kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык в третьем классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит много интересных заданий для третьеклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык в третьем классе»

Русский язык 3 класс


Тема: Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи и их признаках.

Развитие речи. Составление предложений текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Тип урока: урок обобщения знаний.

В соответствии с типом урока были поставлены следующие цели:

  • Уточнить представление об изученных частях речи и изученных признаках, по которым можно различить части речи.

  • Развивать коммуникативные умения, развивать умение работать в группе, умение высказывать свое мнение, умение работать самостоятельно.

  • Воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование: учебник, оформление доски, конверты с заданием, клей, карточки с текстом, тесты, 6 карточек со словами.

Ход урока

I.Организационный момент.

 – Внимание! Садитесь.
– Сегодня на уроке вы будете внимательными, дружными, как всегда. Эти качества нам пригодятся, потому что на уроке русского языка мы выступим в роли строителей.
– Что вы знаете о строителях?
– Давайте откроем тетради и запишем дату и место нашего строительства.

II.Минутка чистописания.

– А вот что вы будете строить, вам предстоит отгадать. 
Это крупный населенный пункт, где есть фабрики и заводы. (Город) 
Запишите это слово в тетрадь.
Город
– 
(В слове “Город” 2 слога, первый слог ударный, второй слог безударный, который мы пишем так, потому что есть полногласное русское – оро, на конце парный согласный, который можно проверить словом “города”).
– А какие еще традиционные русские полногласные сочетания вы знаете?

Орооло ере

– Уточните соединения. 
Пропишите их в тетради. 
Подберите по одному слову на каждое сочетание, но они должны быть связаны с темой города.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Какие слова вы смогли подобрать на сочетание оро (дорога, ворота, ворона, воробей), на оло (молоко), на ере (дерево, берег).
Молодцы, вы много слов вспомнили.

III.Обобщение знаний о частях речи, полученные ранее.

– Мы сегодня будем строить необычный город, в котором жители – это слова русского языка.
Слов в русском языке много, но они разделены на большие группы.
А какие группы слов вы знаете? (Части речи.)
– Мы сегодня построим город, в котором живут части речи.
(Открывается доска.) 
(На доске.)

 



– Чтобы у слов не было ссор, чтобы им было комфортно и уютно жить у них должны быть общие интересы, как у людей.
А в русском языке это будут общие признаки, на основании которых слова распределились в группы. Эти признаки в нашем строительстве будут фундаментом каждого дома.
Сейчас в группах вы построите фундамент каждого дома.
А для этого вам нужно вспомнить общие признаки частей речи. (Работа в четверках с заданием в конвертах.)

–  Хорошо, давайте проверим!
– Назовите фундамент имени существительного.
– Правильно.
– Назовите фундамент имени прилагательного.
– Молодцы, все верно.
– Назовите фундамент глагола.
– Тоже все верно.
– Вы сейчас правильно вспомнили общие признаки этих частей речи. А для чего нужно знать эти признаки?
– А какие части речи мы еще знаем? (Числительное, местоимение, предлоги.)
– Что вы знаете о них?



– Посмотрите, почему остались дома?
– Правильно, вы будете их изучать далее.
– Как вы думаете, а что здесь спрятано? (Или:Что есть у каждого города?)
– Название.

IV. Ознакомление с понятием “морфология”.

– Верно. У нашего города есть свое название.
(Открывается название.)
Морфология.

– Почему город назвали именно так? Как вы думаете, ваши предположения?


V. Интегрирование с историей.

– Вопрос о частях речи один из наиболее древних. Части речи русского языка впервые были определены великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Что вы слышали или читали о нем? (Дети отвечают на вопросы.Один ребенок рассказывает основные моменты жизни Ломоносова.)



VI. Физкультминутка.

Встаньте.
Мы немного отдохнем
И дальше изучать начнем
Части речи и слова.

Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад, прогнулись,
К солнцу потянулись,
На носочки встали,
Лучики достали,
На корточки присели,
Вокруг все посмотрели.

