УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  
 Тема: Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры». 
 Цели урока, направленные на достижение  
   развивать навыки сотрудничества со сверстниками, творческую, речевую и мыслительную активность, прививать любовь к литературе.
     регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;  
   познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формирование умения анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково-символических средств (схем, чертежей);
   коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.  
 
   предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в сказке; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
 
 
 
 
 
 
  Ход урока.  
   Орг. момент.
 
Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Как мы должны настроиться на работу, чтобы урок был плодотворным, интересным, чтобы у нас были в конце урока только положительные эмоции?
 (Быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. )
 2. Выявление читательского опыта.  
 В начале урока мы повторим изученный материал в виде тест-разминки.
 Задания.
   Кто автор строк:
 
Спи младенец мой прекрасный
 Баюшки-баю!
 Тихо смотрит месяц ясный  
 В колыбель твою.
 ![]() 
  Б
 Ответы:  
 ![]() 
  В
  А. Майков. 
 ![]() 
  С
   Русская народная песня
 М. Лермонтов
 
 
 
  2. Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл.
 ![]() 
  А
 Ответы:  
 ![]() 
  К  
  Загадка  
 ![]() 
  О
 Пословица  
 Потешка
 
 
 
   Из какого произведения данные строки:
 
« Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
 Ответы:  
 ![]() 
 ![]() 
  О
   А
 Л. Толстой « Лучше всех» 
 В. Осеева «Сыновья»
 
 
 
 4. О каком человеческом качестве говорится в произведении Е. Пермяка «Случай с кошельком»
 ![]() 
  В
 Ответы:  
 ![]() 
 ![]() 
  Г
   З
 о дружбе 
 о честности
 о трудолюбии
   Автор рассказа «Сыновья»
 
![]() 
  К
  Ответы:  
 ![]() 
  Д
 Валентина Осеева 
 ![]() 
  Б
  Лев Толстой
 Сергей Аксаков
   Какое растение первым расцветает к Женскому дню 8Марта?
 
![]() 
  М
  Ответы:  
 ![]() 
  У
 Ландыш 
 ![]() 
  А
 Подснежник  
 Верба
 -В каком произведении мы узнаём об этом? (Ю. Коринец «Март»)
 
 
 
 3. Проверка домашнего задания.
 Чтение стихотворения Ю. Коринец «Март».
   Актуализация знаний.  
 
-Вспомните произведения, каких жанров мы читали на уроках?
 (Быль, рассказы, стихи, легенды.)
 - Какой общей темой объединены эти произведения?
 (Тема: «Семья и я»)
 - Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного жанра. Если вы сложите буквы выбранных ответов теста-разминки, то узнаете, что это за жанр.
 (Самопроверка теста)
 Ответ: Сказка.
 Учит. -Назовите отличительные признаки жанра «Сказка»
 У![]() чит. -Какую структуру может иметь сказка?
 чит. -Какую структуру может иметь сказка?  
 Построение сказок:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учит. - Вспомните, какие бывают сказки
 ![]() 
 
 
 
 
     |   Постановка учебной задачи. | 
  | Учит. - Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на странице … Прочитайте название сказки. 
 Учит. -Какие задачи поставим сегодня на уроке? | 
 
 
 Познакомимся… (с татарской сказкой «Три дочери») Узнаем….( что же больше ценит в людях народ Татарии)   Будем учиться….(работать с текстом, выразительно читать) | 
  |   Первичное чтение . | 
  | Учит. - Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства возникали у вас во время чтения? Учит. - Вернёмся к структуре сказки. Какого этапа нет в сказке? Учит. - Какая это сказка? Найдём место этой сказки в таблице. Учит. - На столе у вас книжки-малышки, сделайте на первой странице обложку к этому произведению. | Дети высказывают своё мнение. 
 
 Присказки. 
 
 Три сестры» - народная, бытовая сказка. За доской выполняет ученик. После выполнения, дети проверяют. | 
  | 7. Аналитическое чтение. | 
  | Учит - Назовите героев этого произведения. | Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, Белочка. | 
 
 ![]() 
  мать  
 
 
 
 (На экране появляются схемы-образы.) 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
  младшая дочь
 
 
 
   старшая дочь  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   средняя дочь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]() 
  белочка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     | Учит. - Ребята, у меня сложилось такое мнение, что мать, наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли. Учит. -Докажите, прочитайте в книге. Учит. - Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была? Учит. - Почему ей приходилось так много работать? | Дети высказывают своё мнение. 
 
 
 
 
 
 Дети зачитывают отрывок Мама была трудолюбивой   
 
 Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей. | 
 
 В схеме подписать.
 ![]() 
  мать трудолюбивая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
  заботилась
   заботилась
   заботилась
 
 
 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
  младшая дочь
 
 
 
   средняя дочь
 
 
 
   старшая дочь  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]() 
  белочка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     | Учит. - Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке? Учит. -Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со   светлой луной? 
 Учит. - А, где в сказке мы можем найти подтверждение того, что дочери были трудолюбивыми? | 
 
 
 
 Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки. Когда белочка приходила к дочерям, они все были заняты делом: старшая дочь чистила тазы, средняя дочь – к ярмарке холст ткала, младшая месила тесто. | 
 
 ![]() 
  мать трудолюбивая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
  заботилась
   заботилась
   заботилась
  
 
 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
  средняя дочь трудолюбивая
  
 
 
 
 
