Актуализация знаний. | 1. Я хочу прочитать слова Максима Горького о русском языке: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей » - Как вы думаете, почему он так сказал? - Верно, ведь словом можно выразить свои мысли и чувства, рассказать о происходящем и просто общаться с друзьями. - Вспомните, какие слова вы уже изучали? Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?(им. сущ., им. прил., глагол) - Что можно составить из слов? Прочитайте предложение. Интересные сказки читают дети. (запись на доске) Спишите. - Что вы написали? (предложение) - Что вы знаете о предложении? Состоит из слов. Слова связаны по смыслу. Первое слово пишется с большой буквы. В конце ставится знак препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак) Разбор предложения: - Как мы разбираем предложение? - С каких слов нужно начинать? ( С главных – грамматической основы.) - Сначала найдем грамматическую основу предложения: сказуемое и подлежащее. - Какое действие совершается в предложении? Какое слово называет действие? Поставим вопрос – (что делают?) Кто совершает действие? Поставьте вопросы от слова к слову. О ком говорится в предложении? Что дети делают? – читают. Дети читают – это грамматическая основа, связь показываем двумя стрелками. Подчеркнем их. (на доске схема обозначения подлежащего и сказуемого) Поставим вопрос к следующему слову. Как вы думаете, к какому? (интересные) – какие? Связь показываем стрелкой к тому слову, к которому ставится вопрос. | Отвечают на вопросы. Работа в тетрадях – записывают предложения. Ответы детей на вопросы. Работа в тетрадях. Ответы детей на вопросы. Работа в тетрадях. Разбор предложения. | Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД) |
Развитие умений – применение знания Работа с учебником Упр. 96 Упр. 97 | Коллективная работа Составьте предложение по схеме: кто? что сделала? какую? что? Лиса построила ледяную избушку. Запишите с комментированием. - Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. - Поставьте вопросы от слова к слову. Запишите ещё одно предложение с комментированием: Весной избушка растаяла. Выполните то же задание. Объясните, почему в первом предложении слово избушка не является подлежащим, а во втором – является. - Кто знает, что сделала лиса, когда у неё растаяла избушка? Кто же ему помог? Развивается умение отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки. Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров. – Какое действие названо в первом примере? – Составьте предложение по рисунку. – Кто пишет, производит действие? Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо. Девочка пишет (что?) письмо. – Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой. - А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет? - Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону. Работа с примером из другого столбика. – Какое действие названо в этом примере? – Кто его производит? Значит, шарик является действующим лицом. – Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.) – Покажите связь между действием и действующим лицом. – Как называются эти слова в предложении? – Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой. –Учащиеся могут выполнять эти задания в группах. (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам. П. Возможно дополнить задание: на доске изобразить схемы со стрелками: |_____ _______ __ _______. Зайчик прячется под деревом. | Конструируют предложения из слов с опорой на вопросы. Устанавливают в предложении действующее лицо или предмет. Работа в тетрадях. Работа у доски. Ответы детей: в 1 она не выполняет никаких действий, а во втором она (что сделала?) – растаяла) или (в первом предложении говорится о лисе, а во втором – об избушке) Лиса выгнала зайчика. Устанавливают в предложении действующее лицо или предмет. Ответы детей: пишет. Составляют предложение: Девочка пишет письмо. Ответы детей: Девочка. Работа в тетрадях. Ответы детей. Ответы детей: Вырвался. Ответы детей: Шарик. Работают в тетрадях предложение. Ответы детей: Грамматической основой, главными словами. Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах. Работают в группах. Записывают предложения в тетрадях. Строят схему предложения. | Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении. Развитие умения отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки. Развитие умения подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Развиваем умения извлекать информацию из схем (познавательные УУД) Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. (Личностные УУД) Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом (познавательные УУД) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами (коммуникативные УУД) |