На месте мы попрыгаем,
Теперь на парты ляжем
И все что мы узнали
Соседям мы расскажем.
Раз, два, три , четыре, пять
Начинаем повторять
Как части речи и слова
Будем в тексте различать.

VII. Работа в парах по учебнику.

– Дома наши построены, пора их заселить жителями русского языка. Поможет вам в этом учебник на с.3 упр.2.
Обсудите задание сначала в парах.
Молодцы, сейчас проверим как вам удалась работа. Я вам даю в четверку по одному жителю, а вы обсудив куда его поселить, выходите к доске и закрепляете их по домам.



Слова в русском языке живут в городе, который называется “Морфология”.
А как называется город, в котором живете вы?
Давайте попробуем назвать слова из разных домов, которые расскажут гостям о нашем городе.

VIII. Самостоятельная работа с полученным текстом

– Молодцы, а теперь продолжим заселять жильцов.
Сейчас вы будете работать с текстом, который расскажет вам еще об одном городе.
(Прочитать самостоятельно.)
– О каком городе вы прочитали?
– Что интересного вы о нем узнали?
– Вам нужно теперь самостоятельно выписать в тетрадь по 5 жильцов из каждого дома, если это возможно.
(Взаимная проверка).

IX. Закрепление знаний через выполнение теста

Вы сегодня молодцы, вам удалось построить фундаменты частей речи, вспомнив их общие признаки. Вы поселили жителей, чтобы они не ссорились и жили мирно. Наше строительство подошло к концу. А теперь давайте еще раз закрепим наши знания о частях речи. Возьмите карточку и простой карандаш, подпишите ее. Давайте договоримся о цветах. Если имя существительное – отмечаем красным карандашом, если имя прилагательное – синим, если глагол – зеленым, ну а если еще что-то увидите, то простым карандашом.
(Проверяют себя по доске).

X. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.
Иван ТрифоновичХруцкий (1810-1885) – русский живописец, натюрморты которого отличает иллюзорное изображение предметного мира. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии ( теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.

Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста.
Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов («Натюрморт с птичкой», «Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды» .
Перед тем как начать работать с картиной Хруцкого «Цветы и плоды», нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт.
Ребята, на уроках ИЗО вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода.
- Как называются картины, на которых все это изображено?
Подобные картины носят название натюрморт. Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа»

1.Беседа по картине.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.

Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины.
- Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи?
Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.

- Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза.
Цветы
- Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.

- С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать читателю о цветах, чтобы как можно ярче создать представление о пионах?
Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые.

- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.

- Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они?
Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.

- Розу любят очень многие. Выражение расцвела, как роза подчеркивает красоту, преображение девушки.

- Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало?
Роза очень красива, но нее есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки и легенды про него?

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И.Хруцкий?
На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый лепесток(они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.)

- Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.

- Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить?
Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.

- А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы свойственны?
Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.
- Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках.
Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис.

- Попробуйте описать этот необычный цветок.
Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре, словно маленький пушистый комочек. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный, нессиметричный.
- Посмотрите, на самом верху букета - ярко-синие васильки.

- Как они выглядят?
На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают своюсердцевинку солнцу.

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?
Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.

- Вы правильно подметили на картине колосья.
- Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их? На что они похожи?
Они очень похожи на туго заплетенную косу.

- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки?
Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они легкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.

- Какие еще цветы мы с вами не заметили?
У самого края вазы примостились небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета.
2. Ваза
- А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено?

Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.

- Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним.
Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.
- Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент.
Необычный, оригинальный, красивый.

- А еще мы сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой, незамысловатый, но выполненный со вкусом узор.
Посмотрите на слово незатейливый – оно одного корня со словом затея «выдумка»

- Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И. Хруцкого называется «Цветы и плоды».
3. Плоды
- А какие же плоды здесь изображены?

-Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать.
Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.

- А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий?
Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.

