Развивающие функции методов обучения в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)
Развивающие функции методов обучения в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)
Данный материал представляет собой накопленный опыт учителя начальных классов общеобразовательной школы по теме "Развивающие функции методов обучения". Педагог рассматривает общую классификацию методов обучения, большое внимание уделяет развивающим методам обучения. Учитель предлагает некоторые формы организации познавательной деятельности учащихся, говорит об эффективности активных форм и методов обучения, останавливается на значении творческих заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающие функции методов обучения в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов) »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
Развивающие функции методов обучения
(из опыта работы учителя начальных классов)
Федосеева Людмила Алексеевна, учитель начальных классов
Развивающие функции методов обучения
(из опыта работы учителя начальных классов)
Важнейшими функциями методов обучения является развитие речи учащихся, обогащение её словарного запаса, усиление коммуникативности, развитие выразительных средств языка.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. Важно иметь в виду, что, во – первых, в методах обучения в прямой или скрытой форме, но обязательно проектируется познавательная деятельность учащихся, методы обучения – это сочетание методов преподавания и учения. Методы познавательной деятельности учащихся к методам учения, обеспечивающим усвоение учебного материала и общее развитие ребёнка. Они подразделяются на репродуктивные и продуктивные. В этом тандеме определяющую роль играют методы учения, ибо они составляют цель обучения и с их помощью обеспечивается усвоение содержания учебного материала.
Классификация методов обучения.
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтаксический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
По характеру движения от мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.
«Развивающая функция метода в современной школе – это функция многосторонняя, она выражается в последовательном развитии качества знаний ученика, и в постоянном усложнении и развитии его умений, операций и способов деятельности, и в обогащении его познавательных процессов – внутреннего выражения его учебных действий». Многообразие методов должно образовываться на основе сочетания в процессе обучения различных психических функций. Так, если учитель на уроке, используя соответствующие формы организации познавательной деятельности учеников, применяет методы или приёмы, возбуждающие эмоциональные переживания, вводит приёмы, способствующие конкретизации знаний, упрочению умений, опирается на работу воображения, упражняет способности памяти, воздействуя на целостную личность учащегося, - он рационально использует многообразие методов, ставя и познавательный, и трудовой процессы в наивыгоднейшие условия. Такое многообразие не утомляет, не распыляет энергию учеников, а связывает воедино активность психических функций, экономит рабочие усилия. Главное назначение такой «разнообразной системы» состоит в том, что она позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал, увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они ни подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлён вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства.
Формы организации познавательной деятельности – это разновидности взаимодействия обучающихся и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Использование активных форм и методов обучения.
Известно, что 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребёнку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы.
УСПЕХ. Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
УДИВЛЕНИЕ. Придя в школу, ребёнок вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывают» новые для себя знания, являются исследователями окружающего мира.
УВЕРЕННОСТЬ. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. Использование принципа «мини- макси» (объём знаний даётся по максиму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение», - говорю я детям. Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.
Основной задачей уроков русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Иногда слово учителя, объяснение может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Очень полезны игры – соревнования, например:
«Аукцион». Подобрать как можно больше слов по схеме.
За (приставка), корень, а, Л (суффиксы) . а (окончание). Активность детей: в отведённое время они подбирают по 20 – 25 слов.
«Конкурс» - кто больше подберёт слов на изучаемое правило; кто больше подберёт синонимов, антонимов;
«Деловые игры»- воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по – новому. Класс делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В помощь учителю выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовать работу групп. Учитель ставит перед детьми задачу. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты ( одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя.
Уроки – семинары помогают учителю обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Учитель руководит подготовкой учеников к уроку – семинару, оказывает необходимую помощь в творческом решении той или иной задачи, предлагает группам нужную литературу, даёт поисковые задачи, учит работать со справочной литературой. На уроке группа после обсуждения выделяет выступающего по теме, учащиеся остальных групп задают вопросы, анализируют услышанное, дополняют. Уроки – семинары помогают развить монологическую речь.
Творческие задания с учётом дифференцированного подхода.
Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Хотя репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задания не могут быть решаемы только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающего элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебной процесс таких заданий приучает к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса. Одним из видов таких заданий являются задания на сравнение. Другим видом является группировка. Эти задания создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал вязи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале. Чтобы все ученики класса справлялись с заданиями на группировку, нужна определённая организация их выполнения, преследующая цель индивидуализации хода выполнения. Для этого учебные задания на группировку необходимо дифференцировать, варьировать по уровню трудности, которая была бы отражена в самой формулировке задания. Дифференцированная методика проведения заданий на группировку предполагает предъявление заданий по двум – трём разновидностям инструкции (РИ) и переход от начальной, более сложной формулировки задания к менее сложной, то есть снижение трудности для ученика, убывание степени самостоятельности.