Композиция (наличие трёх структурных частей: начала, основной части, конца).
Грамматическая правильность (отсутствие ошибок в построении предложений, в согласовании слов в предложениях).
Отсутствие тавтологии (повторения одних и тех же слов, союзов «и», «или», наречий «потом» и т.д.).
Звуковое оформление речи (дикция, выразительность).
Отсутствие в речи синедативности ( жестов, пауз, нерешительности).
Упражнение 3.
Работа с серией сюжетных картинок.
Послушай знакомую сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». Разложи картинки по сюжету. Перескажи сказку.
Оценка:
Дословный пересказ.
Репродуктивный (сокращение сюжетной линии, однотипные фразы, нарушение связи между предложениями, речь слишком быстрая, торопливая или речь замедленная. Изобилует паузами, повторами).
Продуктивный пересказ (подробное описание действий героев; воспроизведение замысла. А не слов сказки; наличие собственных предложений; присутствуют сравнения, местоимения, эмоциональные оттенки слов (лиса – лисичка)).
УМЕНИЕ СЛУШАНИЯ
Упражнение 1.
Послушай предложения и скажи, всё ли в них верно. Объясни. Что неверно. Исправь.
Осенью в саду расцвели яблони. Алёша зимой любит загорать.
Мальчик кивнул мне рукой. Футболист стеклом разбил мяч.
Упражнение 2.
Послушай и объясни, чем недовольна Вера.
Саша садится обедать. Он съел свою порцию и дополнительную, своей младшей сестры Веры.
Упражнение 3.
Послушай. Какое утверждение верно? Повтори его.
Солнце закрыло облако. Облако закрыло солнце. Ветер расколол лёд на реке. Лёд на реке расколол ветер.
УМЕНИЕ ЧТЕНИЯ – СЛУШАНИЯ
Упражнение 1.
Прослушай рассказ Е.Чарушина.
Томка испугался
Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.
Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал – так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко.
Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней. (Что, вероятно, подумал Томка? Ответы не комментируются).
А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.
Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял – никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка – с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?
В это время шевельнулась корова – её, наверно, кто-то укусил. И побежал от неё Томка!
С тех пор он близко к коровам не подходит.
Ответь на вопросы:
Какие насекомые встречаются в рассказе? (В случае затруднения при ответе на этот вопрос надо выяснить, знает ли ребёнок, кто такие насекомые. Если знает, но с ответом всё равно затрудняется, текст надо прочитать повторно).
Кто из них разбудил Томку?
Кто такой Томка?
Кем Томка в будущем должен стать: охранным псом, домашней собакой, дворняжкой, охотничьим псом?
Почему Томка в лесу за всеми гоняется, а никого поймать не может?
Томка маленький по возрасту или росту? А может, верно и то, и другое? Объясни.
Упражнение 2.
Послушай ещё раз эту историю. Подумай, что в моих утверждениях – правда, а что – неправда. Правильное повтори.
Томку разбудил шмель. Шмель ужалил Томку.
Томка устал бежать к корове и заснул. Томка устал гоняться за стрекозами и бабочками и заснул.
Томка спал с полчаса. Томка проспал целый день.
Сначала корова казалась Томке величиной с воробушка, потом – с кошку, затем – с козу, а в конце – со слона.
Упражнение 3.
Расскажи о Томке.
Упражнение 4.
Перескажи рассказ.
Примерные уровни пересказа нового повествовательного текста.
1-й уровень (высокий).
Наличие трёх структурных частей (начало, середина, конец). Сохранение логической последовательности. Использование разнообразных средств связи (формально-сочинительной, цепной). Употребление разнообразных видов предложений (простых, сложных). Использование разных частей речи, выразительной лексики: эпитетов, сравнений. Образных выражений. Нулевой и минимальный вес лексических замен: синонимические замены; замены, искажающие лишь грамматическую характеристику слова, замены слова на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и наоборот, на описательные обороты без передачи искажения, не касающиеся главных лиц. Пересказ эмоционален, ведётся в оптимальном темпе.
2-й уровень (достаточный).
Наличие в пересказе двух структурных частей. Частичное нарушение логической последовательности. Преимущественное использование формально-сочинительной и цепной местоименной связи. Преобладание в изложении простых предложений. Использование разных частей речи. Средний вес лексических замен: именные замены с искажением, искажающие описательные обороты, размытости. Возможен текстовый повтор, отражающий задержку в планировании текста. Ребёнок рассказывает эмоционально, в быстром или медленном темпе.
3-й уровень (низкий).
Раскрытие содержания одной структурной части. В пересказах встречаются в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность: опережающий синтез, частые повторы, усечения. Пропуски подлежащего, использование жестов, заменяющих слова. Употребление в изложении только формально-сочинительной связи, недостаточное умение связывать отдельные предложения и отдельные части высказывания. Речь глагольна, много именных замен. Пересказ монотонен.
