Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия ( РУУД ):
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательныеуниверсальные учебные действия ( ПУУД ):
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Проводить сравнение;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия ( КУУД ):
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Контролировать действия партнера.
Вид урока: развивающий Оборудование: компьютер, проектор, схема, карточки, портфолио урока.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
–Ах! Какие хорошие дети! Настроение? Я думаю, что у нас с вами всё получится!
Обратите внимание, что на каждом столе находится портфолио урока. За каждое задание, вы будете ставить кол-во баллов в своём портфолио. В конце урока мы определим, насколько успешны вы были.
-Ребята, вы давно уже путешествуете по городу Речь. А живут в этом городе части речи. С некоторыми из них вы уже знакомы. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, акцентируя внимания на чувствах.
II.Работа по теме урока.
2.1.А теперь 1 задание.
-У каждого из вас на парте лежат схемы изученных вами частей. У нас сегодня праздник – новоселье, мы расселяем жителей по домам. Но помните, что каждый житель должен попасть только в свой дом.
ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
Предлоги Частицы Союзы
ИМЕНА
Существ. Прил. Числ. Глагол Местоим.
-Какие это части речи?
-На карточках записаны слова:
Зима, снежный, падает, мы, пять, не, под, и, ах.
-Расселить жителей по квартирам.
-Какие это части речи?
-Проверяем.
-Молодцы!
- А сейчас в портфолио поставьте баллы. Посчитайте: сколько вы верно вписали частей речи? от 0 - 8
-Какое слово осталось без дома?
-Почему? Можно задать вопрос? А изменить?
-Почему эта часть речи особенная?
-В конце урока мы с вами определим её отличие от всех других и узнаем об её функциях.
2.2.Работа в тетради.
-Открыли, записали дату, классная работа.
Положите, пожалуйста, ручку.
Просмотр отрывка мультфильма.
-Ребята, вы сейчас посмотрите отрывок из мультфильма. После просмотра вы должны назвать как можно больше слов, которые вы услышали.
Мультфильм. 2 минуты.
-Как звали главных героев?
- Какие ещё слова запомнили?
-Что выражают ?
- У вас на столе карточки: к словам левого столбика подберите слова в соответствии с чувствами и эмоциями, которые они обозначают.
АХ!
РАДОСТЬ
ОХ!
СТРАХ, СОЖАЛЕНИЕ
ЭЙ!
ПРИЗЫВ
УРА!
ВОСТОРГ
АЙ!
БОЛЬ
-Проверка.
Ответы детей. А) Выражающие чувства. Междометия выражают чувства. Б) Побуждают к действию.
Итог. Портфолио. Посчитайте. Кто верно определил 0-5,поставьте баллы.
-Кто запомнил, что обозначают эти слова? Чувства, эмоции.
-Назовите ещё раз, какие положительные из них? - Отрицательные?
Вывод. Эмоции бывают положительные и отрицательные.
-Слова, о которых мы сегодня будем говорить называются междометия.
- Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».
2.3.- Вернёмся к схеме и запишем.
-Что же выражают междометия?
-Чувства, но не называя их.
Физминутка!!!.
-Если услышите междометие, которое выражает добрые чувства – руки вверх и хлопок, если междометие, которое выражает отрицательные чувства – приседаем.
АХ,ОХ,ЭЙ,ОЙ,УРА,ОГО,УВЫ,УХ,ЗДРАВСТВУЙТЕ.
-Какое слово вам показалось необычным для междометия?
-ЗДРАВСТВУЙТЕ! Это этикетные междометия.
Чтобы выделить третью группу междометий обратимся к стихотворению О. Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором? - Как вы бы назвали эту группу? Добрые слова не лень, Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, всем, идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу, "С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!"- кричу я вслед, Всем, идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю, Всех, домой спешащих к чаю. Вывод: слова « здравствуйте», «спасибо», «до свидания» составляют третью группу – это этикетные междометия. Какие междометия вы можете добавить в эту группу? Приведите примеры (письменно)
3.Применение нового знания.
Работа с учебником с. 49 – правило!
-Закончи в рифму. Запиши, поставь знак.
Коль заблудишься в лесу - Закричишь: Ау-ау!
Обуял внезапно страх- Вырвалось невольно: -Ах!
Удаляли зуб больной - Застонал от боли: -Ой!
Если друг подвёл при всех- Ты ему с упрёком: -Эх!
Матч на первенство двора- Побеждаем мы: Ура!
Мчался быстро, во весь дух И устал, конечно: Ух!
-ИТОГ. Портфолио. Посчитайте баллы.
4. -Я сейчас вам открою тайну. Вы умеете говорить на нескольких языках! Не верите?
Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте текст. Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? (Чтение с текста на партах).
Человек неожиданно коснулся накаленного предмета. Отдернув руку, он
непроизвольно вскрикнул: "Ой!" Вскрикнет русский, вскрикнет негр, таджик, чукча, англичанин или полинезиец. Закричат обязательно, помимо воли.
При этом вряд ли кто-нибудь из них разразится хохотом или произнесет
нечто вроде: "тюрлю-тютю!". Все одинаково выкрикнут: "Ой!", "Ах!", "Ох!","Уф!" Очевидно, именно эти восклицания естественны, свойственны всем людям, где бы они ни жили.
От чрезмерного холода все мы содрогаемся: "бррр!". Жара вызывает
возглас наподобие "фффу!". Это не зависит от нашего намерения, приходит на язык само собой, у всех одинаково.
- Какие междометия вы нашли?
-Вывод? Посоветуйтесь в парах.
На всех языках мира междометия звучат одинаково и выражают эмоции и чувства!
5. Закрепление материала.
5.1.*Составьте предложения по схемам. (На доске плакат со схемами).
Ах,
Ура!
Ох!
Эх,
Ух! ………………..
(Запись предложений в тетрадь).ПО ВЫБОРУ. Прочитать выразительно!
– Какие чувства вы выразили в этих предложениях?
– Как вы думаете, для чего нужны в нашей речи слова: Ой, Ах, Эх, Ух?
*– Вывод: с помощью этих слов можно выразить чувства, эти слова делают речь эмоциональней и богаче.
Проверка! Читают вслух.
Итог. Посчитайте предложения. Портфолио! 1-4.
6.Итог.Рефлексия.
-Что же такое междометие?
-Почему особая часть речи?
-А сейчас вам предстоит оценить свою работу на уроке. Возьмите в руки свой портфолио урока, посчитайте, сколько Баллов вы заработали и оцените свою работу на уроке.
«5»- 24-28
«4»- 19-23
«3»- 14-18
7. Вариативное домашнее задание:
Создать рекламу междометия.
Сочинить сказку о междометии.
Нарисовать междометие (внешность отражает внутренние качества).
В помощь вам небольшой мультфильм. А о чём он, поделимся впечатлениями после просмотра.