- С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

- Что изобразил рядом с тыквой художник?
Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.
- Каким внимательным и наблюдательным был художник! Он нарисовал даже мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. Ребята, А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка, и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета.
- Давайте подумаем, куда дальше отправится муха?

- Какие еще фрукты изображены?
Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона
- Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека?
О присутствии человека говорят и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик.


4. Работа с текстом.
– Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого.
А вот как описывает эту картину искусствовед Д.Н. Лебедева.

Сочные, аппетитные, нежные плоды… Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… Все это великолепно удавалось художнику И. Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз изображаются любимые нами плоды и цветы.
В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба - переходят из картины в картину как их непременные «персонажи». Столь же любимым «героем» с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением собак и изящной ручкой в виде фигуры лисицы, в котором стоят цветы. Стакан, наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона, подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветревшиеся края разделенного на половинки персика, засохшей лимонной кожуры.

- О чем говорится в этом тексте?
В нем говорится о картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букеты цветов, корзинки с фруктами

- Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью?
Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю.

- Что вы можете сказать о композиции текста, то есть его построении? На сколько частей распадается этот текст? О чем говорится в каждой из частей?
Текст распадается на две части. Этому соответствуют два абзаца: в первом речь идет о том, что натюрморты хорошо удаются. И. Хруцкому, во втором непосредственно описывается картина.
- К какому типу речи мы можем отнести этот текст? Почему?
Это описание, поскольку в тексте дается описание картины И. Хруцкого «Цветы и плоды». При этом преобладают имена существительные и прилагательные.

5. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Вопросы и задания:
1. Выпишите трудные слова и составьте с ними предложения.
Композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур на картине художника.
Холст – картина, написанная масляными красками на ткани.
Столешница – верхняя поверхность стола.
2. Как вы понимаете выражение «услада для глаз»?
То, на что приятно смотреть.
3. Подберите однокоренные слова к слову услада (сладкий, сладость). Значит услада – это то, что «сладко» для глаз.
4. Найдите в тексте синоним к слову персонаж.
5. Найдите орфограммы в выписанных словах:
роскошный, керамический, оживление.

6. Написание сочинений.
Составление плана, систематизация рабочих материалов, создание черновика и его редактирование, написание сочинения в тетради по развитию речи.
Варианты сочинений:
- описать картину И. Хруцкого «Цветы и плоды», используя искусствоведческий текст.
- описать букет цветов, изображенный на картине И. Хруцкого, добавив к этому описанию свои мысли по поводу того, какими характерами обладали бы изображенные цветы, если бы они родились людьми. Название сочинения – «Характеры цветов».
- Написать сочинение – сказку «Путешествие мухи», включив в него описание цветов и плодов.

XI. Итог урока.

– Что сегодня понравилось вам?
– Что интересного вы узнали?

XII. Домашнее задание. (Предлагается детям написать небольшой текст о своем селе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык в третьем классе

Автор: Гаркавенко Марина Валерьевна

Дата: 21.10.2021

Номер свидетельства: 589167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по русскому языку 5 класс 210 часов к учебнику Т.А.Ладыженской "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-5-klass-210-chasov-k-uchiebniku-t-a-ladyzhienskoi"
    ["file_id"] => string(6) "130159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415825598"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.(по учебнику Разумовской М.М.) "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-9-klass-po-uchiebniku-razumovskoi-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "140022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417860713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема урока: Дополнение (урок русского языка, 6 класс с казахским языком обучения)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_dopolnieniie_urok_russkogho_iazyka_6_klass_s_kazakhskim_iazykom_obuc"
    ["file_id"] => string(6) "387112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486058486"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тесты за 1 полугодие по русскому языку 8 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "tiesty-za-1-polughodiie-po-russkomu-iazyku-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402581945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тесты за 1 полугодие по русскому языку 8 класс   СШ № 16 "
    ["seo_title"] => string(57) "tiesty-za-1-polughodiie-po-russkomu-iazyku-8-klass-ssh-16"
    ["file_id"] => string(6) "103382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402582486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства