Русское народное творчество. Сказка "Гуси-лебеди"
Организационный момент.
Постановка цели урока:
– Какие виды сказок, мы с вами знаем?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…
- Снежная буря (Вьюга)
- Глаз (Око)
- Неправда (Ложь)
- Временное легкое жилище (Шалаш)
- Непоседа (Егоза)
- Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
- Потоп (Наводнение)
- Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
- Пища (Еда)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
– Какое слово получилось? (Волшебные)
– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.
– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)
– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
Изучение нового материала.
1. Первичное чтение.
словарная работа.
- Кликать – громко звать;
- Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
- Веретено – используется для прядения
- Устьице – выходное отверстие у печи.
2. Первичная проверка понимания.
– Понравилась сказка?
– Что в сказке было волшебного?
– Назовите героев сказки.
– Что же случилось у сестрицы?
– Был ли у неё план спасения братца?
– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
– Помогли они в поиске? Почему?
– Почему она не стала ничего кушать?
– Где она нашла своего братца?
– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
– Кто потом помогал им добраться до дома?
– Как закончилась сказка?
3. Составление плана сказки.
– На сколько частей можно разделить текст?
– о чем расскажите в 1 части и озаглавим ее.
- Потеря брата.
- Поиск.
- В избушке у Бабы Яги.
- Возвращение домой.
Анализ сказочных примет.
– По каким признакам можно определить, что это сказка?
а) зачин;
б) волшебные предметы;
в) троекратный повтор;
г) борьба добра и зла;
д) добро побеждает зло;
е) концовка.
Работа над пословицами.
– выберите те, которые подходят к сказке «Гуси-лебеди» Глаза боятся, руки делают.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Красна птица перьями, а человек - знанием.
Итог урока.
– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?
– Какие волшебные предметы в ней встречаются?
– Какой троекратный повтор есть в сказке?
– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
Домашнее задание:
Подготовиться к пересказу сказки по ролям.
Тест по русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Фамилия_________________________
1.Куда уехали отец с матерью?
А) в гости В) на рынок Б) на работу Г) в лес за грибами
2.Что велели сделать родители дочке, когда уезжали?
А) Иди, погуляй! В) Не ходи со двора! Б) Помой посуду! Г) Уберись дома!
3.Куда посадила девочка брата?
А) на лавочку В) на лужок Б) на травку под окошко Г) дома у окошка
4. Что произошло с братом?
А) унесла Баба – Яга В) унесли гуси – лебеди Б) убежал в лес Г) унёс Змей Горыныч
5. Что повстречала девочка после печки?
А) грушу В) берёзку Б) сливу Г) яблоньку
6. Какой пирожок предложила печка съесть девочке?
А) вкусный В) с яблоками Б) ржаной Г) пшеничный
7. Какие берега были у речки?
А) кисельные В) шоколадные Б) молочные Г) сахарные
8. Что делал брат в избушке Бабы – Яги?
А) кормил мышку В) играл с яблочками Б) играл с кошкой Г) плакал
9. Кто помог сестре с братом убежать от Бабы – Яги?
А) кошка В) собака Б) мышка Г) родители
10. Кто не помогал сестре с братом спрятаться от гусей – лебедей?
А) речка В) печка Б) кусты Г) яблонька
11. С поступком кого можно соотнести пословицу: «Не дорого начало, а дорог конец»?
А) гусей – лебедей В) брата Б) мышки Г) сестры