kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию патриотизма, любви к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

литературного чтения

УМК «Начальная школа 21 века»

Предметная область: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…»

Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию патриотизма, любви к природе.

Задачи:

Формирование культуры восприятия поэтического слова.

Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.

Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.

Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды):

Мультимедийное оборудование.

Физическая карта мира.

Для учителя:

Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2018 г.

Аудиозаписи «В горах моё сердце…» в исполнении Бориса Ветрова, на английском языке читает Киселёва Екатерина.

Видеоклип «В горах моё сердце…»

Презентация к уроку

Для ученика:

Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – 3-е изд.

дораб.- М.: Вентана-Граф, 2018 г.

Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2018 г.

Листы самооценки

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

1 мин

Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой. Включает запись музыкального вступления Ильи Петрова (гитара) и Алексея Новикова (флейта) к альбому «Сказки»

Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.

Дети слушают музыку, определяют настроение: спокойное, тёплое, доброе, радостное….


Коммуникативные

Регулятивные

(волевая саморегуляция)

2.

Речевая разминка

3 мин

В начале урока мы с вами проведём речевую разминку.

1.Давайте представим на минутку, что уже настало лето, отцвели одуванчики и превратились в лёгкие воздушные шарики. Мы с вами отправились на прогулку и обнаружили много-много одуванчиков. Давайте подуем на них и представим, как повсюду разлетаются пушистые зонтики.

Выполним вдох - длинный выдох. 5 раз.


2. Теперь такое упражнение: делаем глубокий вдох и произносим звук «тссс» столько, насколько хватит дыхания (примерно про себя вы должны успеть досчитать до 10-12)


3. Скороговорка



3.

Проверка домашнего задания


5 мин

Разминка окончена. Переходим к проверке домашнего задания.

- Какое произведение мы с вами проходили на прошлом уроке? И кто его автор? Что это за произведение по жанру? А что такое пьеса? Особенности драматического произведения?

- Итак, предлагаю проверить выразительное чтение по ролям 1-го действия данной пьесы.

Роль Деда – …(имя ученика)

Роль Бабы – …

Роль Козла – …


- Как вы оцениваете своё чтение? Есть ли у кого-то замечания, предложения?

(поднимают руки, высказываются)



4.

Актуализация знаний

Презентация


2 мин

Произведения каких жанров писал Маршак?

Какая сторона деятельности Маршака вам менее знакома? Кем еще был Маршак?


Совершенно верно. В годы ВОВ Маршак переводил произведения известного английского поэта У. Шекспира. Позже он стал переводить произведения украинских, белорусских, литовских, армянских поэтов.

Т.е. действительно, С.Я. Маршак это человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.

Дети анализируют схему, отвечают на вопросы: стихи, пьесы-сказки, загадки, песенки, … Приводят примеры произведений Маршака.

Регулятивные

(целеполагание)

Познавательные (логические УУД)

Коммуникативные

3.

Выход на тему,

постановка учебных

задач в сотворчестве с

детьми.


2 мин


Выдвигается проблемный вопрос:

- Ребята, как вы думаете, что может связывать Маршака и одного талантливого шотландского поэта Роберта Бёрнса? Что означают слова Твардовского «Маршак сделал Бёрнса русским, оставив его шотландцем»?

- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

Название темы на доску!



- Прежде, чем приступить к изучению нового произведения, давайте выполним гимнастику для глаз.


Дети высказывают предположения-ответы на проблемный вопрос, пытаются объяснить слова Твардовского.

С помощью учителя определяют тему урока, составляют вместе и обсуждают план урока.

  • Знакомство с шотландским поэтом Робертом Бёрнсом и его стихотворением «В горах мое сердце…»

  • Моделирование.

  • Словарная работа.

  • Анализ стихотворения.

  • Подготовка и выразительное чтение стихотворения.

  • Рефлексия.

Личностные (самоопределение к учебной познавательной

деятельности)

Регулятивные (целеполагание, планирование)

Коммуникативные (умение произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли)

4.

Организация

взаимодействия

учителя с учащимися по

овладению содержанием

темы урока


Работа с текстом

учебника


Работа в парах


15-20 мин

1.Подготовленный ученик читает про Бёрнса. Второй – про Шотландию.



Вопросы перед прослушиванием стихотворения:

Объясните смысл названия стихотворения?

Можно ли по названию стихотворения определить отношение поэта к своему Отечеству?

Почему же горы, почему именно им поэт "отдает" свое сердце?


- Прежде чем мы приступим к знакомству со стихотворением, давайте проведем словарную работу и узнаем, какие же слова могут вызвать вопросы. (в парах на листочках)


Сначала смотрят, слушают, затем читают сами жужжащим чтением.


Проверка первичного восприятия.

- Вам понравилось стихотворение?

- Что особенно понравилось?

Поделитесь своими мыслями, чувствами.

-На сколько строф разделено? Как называется строфа? Ещё раз прочитаем 1 строфу. Есть желающие?










- Кто прочитает вторую строфу?

– С чем прощается герой стихотворения?

– Какую клятву дает?

– Что можно вычитать, понять о судьбе героя?

















- Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца. Подготовьтесь к выразительному чтению.

- Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении.

