Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет. Мимика и жесты»
Речевой этикет
4 класс
Учитель: Милова С.Р.
Тема урока: Мимика и жесты
Цель. Познакомить и отработать понятия: мимика, жесты; сформировать навыки, способствующие адаптации в социальной среде – в общении; воспитывать сострадание, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование:
Видеоролик, презентация, цветные карандаши, презентация, иллюстрация картин, где передается эмоциональное состояние, три картины большого формата для троих детей (те же ситуации).
I. Организационный момент.
- Ребята, к нам пришли гости. Поприветствуем их!
- Я думаю, что наши гости тоже рады встрече с вами
1. Введение в тему. Видеоролик.
- Я предлагаю вашему вниманию видеоролик.
Просмотр видеоролика
- Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)
2. Работа над новой темой
- Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Наши глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.
- И сейчас мы узнаем, что такое мимика и жесты и на сколько важное значение в общении играют мимика и жесты.
Объяснение нового материала
И оказывается как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, а потом звуковой язык. А сейчас послушаем Лизу.
Когда - то гостей приветствовали хлебом и солью, и при этом кланялись, этим самым показывали свое радушие. Офицеры звонко щелкали каблуками и роняли словно подрубленную голову на грудь, когда здоровались с дамой, а дамы в свою очередь приседали в глубоком реверансе.
В аристократических кругах существовал язык жестов, который осуществлялся с помощью веера. Закрывающийся веер обозначал сомнение, закрытый - отрицание; полностью открытый - безоговорочную любовь.
А как было в других странах нам сообщит Максим. Китайцы в прежние времена встречая друга или знакового пожимали руку самому себе. У японцев для приветствия используются 3 вида поклона: самый низкий” средний и легкий. Чем ниже поклон, тем важнее человек. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга.
Саша расскажет о том, что не во всех странах одинакова культура жестов. Если в нашей культуре, показывают большой палец вверх, у тебя всё отлично, то в Болгарии наоборот, у тебя всё плохо, в Германии знак цифры 1.
Так же движения головой при согласии в Болгарии так же наоборот. «Хорошо» или «отлично», «ОК»в Беларуси, США, России, но «Один» во Франции, «Оскорбление» в Иране.
А теперь пусть каждый из Вас подумает и вспомнит, приходилось ли Вам самим пользоваться жестами в жизни? - Да - Здороваемся рукопожатием. - В транспорте если встречаемся и оказываемся в разных концах, здороваемся кивком головы. - А нашей повседневной жизни, вспомним, где используют язык жестов? - Дирижеры, автоинспекторы, в балете. - Люди глухонемые общаются жестами.
Риторические задачи. Работа в парах.
У:- Я предлагаю вам выполнить такое задание:
1 ряд: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуете друг друга, используя жесты.
(Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга)
2 ряд: Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость жестами.
(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)
3 ряд: Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут?
(помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия).
- Молодцы! У Вас очень хорошо получилось, а теперь попробуем сформулировать, что такое жест. Движение рукой или другое телодвижение, что-то, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называется жестом. (Работа в тетради)
Как мы выяснили, что все пользуются жестами, но тем не менее при пользовании жестами следует проявлять сдержанность, спокойствие, соблюдать дистанцию, уметь приносить извинения за неосторожное движение, ориентированность в выборе места.
- А теперь каждый из Вас посмотрит на свою фотографию, которую Вы заранее подготовили к сегодняшнему уроку. И вспомнит свое настроение которое было во время фотографирования Рассмотрите фотографии и скажите, чем они похожи?
Д:- У них у всех есть глазки, брови, носик, ротик)
У:- А чем они отличаются?
Д:- Ротик и глазки разной формы, брови в разном положении)
У:- Какое настроение на первой фотографии?
Д:- Радость.
У:- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице?
У:- Представьте, что вам поставили десятку. Покажите посредством мимики ваше выражение лица. Это радость.
- Рассмотрите вторую фотографию. Что вы замечаете?
Д:- Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх.
У:- Это грусть. Представьте, ваш телефон сломался. Покажите, как вы грустите.
- На третьей фотографии, что мы видим?
Д:- Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт.
У:- Это удивление. Представьте, вам в окно влетел попугай. Покажите ваше удивление.
- Четвёртая фотография. Опишите её.
Д:- Рот приоткрыт, глаза большие, брови приподняты.
У:- Это страх. Представьте, что к нам в класс вошёл огромный лев! Он идёт прямо к вам! Покажите, как вы на это реагируете, только с помощью мимики.
Я даю на выбор ситуацию, а желающий поднимает руку. 1. Я чувствую не вкусно, не приятно. (Соленый чай) 2. Выражение боли. (Болит живот) 3. Выражение радости. (Вам предлагают Ваши любимые конфеты) - Правильно, а сейчас попробуем сформулировать, что же такое мимика? Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие душевное состояние человека. - А отсюда Вам следует вспомнить, а жесты и мимика взаимосвязаны или нет, дополняют друг друга, - Да. - Действительна так. Вывод. Жесты идут параллельно с мимикой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга
Работа с рисунками А сейчас каждый очень внимательно посмотрит в свои листочки, (весь материал заранее разложен на краю парт) где схематические рисунки эмоциональных состояний детей.
- Возьмите цветные карандаши и раскрасьте схематические лица, а так же подпишем, что выражает каждое лицо напротив цифры. Например: радость.
Итог : Мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной; чтобы нас понимали, и общаться с нами было легко.