Умение выбрать оптимальные темп, громкость произношения (в зависимости от ситуации);
Умение отчётливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция);
Плавность речи (определяется характером пауз, встречающихся в речи ребёнка: паузы должны быть обусловлены лингвистической конструкцией текста. Возникать на границах частей высказывания, между предложениями).
3. Диагностика читательской подготовки детей, поступающих в школу.
Есть ли у тебя дома детские книги?
Читают ли тебе их?
Любишь ли ты слушать чтение?
А рассматриваешь книги без взрослых? О чём ты любишь слушать?
Что любишь рассматривать? Назови любимую книгу.
Фамилии каких писателей ты знаешь? Какие книги помнишь?
№ п\п
Фамилия, имя
Вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Иванов
++
+
Сказки
2
+
Про животных
3
+
+
Сказки
Пушкин
4
+
+
+
Про Карлсона
О малыше и Карлсоне
5
6
+
+
7
+
+
Стихи
Маршак
8
+
+
+
Сказки
Гуси-лебеди
9
+
+
Про животных
10
+
+
+
+
Про динозавров
Про динозавров
Пушкин, Барто
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.Н.ТОЛСТОГО «ВЕСНА»
(ГЛАВА ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО НИКИТЫ»)
Проверка уровня развития читательских умений
Проверяем умение понимать содержание текста
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста и отметь его «галочкой».
Была ранняя весна, снег ещё не растаял.
День был хмурый, ненастный.
В воскресное солнечное утро Никиту разбудили воробьи.
В воскресное солнечное утро Никита проснулся сам очень рано.
2. Когда и где закуковала кукушка? Закончи предложение.
Кукушка закуковала в _____________________________________________________________________
Проверяем умение понимать последовательность смысловых частей текста
3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5.
Весь сад слушал молча кукушку.
С каждым днём прибывало птиц ы саду.
Никиту разбудили воробьи.
1. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега.
Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы.
Проверяем умение видеть языковые средства
4. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «солнце встаёт». Отметь свой ответ «галочкой».
Просыпается Всходит Распрямляется Приподнимается.
5. Как ты понимаешь выражение «прибывало птиц» в предложении «С каждым днём прибывало птиц в саду». Отметь свой ответ «галочкой».
Птиц становилось больше
Птицы перелетали с места на место
Птицы вили гнёзда
У птиц вывелись птенцы
6. Вставь в предложение пропущенное слово. Отметь свой ответ «галочкой».
В липах завелась иволга, суетясь, свистела __________________ голосом.
Хриплым Звонким Скрипучим Медовым.
7. Найди в тексте и выпиши, с чем сравнивает автор летящего дятла. 8. Рассказывая, как поют птицы весной в саду, автор использует разные глаголы, например: пересмешничали, фальшивили. Найди в тексте ещё не менее трёх глаголов, запиши.
Птицы пересмешничали, фальшивили, _________________________________.
Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное
9. Назови чувства, которые испытывает Никита, проснувшись утром. _________________________________
Выпиши из текста предложения, подтверждающие свой ответ. _____________________________________________________________________
10. Почему Аркадий Иванович, воспитатель Никиты, называет его Адмиралом? Отметь свой ответ «галочкой».
Действие происходит на море
Никита – это моряк в звании адмирала
Это особое шутливое обращение взрослого к ребёнку
Никита мечтает быть моряком
11. Вся природа рада солнечному весеннему утру. Приведи два примера из текста, которые подтверждают это.
12. Почему «на припёке стонали куры»? Отметь свой ответ «галочкой».
Куры объелись, и у них болят животы
Им тепло и очень хорошо на солнышке, стонут от удовольствия
Куры не умеют петь, как другие птицы
Куры перегрелись на солнце
13. Объясни, как ты понимаешь предложение «Забегали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком». _______________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как ты понимаешь смысл предложения: «А я уж одна проживу ни при чём, ку-ку…». Отметь свой ответ «галочкой».
Кукушка живёт одиноко, сама не выкармливает птенцов
Кукушка не вмешивается в чужие дела
Кукушка обижена на всех
Кукушка – очень гордая птица
Проверяем умение определять тему текста
15. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ «галочкой».
Проверяем умение составлять собственный текст на основе творческого пересказа
19. Никиту разбудили воробьи. Подумай, о чём они могли бы разговаривать между собой. Напиши об этом._________________________________________________________________
Проверяем умение определять жанр произведения
20. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ «галочкой».
Записки учёного Рассказы о животных
Писатели о природе Стихи о весне.
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСЛЕ I ЭТАПА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