kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. Большая буква в именах собственных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;
  • Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.
  • Учить решать проблемные задачи.
  • Закреплять ранее изученный материал;
  • Обогащать словарный запас, развивать речь;
  • Развивать мышление, внимание, речь учащихся
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок закрепление

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Большая буква в именах собственных»

МБОУ БГО СОШ № 12



















Большая буква в именах собственных

(закрепление).

урок русского языка, 2 класс
















Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.







г. Борисоглебск

Цели урока:

  • Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;

  • Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

  • Учить решать проблемные задачи.

  • Закреплять ранее изученный материал;

  • Обогащать словарный запас, развивать речь;

  • Развивать мышление, внимание, речь учащихся

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.



Тип урока: урок закрепление



Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.



Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

- Ребята, сегодня класс отправляется Страну больших букв


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу.

Орфографическая минутка

1 мин

- Посмотрите на доску и скажите, что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза?

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов. Дети читают и делят слово. Их здесь всего три.

Каллиграфическая минутка

2 мин

Запишите в тетрадь это предложение. - Что надо помнить, чтобы правильно написать?

(Начало пишу с большой буквы, если предложение повествовательное, в конце предложения ставлю точку.)

Анализируют конструкцию письменных букв. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают предложение. Страна больших букв.

Актуализация опорных знаний

1мин

Сегодня на уроке класс отправляется в страну больших букв. Нам предстоит обобщить правило написания слов с большой буквы


Зрительно – слуховой диктант.

4 мин

- Давайте прочитаем стихотворение Измайлова и подумаем, в каких строчках заключена главная мысль.


Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!


- В каких строчках заключена главная мысль?
- Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны знать всегда.

Один ученик читает в слух. Остальные читают глазами. И находят строчки заключающую главную мысль?

(Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.)









Дети читают и находят, что обязаны знать всегда.

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Проверка домашнего задания.

3 мин

-Что было задана на дом?

- Открыли учебник и повторите правило.

- Выучить правило.

Ученики работают с учебником.

Работа по теме урока.

3мин

1.Загадка.
Тебе дано, а люди пользуются

(Имя)
- Прочитайте на доске имена.

Миля Тома Надя Ада Лена
Мила Тима Нюра Аля Лёня
Маша Толя Неля Ася Лиина
Маня Таня Нина Аня Лида

- Какие имена вы услышали впервые?
- Запишите их в тетрадь.

- Ребята, имя человеку присваивается при рождении, а как человек получает отчество?

(От имени своего отца)


Дети отгадывают загадку. (Имя).


Дети читают имена.

Дети делают вывод, что имена людей пишутся с большой буквы. Имена людей – это имена собственные.

Записывают их в тетради.


- От имени своего отца.


Работа по карточкам

3 мин

- У вас на партах лежит карточки. Образуйте отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

Николай- Николаевич, Николаевна

Пётр- Петрович, Петровна

Владимир- Владимирович, Владимировна.


Обменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли вы написали отчества. Отчества бывают женскими и мужскими.

-А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
- Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.

Дети образуют отчества от следующих имен Николай, Пётр, Владимир.

Николай- Николаевич, Николаевна

Пётр- Петрович, Петровна

Владимир- Владимирович, Владимировна.


Дети делают вывод, что отчества людей пишутся с большой буквы. Отчества людей – это имена собственные.





Дети получают новую информацию и тем самым углубляют свои знания.

Игра «Придумай фамилию»

3мин

- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий?
(Петров, Васильев)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара?
(Кузнецов, Гончаров)
в) Какую фамилию могли дать с большой бородой?
(Бородин)
г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк?


- С какой буквы надо писать фамилии людей?

- Назовите своё имя, отчество, фамилию. Запишите это в тетрадь.


У детей развивается мышление, внимание, речь.









Дети записывают своё ФИО. Делают вывод, что ФИО пишутся с большой буквы т.к. ФИО – это имена собственные.

Чтение стихотворения учителем.

2мин

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка.
А ещё два козла Сивка да Бурка.


- Почему вы улыбались?

(Здесь поэт перепутал все клички)
- Давайте наведём порядок.
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
- Кого называют Бурёнкой?
- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?
- Клички каких животных вам известны?
Как надо писать клички животных?


(Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)






-Здесь поэт перепутал все клички.



Дети отвечают на вопросы и наводят порядок в стихотворении.



Дети называют клички животных. И делают вывод, что клички пишутся с большой буквы т.к. кличка – это имена собственные.

Физ. минутка

1мин



Работа со словами – географическими названиями. Работа с учебником.