- Какие разные чувства вызывает у героя воспоминание о Родине?













Анализ названия стихотворения и его темы в беседе с учителем

Предполагаемые ответы детей:

  • Сердце - самый главный орган человеческого организма. Самое главное в жизни поэта - память о Родине.

  • Он сердце свое "отдал" горам Шотландии, значит, он сильно любит свою Родину

  • (предположения детей)









Просмотр клипа и прослушивание стихотворения в исполнении профессионального чтеца – Бориса Ветрова; оценка личного первичного восприятия стих-я.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения.

1 строфа.

От чьего имени ведётся повествование в стихотворении?

(От имени лирического героя).

Кем предстаёт перед нами лирический герой?

(Он охотник, скачет по исхоженным тропинкам вслед за оленем).

- Что значит для него Родина?

(Для него Родина – это любимый, хорошо знакомый край).

Почему после 1 предложения стоит многоточие? (Поэт вспоминает, перед глазами проносятся картины прошлого).

2 строфа.

Какими словами автор называет место, где он родился? (Моя родина, Север, Отечество славы и доблести край).

Какое чувство испытывает автор за свою родину? (чувство гордости).

По своей ли воле он покинул родной край? Нет

Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину. (По белому свету судьбою гоним. Навеки останусь я сыном твоим).

3 строфа.

Какое слово начинает каждую строку? (прощайте)

Чем отличается «прощайте» от «До свидания»?

(не надеется на встречу. Уехал навсегда.)

4 строфа.

Что можете сказать о 4 строфе? (Она является повторением первой).

Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка).

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Да, меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска.

Чувство восторга, которое он испытывает во время охоты; чувство гордости; чувство глубокой преданности Родине; чувство скорби; чувство боли и тоски; чувство несправедливости)

- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?

- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой? Т.е. поставить логическое ударение?

Выразительное чтение стихотворения.

Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.

О чём же это стихотворение? (о любви к Родине).

Познавательные (работа с

информацией, моделирование,

логические УУД).

Коммуникативные (планирование

учебного сотрудничества,

управление поведением партнѐра,

диалог в паре).

Регулятивные (оценка)

5.

Закрепление

пройденного

материала.

Организация

деятельности учащихся


Организует дифференцированную работу учащихся в парах, проверяет у учащихся выполнение самостоятельной работы в тетрадях

















- Вы изучаете английский язык. Я думаю, вам будет интересно услышать, как звучит стихотворение на английском языке. (Может быть, кто-то захочет выучить его наизусть).


Работа в рабочих тетрадях в парах

1 задание. С каким чувством говорит поэт о Родине?

Автор прощается с горячо любимой Родиной, которой он гордится, восхищается, и ему очень грустно и больно расставаться с ней.

2 задание. Прочитайте слова, которые показывают, как поэт обращается к Родине.

Прощай, моя Родина! Север, прощай, -

Отечество славы и доблести край.

По белому свету судьбою гоним,

Навеки останусь я сыном твоим!

В стихотворении 4_ строфы (четверостишие).

Рифмы в нём парные

3 задание. Впишите пропущенные слова. С чем прощается поэт? Подчеркните.

Прощайте, вершины под кровлей снегов,

Прощайте, долины и скаты лугов,

Прощайте, поникшие в бездну леса,

Прощайте, потоков лесных голоса.

Прослушивание в записи стих-я на английском языке

Познавательные (работа с

информацией, моделирование,

логические УУД),

Коммуникативные (учебное сотрудничество, диалог в паре)

Регулятивные (целеполагание,

планирование, саморегуляция)

6.

Рефлексия

деятельности (итог

урока)

Организует работу по подведению

итогов урока, заполнению листов

самооценки

Подводит итоги работы

Возвращает учащихся к теме, учебным

задачам.

Вывод:

Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть самым разным. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.

- Что для вас слово "Родина"?

- Что значит "любить Родину"?

- Как можно выразить свою любовь к Родине?


Сегодня мы выяснили, что Маршак писал и стихи, и загадки, и пьесы – сказки, и стихотворные переводы. Теперь, конечно, у вас сложилось более полное представление о творчестве писателя, вы увидели насколько оно многообразно.


Заполните листы самооценки

– Как оцениваете свою деятельность на занятии?

– Какое настроение у вас в конце занятия?

- Какой материал был наиболее интересен?

Учитель выставляет оценки за урок, комментирует мнение детей



























Учащиеся заполняют листы самооценки, выставляют оценки себе за урок


Регулятивные.

оценивать свою

деятельность.

Познавательные.

Работать с информацией

Коммуникативные:

слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения,

работать в информационно-

образовательной среде


7.

Домашнее задание

Предоставляет право выбора (по

уровню сложности)

1. Нарисовать картины, описанные поэтом.

2. Выучить стихотворение наизусть.


Коммуникативные:

Выбор разного уровня заданий







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…»

Автор: Моргун Анна Алексеевна

Дата: 21.06.2019

Номер свидетельства: 515692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Презентация к уроку литературного чтения по теме: "С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_literaturnogo_chteniia_po_teme_s_marshak_perevodchik_rober"
    ["file_id"] => string(6) "515705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1561118112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства