Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Род и семья – исток нравственных отношений»»
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель: формировать у школьников представления о семье и роде как источниках нравственных отношений. Учебные задачи, направленные надостижение личностных результатов обучения: 1.Расширить представления детей о семье, роде, реликвиях; воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 1.Формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать) 2.Формировать умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей ; контролировать и оценивать свои действия. 3.Формировать умения смыслового чтения текста. 4. Формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; Учебные задачи, направленные надостижение предметных результатов обучения: - освоение знаний по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений» Ключевые вопросы для детей: ( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)
Оборудование: учебник «Основы светской этики». 4 - 5классы, М.: Просвещение, 2012г., листы с заданиями, проектор, экран, словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. (оргмомент) Здравствуйте, ребята, меня зовут З. Г. я очень рада, что буду работать вместе с вами. Пожалуйста, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа по парте. И подарите друг к другу чувство уверенности в том, что у нас все с вами получится. Я приехала к вам из д.Чуртан. И за меня очень переживают мои ребятки. Они приготовили вам сюрприз.
II. Постановка учебной задачи.
Он у вас в разноцветных конвертиках на столе. Открывайте скорее их.
Что вы там видите? (Ребусы) Какие слова получились?
-Посмотрите на картинки . Какие понятия они отражают? (Добро, дружба, забота, любовь, свобода, внимание и т.д.)Что по вашему , объединяет все эти картинки. (нравственное отношение). Сформулируем сами тему урока. Какие есть предположения?
- О чем же мы сегодня будем говорить? ( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)
1.Что такое род и семья?
2.Как возникли некоторые фамилии?
3.Что такое родословная?
III. Изучение нового материала.
-Прежде чем мы начнём работу по данной теме я попрошу вас заполнить таблицу. В первом столбце отметьте, насколько хорошо вы знаете ответы на вопросы: +-Я это знаю достаточно хорошо - - не знаю ?- хочу узнать
Что такое семья?
Что такое род?
Что главное в семье?
Как возникла моя фамилия?
Что такое родословная?
-Как вы понимаете, что такое «семья»? (свободное высказывание детей)
У нас встретились такие понятия семья и род.
1.Работа с понятием семья
Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.
Но что такое семья? Как вы понимаете это слово ( высказывание детей)
А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «Семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова
- Это группа живущих вместе близких родственников; - Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка или братик….., которые все время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
а) Групповая работа
У вас на столах карточки, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните ее смысл.
Слайд
Определение общечеловеческих семейных ценностей:
Пословицы
Согласную семью и горе не берет
Семья в куче – не страшна и туча
На что клад, когда в семье лад
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает
Вся семья вместе – так и душа на месте
Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.
2. Работа с понятием «РОД»
А как вы понимаете понятие «род».
-А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было такого понятия?
Вот послушайте:
«Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом- вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков-родом».
-Что такое род?
-Найдем ответ на этот вопрос в учебнике (с.38 первый абзац)
Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»
- Подберите к слову «род» как можно больше родственных слов.
(дети работают в парах. Перед ними листочки со словом «РОД»)
РОД - Родство, Родители, Родина, Народ, Родословная, Родня, Родственники, Родичи и тд.
- Какая пара подобрала максимальное количество слов?
Физминутка.
Учитель. Имена у членов семьи разные, а что общее? (Фамилия) Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Вот вам и Д.з « Фамилия».- семейное имя, переходящее от родителей к детям.
Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Как же появились фамилии.
В старину, однако, таких вопросов не возникало, потому что фамилий у людей не было. И все-таки надо было их как-то отличать одного от другого, одних имен было недостаточно, и они часто совпадали.
Этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Они-то и служили тогда фамилиями.
Впервые вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I, когда царь своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отцы и с прозвища», т.е. по имени, отчеству, Применялись самые разные способы образования фамилий: и по имени отца и матери (Иванов, Петров, Марьин и т.п.), и по названию ремесла или промысла, которым занимался глава семейства (Плотников, Столяров и т.п.), по уличному прозвищу (Худяков, Кривоносов, Рыжов)
Вывод: Фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история.
3 Родословная
Учитель. У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу. У вас есть не только своя истории, но и история вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. - Семейная история, по-другому, (договаривают дети) … родословная. Родословная - слово о роде. Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и дедушки – это семья. Прабабушки и прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. Все родственники могут быть занесены в генеалогическое древо. Можно составить родословное древо такое как, например, у А.С. Пушкина. (учебник , с. 39)
Самостоятельная работа Учебник, стр.38, четвёртый абзац
Учитель. На чём же строятся родственные отношения? Прочитаем об этом в учебнике, стр.38, четвёртый абзац (ответы учащихся: зачитывают высказывания из учебника: строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколения. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность.)
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его8 июля.
Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви
Сегодня я подарю вам ромашку (памятку) «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких ПАМЯТКА.Заповеди семьи.
Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.
Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступайте в пререкания со взрослыми.
Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.
V. Обобщение знаний
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (семья) - Семья кто это? (родственники близкие и далёкие) - Главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание) - Где можно узнать об истории семьи? (родословное древо) - Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)
- Ребята, как вы считаете, мы ответили на все вопросы нашего урока? (Ответы обучаемых).
Как вы считаете, насколько было важным то, о чем говорили на уроке?
. Учитель:
Итог. -Поработаем с таблицей, которую заполняли в начале урока. Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?
Что такое семья?
Что такое род?
Что главное в семье ?
Как возникла моя фамилия?
Что такое родословная?
Рефлексия. «Ромашка»
Д.З
1 уровень Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии.
2. уровень Составить семейное древо своей семьи
3 уровень Нарисовать герб семьи
Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его8 июля.
Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви
Сегодня я подарю вам ромашку (памятку) «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких ПАМЯТКА.Заповеди семьи.
Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.
Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступайте в пререкания со взрослыми.
Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.
Рефлексия. Ромашка
1 уровень Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии.
2. уровень Составить семейное древо своей семьи
3 уровень Нарисовать герб семьи
Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо