Урок-путешествие по русскому языку "Большая буква в именах собственных", 3 класс
Урок-путешествие по русскому языку "Большая буква в именах собственных", 3 класс
Урок по русскому языку «Большая буква в именах собственных»
в 3 классе,
новые образовательные стандарты.
Урок разработан учителем начальных классов Ивашкиной Л.В.
Тема урока: «Большая буква в именах собственных»
Цель урока: формирование обобщённого понятия «имена собственные».
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Учить правильно записывать имена собственные, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
Формирование познавательных БУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений.
Воспитательные:
Формирование личностных БУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
Формирование коммуникативных БУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.
Оборудование.
Компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по русскому языку "Большая буква в именах собственных", 3 класс»
Урок по русскому языку «Большая буква в именах собственных»
в 3 классе,
новые образовательные стандарты.
Урок разработан учителем начальных классов Ивашкиной Л.В.
Тема урока: «Большая буква в именах собственных»
Цель урока: формирование обобщённого понятия «имена собственные».
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Учить правильно записывать имена собственные, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
Формирование познавательных БУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений.
Воспитательные:
Формирование личностных БУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
Формирование коммуникативных БУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.
Оборудование.
Компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.Прозвенел звонок, начинается урок!
Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №1)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.
На дворе стоит весна,
Вся сиянием полна.
Повернем мы все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все в конец,
Подарите вы гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко. Занимайте свои места. У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.
Урок «Закрепление»
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
II. Актуализация знаний.
Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
— Пальчиковая гимнастика.
— Минутка чистописания.
1 строка. На доске записана последовательность Дд Ддд Дддд …, её необходимо продолжить.
2 строка. Имена учащихся класса Дима Денис Данил дети. Какое слово лишнее? Почему? С какой буквы пишутся имена? (С большой, прописной, заглавной).
3 строка. Запишите пословицу. Делу время – потехе час. Объясните смысл, найдите в словах знакомые орфограммы.
III. Постановка темы урока.
Цель: учить формулировать тему урока, соотносить мотив деятельности с целью.
1.- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.
-А хотите отправиться в путешествие?
Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились, друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок.
(Паровоз)
— Верно. Паровоз.
— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.
— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо .
— Скорее в путь, мои друзья.
2. Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)
- Сегодня мы отправимся в путешествие.
Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ)
- Попробуйте назвать тему нашего урока
(Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».)
Сегодня на уроке предстоит …:
-уточнить представления об именах собственных
- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
IV. Работа по теме урока.
-Послушайте стихотворение об употреблении имён собственных. Я вам его прочитаю, а вы внимательно послушайте и попробуйте запомнить, о каких правилах употребления заглавной буквы говорится в этом стихотворении?
Имена, фамилии,
Клички, города-
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Тула и Москва.
1. - А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы).
- А что общего у всех букв волшебного леса? (Все они Большие).
- Как по-другому называется большая буква? (Заглавная, прописная).
_ Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах (Пишутся в начале предложений. С большой буква пишутся имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия улиц, городов, стран)
Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова. (Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока: Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.
-Прочитайте ещё одно стихотворение и подчеркните большую букву в именах собственных.
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа, и Андрей!
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте!
-Соберите из слогов имя и запишите его.
(ша,Са) нарисовал море.
(На,ша,та) нарисовала цветы.
2. Проблемный вопрос Коллективная работа (устно).
- Какой вопрос беспокоит НЕЗНАЙКУ?
- Чем различаются слова? (Написаны одинаково, но одно слово с маленькой буквы, а другое с большой и значение у них разное - название предмета и имя собственное)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?
(Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные (предметы) – они пишутся со строчной буквы.
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
- Составьте предложение с из слов. (Устная работа.)
Роза, подружки, У, розы, моей, замечательные.
У моей подружки Розы замечательные розы.
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.
Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.
Моего учителя зовут михаил.
- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?
- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество.
Работа в парах.
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).
- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
— Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.
Итак, давайте узнаем отчества наших героев.
Если папу Маши зовут Леонид, то она …. МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он….. ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.
V. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
4. - В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХБУКВ обитают разные животные.
Познакомьтесь с ними
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.
Игра «Путаница»
А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду)
кошка Жучка
собака Мурка
корова Горлач
конь Буренка
петух Ветерок
-Почему этим животным дали такие клички?
(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.
Петух громко кричит, поэтому Горлач.
Кошка громко мурлычет – Мурка.
Буренка – бурого цвета)
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
1 ряд. Задорно лает … Барбос
2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
3 ряд. На дворе мычит … Белянка Проверка работы.
7. Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Донецке). Наш интернат находится на улице (Некрасова)
VI. Закрепление.
Цель: закрепить полученный способ действия, показать практическую значимость материала.
-Собери предложение и подчеркните большую букву в именах собственных.
Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик жили в деревне Простаквашино.
- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.
Если мы разгадаем сказочный кроссворд , то узнаем что означают имена некоторых сказочных героев.
"В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм).
Мальчик – луковка
Он в Италии родился,
Он своей семьей гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надежный верный друг. (Чиполлино)
Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло (Буратино) итал. buratino – кукла
Мультперсонаж,имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть. (Чебурашка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …. (Снегурочка).
6) Девочка с голубыми волосами.
Она дружила с самим Буратино
Зовут ее просто, ребята, …..(Мальвина).
7) Она красива и мила
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
VII. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема): имена - отчества- фамилии- клички животных- названия городов, стран, улиц, рек
- Что интересного вы узнали об именах?
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
- Чем запомнился сегодняшний урок?
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я:
узнал, у меня получилось, меня удивило, было трудно, было интересно, теперь я умею…
Рефлексия.
В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом. Давайте теперь оценим своё настроение при помощи изображения солнышка (жёлтое, с облачком).
Покажите мне своё настроение. Я очень рада. (Если у кого-то с тучкой, то такие случаи оговариваются отдельно).
Оценки – солнышки.
Вот и закончилось наше путешествие. Но оно обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.
Вы очень хорошо поработали. На память об этом путешествии Паровозик дарит вам раскраски и медальки.
Раскрасьте ободок медальки покажите свое отношение к уроку.