УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры».
Цели урока, направленные на достижение
развивать навыки сотрудничества со сверстниками, творческую, речевую и мыслительную активность, прививать любовь к литературе.
регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формирование умения анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково-символических средств (схем, чертежей);
коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в сказке; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Ход урока.
Орг. момент.
Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Как мы должны настроиться на работу, чтобы урок был плодотворным, интересным, чтобы у нас были в конце урока только положительные эмоции?
(Быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. )
2. Выявление читательского опыта.
В начале урока мы повторим изученный материал в виде тест-разминки.
Задания.
Кто автор строк:
Спи младенец мой прекрасный
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Б
Ответы:
В
А. Майков.
С
Русская народная песня
М. Лермонтов
2. Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл.
А
Ответы:
К
Загадка
О
Пословица
Потешка
Из какого произведения данные строки:
« Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
Ответы:
О
А
Л. Толстой « Лучше всех»
В. Осеева «Сыновья»
4. О каком человеческом качестве говорится в произведении Е. Пермяка «Случай с кошельком»
В
Ответы:
Г
З
о дружбе
о честности
о трудолюбии
Автор рассказа «Сыновья»
К
Ответы:
Д
Валентина Осеева
Б
Лев Толстой
Сергей Аксаков
Какое растение первым расцветает к Женскому дню 8Марта?
М
Ответы:
У
Ландыш
А
Подснежник
Верба
-В каком произведении мы узнаём об этом? (Ю. Коринец «Март»)
3. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Ю. Коринец «Март».
Актуализация знаний.
-Вспомните произведения, каких жанров мы читали на уроках?
(Быль, рассказы, стихи, легенды.)
- Какой общей темой объединены эти произведения?
(Тема: «Семья и я»)
- Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного жанра. Если вы сложите буквы выбранных ответов теста-разминки, то узнаете, что это за жанр.
(Самопроверка теста)
Ответ: Сказка.
Учит. -Назовите отличительные признаки жанра «Сказка»
У чит. -Какую структуру может иметь сказка?
Построение сказок:
Учит. - Вспомните, какие бывают сказки
Постановка учебной задачи. |
Учит. - Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на странице … Прочитайте название сказки. Учит. -Какие задачи поставим сегодня на уроке? | Познакомимся… (с татарской сказкой «Три дочери») Узнаем….( что же больше ценит в людях народ Татарии) Будем учиться….(работать с текстом, выразительно читать) |
Первичное чтение . |
Учит. - Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства возникали у вас во время чтения? Учит. - Вернёмся к структуре сказки. Какого этапа нет в сказке? Учит. - Какая это сказка? Найдём место этой сказки в таблице. Учит. - На столе у вас книжки-малышки, сделайте на первой странице обложку к этому произведению. | Дети высказывают своё мнение. Присказки. Три сестры» - народная, бытовая сказка. За доской выполняет ученик. После выполнения, дети проверяют. |
7. Аналитическое чтение. |
Учит - Назовите героев этого произведения. | Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, Белочка. |
мать
(На экране появляются схемы-образы.)
младшая дочь
старшая дочь
средняя дочь
белочка
Учит. - Ребята, у меня сложилось такое мнение, что мать, наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли. Учит. -Докажите, прочитайте в книге. Учит. - Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была? Учит. - Почему ей приходилось так много работать? | Дети высказывают своё мнение. Дети зачитывают отрывок Мама была трудолюбивой Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей. |
В схеме подписать.
