определим происхождение изучаемого слова. - ИНЕЙ. Происхождение слова. Общеславянское. Основа слова иней образовалась от основы "индеветь", что означает "сверкающий", "блестящий". Следовательно, чтобы запомнить безуд. гл.Е в слове ИНЕЙ,можно вспомнить слово БЛЕСК с ударной гласной Е в корне. А если вы вспомните, что иней и снег это близкие по значению слова, то мы нашли ещё одно слово, которое поможет запомнить правописание словарного слова - ИНЕЙ - СНЕГ . Запишем слова следующим образом: ИНЕЙ - БЛЕСК, СНЕГ Проговорим слово орфографически, хором, вполголоса. Слайд №5 - Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня путешествуем по ЗИМНЕМУ лесу? - Верно, нас своим присутствием порадовала ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА. - А какая она, зима? - Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали ЗИМУШКУ-ЗИМУ. - К какой части речи относятся названные нами слова? Вспомним всё, что узнали об этой части речи на прошлых уроках Нашу схему-карту перенесла на слайд (монологический ответ учащегося, устное оценивание ответа другим учеником) слайд №6 - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? - Как изменяются имена прилагательные? - Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? - Как проверить правильность написания безударных окончаний имён прилагательных ? - Какого рода бывают имена прилагательные? - Как называется изменение по вопросам имён существительных и прилагательных? Молодцы, отправляемся дальше (звучит музыка Чайковского «Времена года») Слайд №7 Прочитайте про себя загадку. Кто догадался о каких птицах идёт речь? (сороки) Опишите их - По пропущенным буквам в словах попробуйте определить тему нашего урока. (К какой части речи относятся слова с пропущенными буквами? Пропущенные буквы к какой морфеме относятся?) Непоседы пестр__, Птицы длиннохвост__, Птицы говорлив__, Самые болтлив__. - Какие окончания вставим? Слайд №8 - Сформулируйте цель урока. Составим совместно план урока. Слайд №9 - Запишите тему урока - Что будем изучать, почему? - Как вы определили, что это прилагательные во мн. числе? (по вопросу какие?, по сущ., с которыми связаны) - Известны ли нам окончания имён прил. в форме мн. числа в И.п.? (ЫЕ, ИЕ) - Как вы думаете, что ещё мы узнаем о прил. в форме мн. числа? (окончания в остальных падежах, падежные вопросы) - Верно. Ещё мы составим таблицу падежных вопросов и окончаний в форме мн. числа. Она поможет вам в правописании безуд. окончаний. - Просклоняем словосочетание пёстрые зоркие сороки. Что это значит? Окончания прилагательных выделим. (работа у доски и в тетрадях) - Оставим только окончания прилагательных, Какие особенности склонения прил. во мн. числе вы заметили?( совпадают оконч. Р,Пи В , какие оконч. в вопросах, такие же оконч. у имён прил.) - Сравните свои результаты с таблицей. Слайд №10 Что заметили? (в В.п. возможен ещё один вариант окончания –ЫЕ,ИЕ, он совпадает с И.п) - Когда это возможно, предположите. (это возможно, если прилаг. связано с неодуш. существ. (н-р Я пела весёлые детские песни) - Посмотрим в учебнике на сводную таблицу окончаний прилаг. во мн. числе. - По падежам мы имена прил. во мн.ч изменили, а теперь по родам попробуем. Почему не получилось? (чтение правила на стр.150) - О чём говорится в правиле? - Как узнать падеж прил. во мн. числе? Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имён прил. в форме мн. числа. - Какие падежи в таблице можно объединить? - Сколько вариантов укажем у В.п, почему? Слайд №11 - Для чего мы составили таблицу, где эти знания нам пригодятся? Обратите внимание, в окнч. нет буквы «е» (ем, еми- возможны?) - Определите падеж прил и выберте оконч. Слайд №12-15 - Повторим падежные окончания имён прил. во мн.ч (с закрытыми глазами отвечают на вопросы, если согласны с утверждением учителя, поднимают руку, если нет, сидят молча) Физминутка Слайд №16 Самостоят. работа. -Прочитайте задание на слайде Слайд №17 Взаимопроверка Слайд №18 - Кто помнит тему нашего урока? - Что узнали об изменение имён прил. во мн. числе? - Для чего нам необходимы эти знания? с. 150 правило, с.151 №343 Слайд №19 |