Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №45»
Урок русского языка
«Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
1 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ларионова Светлана Борисовна
г. Саратов, 2018
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Тема урока:Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Цель урока:способствовать формированию в памяти учащихся этикетных слов и слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?».
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; составлять звуковые модели слов в ходе практической работы.
Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопрос «кто?»), оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД:учитьсяслушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД: осознают значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?!
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
- Что вы пожелали гостям? (Здоровья.)
- А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
2. Введение в тему урока.Целеполагание урока.
- Сегодня на урок к нам пришел гость. А что это за гость, вы узнаете, отгадав загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (лиса). Лисичка принесла с собой слова. (Спасибо, привет, извините, пока. Кто? Что?) Прочитайте их и подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
3. Чистописание
- Лисичка приготовила для вас несколько заданий.
1. Запись числа.
2. Чистописание.
- Прочитайте задание. Как вы поняли, что надо сделать?
- Анализ задания на первой (второй) строчке.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, сегодня утром в классе я обнаружила рассыпанные слоги. Мне кажется, что их потеряла лисичка. Вот они. Соберите, пожалуйста, слова и запишите их на следующую строчку в тетрадь. (Спасибо, привет, извините.)
- Как сказать одним словом, какие вы записали слова?
- Какие слова мы называем вежливыми?
- С какой целью люди используют в своей речи этикетные слова?
5. Работа по учебнику . с. 20
1)Давайте подумаем.
- Рассмотрите первую картинку. Подумайте, как сказать другу, что вещь чужая и мальчик не может её отдать?
2) Упр. 2 с. 21
- Какие слова выделены в тексте? Как их называют?
6. Физминутка.
7.Закрепление изученного материла.
- А пока мы с вами отдыхали, лисичка увидела свой дом в лесу и убежала. Даже не попрощалась.
- Ребята, а какое вежливое слово должна была сказать гостья?
- Давайте зададим вопрос к слову лисичка.
- Почему лисичка отвечает на вопрос «кто?»
- А какие вопросы можно задать к остальным словам упражнения ?
(Упражнение на листочках)
Задай вопрос к каждому слову. Запиши вопросы.
- Скажите, какие слова отвечают на вопрос «кто?», какие на вопрос « что?»
- Перечислите смысловые группы слов, отвечающих на вопрос «кто?».
Дети в парах обсуждают постановку вопросов к словам устно, затем письменно при работе по карточкам, записывают самостоятельно с последующим взаимоконтролем.)
8.
Дополнительная работа - упражнение6 с. 19.
О каких словах мы сегодня говорили?
Для чего нужны вежливые слова?
Эти слова делают всех людей добрыми.
- Повторение алгоритма списывания (использование памятки «Порядок действий при списывании»), проставление в словах ударения, подчеркивание «опасных» мест в словах не __ должны, расходиться.
9. Итог урока.
О каких словах мы сегодня говорили?
Для чего нужны вежливые слова?
Какие слова отвечают на вопрос «кто?»
Какие слова отвечают на вопрос «что?»
10. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.