 
   младшая дочь трудолюбивая
  
 
 
 
 
 
   старшая дочь  
 трудолюбивая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]() 
  белочка
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     | Учит. - Понятно ли вам значение слов: ярмарка, холст? 
 | «Книгочей» зачитывает из толкового словаря значение этих слов. Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. Холст – льняная ткань полотняного переплетения. | 
  |   Работа над характерами героев. | 
  | Учит.: - Как повели себя старшей и средней дочерей на печальную весть от белочки о болезни матери?   Учит.: - Зачитаем в книге об этом. Учит.: - Как белочка отреагировала?   (На схеме подписать отношение белочки к старшей и младшей дочерям.) Учит.: - Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте.   Учит.: - Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю? Учит.: - За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали? Учит.: - Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях?   Учит.: - Задание будете выполнять в парах. У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям.   Учит.: -Значение каких слов вам не понятно. | Дети : Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее. 
 
 Дети. - Белочка рассердилась. 
 
 
 
 Дети зачитывают отрывки из сказки. 
 
 Дети высказывают мнения. 
 
 За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью. 
 
 
 
 Дети заполняют таблицу. Старшая и средняя дочери: бессердечные, жестокие, неблагодарные | 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
   чуткая
   справедливая
   жестокая
   
 ![]() 
  бессердечная
 
 
 
  
 ![]() 
 ![]() 
  отзывчивая
   неблагодарная
    сердечная
 
 
 
  
     | Учит.: - Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте. Учит.: - Что пережила младшая дочь?   Учит.: - Выберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу | 
 
 
 
 Дети: -Страх, жалость, испуг. 
 | 
 
 
 
 
  
  мать трудолюбивая
 
 
 
 
 
 
  
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
  заботилась
   заботилась
   заботилась
 
 
 
 
 
 
  
 ![]() 
 ![]() 
  средняя дочь трудолюбивая
  
 
 
 
 
 
   младшая дочь трудолюбивая
  
 
 
 
 
 
   старшая дочь  
 трудолюбивая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
  
 
 
 
  
  
  
  
 
 
 
  
  
  
  чуткая
   отблагодарила
   бессердечная
 
 
 
 ![]() 
 ![]() 
  
  
  отзывчивая
   наказала
   наказала
   жестокая
 
 
 
  
  
  сердечная
   неблагодарная
 
 
 
 ![]() 
  белочка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Проверка.
 
 
 
 
 
 
     |   Позиция автора-народа. | 
  | Учит.: - Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, героям? Учит.: - Найдите в тексте слова белочки, обращённые к старшей дочери. Перечитайте. 
 Учит.: - Белочка переспрашивает, потому что не расслышала? 
 Учит.: - Перечитайте слова белочки с таким чувством. 
 Учит.: - Как ответила белочка средней сестре? 
 Учит.: -Что ожидало младшую дочь?   
 Учит.: -Как белочка её отблагодарила за душевные качества? Прочитаем. 
 Учит.: Откройте тетради на стр. 47 и выполните задание №6. 
 Учит.: - Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок.  Учит.: Правильно ли поступила с дочерями белочка? Учит.: Что вы скажете о белочке? Какая она? Выберите характеристику для белочки и заполните таблицу. | Белочка 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети: - Нет, она возмущается, сердится. 
 
 
 
 Дети зачитывают отрывок, передавая негодование белочки голосом. 
 
 
 
 Зачитывают отрывок. 
 
 Выполнение и проверка задания. 
 
 Дети: - Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям. 
 
 
 
 Дети высказывают своё мнение. 
 
 Дети выбирают – справедливая. | 
  |   Работа с пословицами. | 
  |  Учит.: -Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости – пословице. Поработайте в парах и подберите пословицу к данной сказке. Запишите её в книжке-малышке. 
 | Работа в парах. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы. Мать кормит детей, как земля людей. Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. | 
 
 
 
 
 IХ Рефлексия
 Учит.:- На нашемсемейном дереве расцвёл ещё один цветок добрых человеческих отношений между родными и близкими людьми.Какими нас учит быть сказка? (ЧУТКИМИ, ЗАБОТЛИВЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ)
 - Я, надеюсь, что вы любите своих родителей, стараетесь о них заботиться и радовать своими поступками.
 - Задачи, поставленные в начале урока выполнили?
 Х. Самооценка работы в парах.
  Лист оценки работы в парах
        | № п/п | Что оцениваем? | Критерии оценивания | Оцен-ка | 
  |     | Участие в работе?   | Все работали одинаково (2 балла) | 
 | 
  | Один работал, другой соглашался (1 балл) | 
 | 
  | Никто не хотел работать (0 баллов) | 
 | 
  |     
 
 | Взаимодействие во время работы. | Работали дружно, ссор не было (2 балла) | 
 | 
  | Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл) | 
 | 
  |  Не всегда получалось договориться (0 баллов) | 
 | 
  |     | Правильность выполнения 
 
 
 | Всё выполнено верно, без замечаний(2 балла) | 
 | 
  | Были замечания, дополнения (1,2 ошибки) (1 балл) | 
 | 
  | Более 2-х ошибок . (0 баллов) | 
 | 
  | 
 | Всего   | 
 | 
 
 
 
 ХI. Домашнее задание.
   Пересказ от лица белочки.(Повышенный уровень)
  Изменить концовку сказки и придумать продолжение.(Творческий)
  Выполнить задание в тетради и прочитать «Белая уточка)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 