1. Тема урока: Наречие
2. Место в учебном курсе: урок в 4 классе, раздел «Части речи (Морфология)»
3. Тип урока: урок открытия новых знаний
4. Задачи и цель:
Личностные – формирование учебно-познавательного интереса к изучению новой части речи - наречие; осознание значимости данного умения для передачи основной мысли предложения, для четкой постановки вопроса; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные – ученик научится выделять голосом логическое ударение; получит возможность научиться расставлять логическое ударение в предложении на основе знания понятия о нем
Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к способу постановки логического ударения на основе анализа предложения с выделением существенных признаков для правильного нахождения и расстановки логического ударения в предложении
5. Методические рекомендации:
Урок открытия новых знаний из раздела «Синтаксис и пунктуация» разработан по УМК «Школа России», построен с использованием элементов проблемно-диалогической технологии.
Мотивация обучающихся на учебную деятельность позволяет заинтересовать познавательным процессом, настроить на успешное выполнение задания, сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности. Словарная работа с использованием дидактической игры, дополнительных информационных источников активизирует познавательную деятельность обучающихся. Работа с предложением на этапе актуализации знаний выполняет пропедевтическую функцию для последующих этапов урока. Этап постановки темы и целей урока осуществляется посредством подводящего диалога. Групповая работа на этапе открытия новых знаний позволяет обучающимся самостоятельно сформулировать выводы, дать определение «логическому ударению». Парная работа на этапе первичного закрепления направлена на практическое применение полученных знаний. Рефлексия содержания учебного материала и деятельности позволяет ученикам оценить свою работу по заданным критериям.
Методы, используемые на уроке: метод постановки проблемных вопросов, частично-поисковый метод, побуждающего диалога, дидактическая игра, наглядный иллюстративный метод, метод работы с книгой, с дополнительными источниками.
Методические приемы: прием «зашифрованных» слов, орфографического проговаривания, составления алгоритма, сопоставления, «обратной» связи с использованием сигнальных карточек, «продолжите фразу…», предположения, консультирования, самооценки по заданным критериям.
Формы организации и работы: групповая, парная, фронтальная.
6. Оборудование и материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, магнитофон, презентация, аудиозаписи, карточки для групповой работы, карточки для парной работы, оценочные листы, сигнальные карточки, «Универсальные словари русского языка», учебники, тетради.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результаты: |
Организационный | Проверка готовности обучающихся к уроку: - Руки - … - Ноги - … - Локти - … - Спина - … | Проверяют готовность к уроку: - на месте. - на месте. - у края. - прямая. | Личностные: внутренняя позиция школьника |
Мотивационный | - Прочитайте пословицы. Какая из них наиболее актуальна для нашего урока? Почему? Без хлеба куска – везде тоска. Думай медленно, а работай быстро. Матушка весна всем красна. - Может ли данная пословица стать девизом нашего урока? - Оценить свою работу вы сможете с помощью оценочного листа по предложенным критериям. | (Слайд 1) Читают пословицы. - Думай медленно, а работай быстро. На уроке пригодится умение основательно думать, затем быстро выполнять задание. - Да, если будем понимать, осмысливать задание, то сможем выполнить его правильно и быстро. Рассматривают оценочные листы. (Приложение 5) | Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию (КУУД) |
Чистописание | - Запишите число, классная работа. Красиво запишите пословицу-девиз нашего урока. | (Слайд 2) Записывают число, классная работа и пословицу в тетрадь. | Метапредметные: проводить сравнение, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков (ПУУД) |
Актуализация знаний | - Выполните полный синтаксический разбор предложения. - Проверим работу. - Верно ли выполнено задание? | Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Ученик комментирует свою работу. Ученики показывают знак с помощью сигнальной карточки. | Метапредметные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, (ПУУД); оценивать правильность выполнения действия (РУУД) |
