Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | 1 мин | - Ребята, сегодня класс отправляется Страну больших букв | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настройка на плодотворную работу. |
Орфографическая минутка | 1 мин | - Посмотрите на доску и скажите, что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза? СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ | Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов. Дети читают и делят слово. Их здесь всего три. |
Каллиграфическая минутка | 2 мин | Запишите в тетрадь это предложение. - Что надо помнить, чтобы правильно написать? (Начало пишу с большой буквы, если предложение повествовательное, в конце предложения ставлю точку.) | Анализируют конструкцию письменных букв. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают предложение. Страна больших букв. |
Актуализация опорных знаний | 1мин | Сегодня на уроке класс отправляется в страну больших букв. Нам предстоит обобщить правило написания слов с большой буквы
| |
Зрительно – слуховой диктант.
| 4 мин | - Давайте прочитаем стихотворение Измайлова и подумаем, в каких строчках заключена главная мысль. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с ними, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! - В каких строчках заключена главная мысль? - Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны знать всегда. | Один ученик читает в слух. Остальные читают глазами. И находят строчки заключающую главную мысль? (Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело.)
Дети читают и находят, что обязаны знать всегда. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с ними, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!
|
Проверка домашнего задания. | 3 мин | -Что было задана на дом? - Открыли учебник и повторите правило. | - Выучить правило. Ученики работают с учебником. |
Работа по теме урока. | 3мин | 1.Загадка. Тебе дано, а люди пользуются (Имя) - Прочитайте на доске имена. Миля Тома Надя Ада Лена Мила Тима Нюра Аля Лёня Маша Толя Неля Ася Лиина Маня Таня Нина Аня Лида
- Какие имена вы услышали впервые? - Запишите их в тетрадь.
- Ребята, имя человеку присваивается при рождении, а как человек получает отчество? (От имени своего отца) | Дети отгадывают загадку. (Имя). Дети читают имена. Дети делают вывод, что имена людей пишутся с большой буквы. Имена людей – это имена собственные. Записывают их в тетради. - От имени своего отца. |
Работа по карточкам | 3 мин | - У вас на партах лежит карточки. Образуйте отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир. Николай- Николаевич, Николаевна Пётр- Петрович, Петровна Владимир- Владимирович, Владимировна. Обменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли вы написали отчества. Отчества бывают женскими и мужскими. -А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии? - Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.
| Дети образуют отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир. Николай- Николаевич, Николаевна Пётр- Петрович, Петровна Владимир- Владимирович, Владимировна. Дети делают вывод, что отчества людей пишутся с большой буквы. Отчества людей – это имена собственные. Дети получают новую информацию и тем самым углубляют свои знания. |
Игра «Придумай фамилию» | 3мин | - Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию. а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий? (Петров, Васильев) б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара? (Кузнецов, Гончаров) в) Какую фамилию могли дать с большой бородой? (Бородин) г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк? - С какой буквы надо писать фамилии людей? - Назовите своё имя, отчество, фамилию. Запишите это в тетрадь.
| У детей развивается мышление, внимание, речь. Дети записывают своё ФИО. Делают вывод, что ФИО пишутся с большой буквы т.к. ФИО – это имена собственные. |
Чтение стихотворения учителем.
| 2мин | Жили – были дед да баба с маленькою внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была собачонка Мурка. А ещё два козла Сивка да Бурка. - Почему вы улыбались? (Здесь поэт перепутал все клички) - Давайте наведём порядок. - Почему только кошке можно дать кличку Мурка? - Кого называют Бурёнкой? - Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? - Клички каких животных вам известны? Как надо писать клички животных? (Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.) | -Здесь поэт перепутал все клички. Дети отвечают на вопросы и наводят порядок в стихотворении. Дети называют клички животных. И делают вывод, что клички пишутся с большой буквы т.к. кличка – это имена собственные. |
Физ. минутка | 1мин | | |
Работа со словами – географическими названиями. Работа с учебником.
| 5мин | Откройте учебник. - Ребята, о чём вам говорят данные слова:
(Это географические названия) - С какой буквы написаны слова? (все географические названия пишутся с большой буквы) - Что мы имеем ввиду, когда говорим – географические названия? (Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей, океанов, островов, озёр. Всё это имена собственные) Напишите в один столбик названия городов нашей Родины, в другой – названия рек и озер, которые Вам известны.
| Работа с учебником. Читают задания. - Это географические названия -Все географические названия пишутся с большой буквы. -Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей, океанов, островов, озёр. Всё это имена собственные Дети работают самостоятельно. |
Письмо под диктовку с комментированием. | 5мин | Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Летом мы отдыхали на Чёрном море. Город Москва – столица нашей Родины. | Дети по очереди комментируют письмо предложений и записывая их на доске и в тетради. |
Работа по развитию речи.
| 5мин | - Составить рассказ устно по вопросам. а) Как тебя зовут? б) Какая у тебя фамилия? в) В каком городе ты живёшь, на какой улице? г) Как зовут твоего папу, твою маму? г) Какие реки протекают в нашем городе?
| Дети составляют рассказ по вопросам. |
Домашнее задание. | 2мин | - Записать ответы на вопросы в тетрадь. | |
Рефлексия | 2 мин | Я узнал … Я научился … Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения. |
Итог урока | 2 мин | Выставление оценок. | |