5мин

Откройте учебник.

- Ребята, о чём вам говорят данные слова:

(Это географические названия)
- С какой буквы написаны слова?
(все географические названия пишутся с большой буквы)
- Что мы имеем ввиду, когда говорим – географические названия?
(Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

океанов, островов, озёр.
Всё это имена собственные)

Напишите в один столбик названия городов нашей Родины, в другой – названия рек и озер, которые Вам известны.

Работа с учебником.

Читают задания.


- Это географические названия

-Все географические названия пишутся с большой буквы.


-Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей,

океанов, островов, озёр.
Всё это имена собственные


Дети работают самостоятельно.



Письмо под диктовку с комментированием.

5мин

Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Летом мы отдыхали на Чёрном море. Город Москва – столица нашей Родины.

Дети по очереди комментируют письмо предложений и записывая их на доске и в тетради.

Работа по развитию речи.

5мин

- Составить рассказ устно по вопросам.
а) Как тебя зовут?
б) Какая у тебя фамилия?
в) В каком городе ты живёшь, на какой улице?
г) Как зовут твоего папу, твою маму?
г) Какие реки протекают в нашем городе?


Дети составляют рассказ по вопросам.

Домашнее задание.

2мин

- Записать ответы на вопросы в тетрадь.


Рефлексия


2 мин

  • Я узнал …

  • Я научился …

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.


Итог урока

2 мин

Выставление оценок.




Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока»

Большая буква в именах собственных Составила: Гаврилина Л.В. Учитель нач. классов

Большая буква в именах собственных

Составила:

Гаврилина Л.В.

Учитель нач. классов

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ   Что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза?

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

Что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза?

Буква обычная выросла вдруг,  Выросла выше всех букв – подруг.  Буква расти не сама захотела,  Букве поручено важное дело.  Ставится буква у строчки в начале,  Чтобы начало все замечали.  Имя, фамилия пишутся с ними,  Чтобы заметней им быть и виднее,  Чтобы звучали громко и гордо  Имя твоё, имя улицы, города.  Буква большая – совсем не пустяк!  В букве большой уважения знак!

Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с ними, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!

Миля Тома Надя Ада Лена  Мила Тима Нюра Аля Лёня  Маша Толя Неля Ася Лиина  Маня Таня Нина Аня Лида Какие имена вы услышали впервые?  - Запишите их в тетрадь.

Миля Тома Надя Ада Лена Мила Тима Нюра Аля Лёня Маша Толя Неля Ася Лиина Маня Таня Нина Аня Лида

Какие имена вы услышали впервые? - Запишите их в тетрадь.

А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии? Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.

А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?

Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой.  Кошку рыжую свою называли Жучкой.  А Хохлаткою они звали жеребёнка.  А ещё была у них курица Бурёнка.  А ещё у них была собачонка Мурка.  А ещё два козла Сивка да Бурка.     - Почему вы улыбались?   - Давайте наведём порядок.

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была собачонка Мурка. А ещё два козла Сивка да Бурка. - Почему вы улыбались? - Давайте наведём порядок.

Составить рассказ устно по вопросам. а) Как тебя зовут?  б) Какая у тебя фамилия?  в) В каком городе ты живёшь,  на какой улице?  г) Как зовут твоего папу, твою маму?  г) Какие реки протекают  в вашем городе?

Составить рассказ устно по вопросам.

а) Как тебя зовут? б) Какая у тебя фамилия? в) В каком городе ты живёшь,

на какой улице? г) Как зовут твоего папу, твою маму? г) Какие реки протекают

в вашем городе?

молодцы

молодцы

Источники:

Источники:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык. Большая буква в именах собственных.

Автор: Гаврилина Любовь Владимировна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок-путешествие по русскому языку "Большая буква в именах собственных", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_puteshestvie_po_russkomu_iazyku_bolshaia_bukva_v_imenakh_sobstvennykh_3_kla"
    ["file_id"] => string(6) "504437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553450297"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока  "Большая буква в именах собственных." 1класс. ПНШ."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh-1klass-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "264864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449776106"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока  "Большая буква в именах собственных." 1класс. ПНШ."
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh-1klass-pnsh-1"
    ["file_id"] => string(6) "264865"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449776113"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "презинтация для урока по русскому языку "Большая буква в словах""
    ["seo_title"] => string(70) "priezintatsiia_dlia_uroka_po_russkomu_iazyku_bol_shaia_bukva_v_slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "344580"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474300438"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка: "Большая буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "247657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446611821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства