Организация рефлексии на уроках в начальных классах.
В основе реализации основной образовательной программы начальной школы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает, получение результата только при наличии обратной связи. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
В словаре С.И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни ребенка связано, прежде всего, с рефлексией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе» »
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно знать, каким должен быть результат урока.
Однако существует проблема:разногласия между требованиями стандарта и реальной образовательной практикой по вопросу формирования рефлексии на уроках в начальной школе.
В основе реализации основной образовательной программы начальной школы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает, получение результата только при наличии обратной связи. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
В словаре С.И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни ребенка связано, прежде всего, с рефлексией.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе; а также при изучении новой темы, в конце учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
При изучении настроения и эмоционального состояния можно использовать различные изображения:
«Смайлики» (показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального).
«Букет настроения» (В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой»).
«Дерево чувств» (Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного);
«Солнышко и тучка» (В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если плохое то тучку)
В свой работе я тоже использую упражнения Смайлики, Солнышко и тучка.
Применяю вот такие карточки в конце урока, каждому ребёнку предлагается нарисовать лучики к тому солнышку, какое у него настроение после пройденного урока.
В тетрадях учащимся предлагается нарисовать личико с тем настроением, какое у него оно на данном этапе.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием:
«Лестница успеха» Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны нарисовать человечка на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.
"Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Эта методика доктора медицинских наук Кембриджского университета Эдварда де Боно) он использует таблицу +, -, И.
Я использую этот прием немного по- другому. Дети( в 3-4 классе) за время урока оценивают на каждом этапе урока, каждое упражнение, в зависимости от понимания выполненного. В конце урока ребёнок посчитывает количество + и _.
И уже может оценить себя в уроке.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Роза ветров»
Очень часто в конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения: После урока мне захотелось…";"Было интересно…";"Было трудно…";"Я понял, что…";"Теперь я могу…".
В своей же работе я использую карточки, в конце урока детям даются карточки с заданием:
3) Рефлексия содержания учебного материала.Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
«Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
В этом приёме рефлексии, я использую вот такие карточки с заданием:
Карточка № ___________
Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.
В конце изучения пройденных тем, учащиеся заполняют таблицу на понимание данной темы. По таблице я вижу, с кем из детей нужно позаниматься дополнительно по той или иной орфограмме. И дети видят свой результат.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.