Постановка темы, целей | - В чем испытали затруднение при разборе? - Какой будет основной вопрос урока? - Название новой части речи узнаем с помощью игры «Шифровщик». Запишите транскрипцию слова по первым звукам предложенных слов: нарядный, оттуда, рядом, экран, читает, искренне, йогурт, эффектная. - Какое получилось слово? - Определите тему урока. - Запишите тему в тетрадь. - Обратимся к нашей группе слов. - Можете ли вы безошибочно выделить среди них наречия? - Каких знаний нам недостаточно, чтобы справиться с заданием без ошибок? - Какие цели поставим перед собой? | - Не смогли определить часть речи слов «медленно», «быстро». - Познакомиться с новой частью речи. Записывают транскрипцию по первым звукам предложенных слов. - Наречие. - Общие сведения о наречии. (Слайд 3) Записывают тему. Читают слова на слайде. - Трудно сказать. Можем и ошибиться. - Мы не знаем отличительные признаки наречия. - Узнать …что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает, как изменяется; - Научиться … находить наречия среди других частей речи; - Применять … наречия в своей речи для большей выразительности языка; - Развивать …; - Воспитывать … | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия , в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (РУУД); строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения (ПУУД): формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы (КУУД) |
Открытие новых знаний | - Проведем исследование по изучению новой части речи – наречие. - Что необходимо продумать перед любым исследованием? - Составим алгоритм. - Выполним исследование по предложенному алгоритму. Для этого распределитесь в группы. - Представьте результаты исследования согласно алгоритму. - Раньше слово «глагол» обозначало «речь». Поэтому «наречие» - это слово при речи, при глаголе, «приглаголие». - Сопоставим результаты нашего исследования с выводами учебника на с. 124 - Что можно сказать о проведенных нами исследованиях и выводах в учебнике? - Можем ли теперь безошибочно выделить наречия среди данной группы слов? - Образуйте и запишите словосочетания с наречиями. - Что помогло справиться с заданием? | - Составить план, алгоритм. (Слайд 4) 1. С каким словом связано наречие. 2. На какие вопросы отвечает. 3. Что обозначает. Распределяются в группы. Выполняют предложенное задание. (Приложение 1, 2) Представление работы групп. Читают правило в учебнике. - Результаты нашего исследования и выводы в учебнике совпадают. - Да. - Возвращался оттуда, рядом проживает, искренне раскаивалась. Записывают в тетрадь. - Новые знания о наречии. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы (РУУД); строить речевое высказывание в устной и письменной форме (ПУУД); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (КУУД) |
Физминутка | - Настало время немного отдохнуть. | Ученики под музыкальную аудиозапись выполняют движения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
Первичное закрепление | - Прочитайте предложения, с которыми работали в группах, еще раз. - Что можете сказать о данных предложениях? - Важна ли роль наречий в тексте? Почему? - Составьте и запишите 2-3 предложения о наступлении весны в нашем поселке: мини-зарисовку «Весна в Ростовке», используя наречия. - Прочитайте, что у вас получилось. - Весна в самом разгаре, до лета рукой подать. - Что значит, «рукой подать»? - Как называются устойчивые словосочетания с определенным лексическим значением? - Выполним работу в парах: замените фразеологизмы наречиями. В случае затруднения воспользуйтесь словарем. Первые три пары консультантов могут оказать помощь в случае затруднения. - Представьте результаты своей работы | (Слайд 5) Читают предложения. - Связаны по смыслу, поэтому, это текст. - Рассказывается о наступлении весны. - Да. Наречия обогащают нашу речь, делают ее более выразительной. Составляют и записывают предложения под аудиозапись «Звуки природы» Читают составленные мини-зарисовки «Весна в Ростовке». - Скоро наступит. - Фразеологизмы. Выполняют работу в парах, используя словарь. (Приложение 3) Консультанты оказывают помощь парам, испытывающим затруднение, при выполнении задания. Проговаривают фразеологизмы и наречия. | Личностные: позиция принятия «хорошего ученика»; Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД |
Домашнее задание | П: с. 124 1) с. 125 упр. № 5 2) найти 7 фразеологизмов, заменить наречием | Записывают домашнее задание. | Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия |
Итог урока | - С какой новой частью речи познакомились? - Достигли ли поставленных целей? | - Наречием. (Слайд 6) - Да. Узнали, что наречие обозначает признак, время, место или направление действия. Отвечает на вопросы как? каким образом? когда? где? куда? откуда? Наречие служит для выразительности речи. | Метапредметные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Рефлексия | Деятельности: - Что можете сказать о своей деятельности на уроке? ( у меня получилось …, теперь я могу …, в группе я работал(а) …, особенно мне понравилось …) Содержания учебного материала: - Оцените свою работу на уроке, используя оценочные листы. - Спасибо за урок! | (Слайд 7) Оценивают свою деятельность на уроке, продолжив фразу. Оценивают свою работу с помощью оценочного листа «Анкетирование» | строить речевое высказывание в устной и письменной форме (ПУУД); учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию (КУУД) |