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
младшая дочь
средняя дочь
старшая дочь
белочка
Учит. - Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке? Учит. -Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со светлой луной? Учит. - А, где в сказке мы можем найти подтверждение того, что дочери были трудолюбивыми? | Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки. Когда белочка приходила к дочерям, они все были заняты делом: старшая дочь чистила тазы, средняя дочь – к ярмарке холст ткала, младшая месила тесто. |
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
средняя дочь трудолюбивая
младшая дочь трудолюбивая
старшая дочь
трудолюбивая
белочка
Учит. - Понятно ли вам значение слов: ярмарка, холст? | «Книгочей» зачитывает из толкового словаря значение этих слов. Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. Холст – льняная ткань полотняного переплетения. |
Работа над характерами героев. |
Учит.: - Как повели себя старшей и средней дочерей на печальную весть от белочки о болезни матери? Учит.: - Зачитаем в книге об этом. Учит.: - Как белочка отреагировала? (На схеме подписать отношение белочки к старшей и младшей дочерям.) Учит.: - Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте. Учит.: - Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю? Учит.: - За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали? Учит.: - Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях? Учит.: - Задание будете выполнять в парах. У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям. Учит.: -Значение каких слов вам не понятно. | Дети : Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее. Дети. - Белочка рассердилась. Дети зачитывают отрывки из сказки. Дети высказывают мнения. За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью. Дети заполняют таблицу. Старшая и средняя дочери: бессердечные, жестокие, неблагодарные |
чуткая
справедливая
жестокая
бессердечная
отзывчивая
неблагодарная
сердечная
Учит.: - Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте. Учит.: - Что пережила младшая дочь? Учит.: - Выберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу | Дети: -Страх, жалость, испуг. |
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
средняя дочь трудолюбивая
младшая дочь трудолюбивая
старшая дочь
трудолюбивая
чуткая
отблагодарила
бессердечная
отзывчивая
наказала
наказала
жестокая
сердечная
неблагодарная
белочка
Проверка.
Позиция автора-народа. |
Учит.: - Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, героям? Учит.: - Найдите в тексте слова белочки, обращённые к старшей дочери. Перечитайте. Учит.: - Белочка переспрашивает, потому что не расслышала? Учит.: - Перечитайте слова белочки с таким чувством. Учит.: - Как ответила белочка средней сестре? Учит.: -Что ожидало младшую дочь? Учит.: -Как белочка её отблагодарила за душевные качества? Прочитаем. Учит.: Откройте тетради на стр. 47 и выполните задание №6. Учит.: - Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок. Учит.: Правильно ли поступила с дочерями белочка? Учит.: Что вы скажете о белочке? Какая она? Выберите характеристику для белочки и заполните таблицу. | Белочка Дети: - Нет, она возмущается, сердится. Дети зачитывают отрывок, передавая негодование белочки голосом. Зачитывают отрывок. Выполнение и проверка задания. Дети: - Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям. Дети высказывают своё мнение. Дети выбирают – справедливая. |
Работа с пословицами. |
Учит.: -Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости – пословице. Поработайте в парах и подберите пословицу к данной сказке. Запишите её в книжке-малышке. | Работа в парах. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы. Мать кормит детей, как земля людей. Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. |
IХ Рефлексия
Учит.:- На нашемсемейном дереве расцвёл ещё один цветок добрых человеческих отношений между родными и близкими людьми.Какими нас учит быть сказка? (ЧУТКИМИ, ЗАБОТЛИВЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ)
- Я, надеюсь, что вы любите своих родителей, стараетесь о них заботиться и радовать своими поступками.
- Задачи, поставленные в начале урока выполнили?
Х. Самооценка работы в парах.
Лист оценки работы в парах
№ п/п | Что оцениваем? | Критерии оценивания | Оцен-ка |
| Участие в работе? | Все работали одинаково (2 балла) | |
Один работал, другой соглашался (1 балл) | |
Никто не хотел работать (0 баллов) | |
| Взаимодействие во время работы. | Работали дружно, ссор не было (2 балла) | |
Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл) | |
Не всегда получалось договориться (0 баллов) | |
| Правильность выполнения | Всё выполнено верно, без замечаний(2 балла) | |
Были замечания, дополнения (1,2 ошибки) (1 балл) | |
Более 2-х ошибок . (0 баллов) | |
| Всего | |
ХI. Домашнее задание.
Пересказ от лица белочки.(Повышенный уровень)
Изменить концовку сказки и придумать продолжение.(Творческий)
Выполнить задание в тетради и прочитать «Белая уточка)