kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока «Род и семья – исток нравственных отношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать у школьников представления о семье и роде как источниках нравственных отношений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Род и семья – исток нравственных отношений»»

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формировать у школьников представления о семье и роде как источниках нравственных отношений.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.Расширить представления детей о семье, роде, реликвиях; воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
2.Формировать умения  принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей ; контролировать и оценивать свои действия.
3.Формировать  умения  смыслового чтения текста.
4. Формировать умения слушать и слышать,  выстраивать речевые высказывания;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Ключевые вопросы для детей:
( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)

Оборудование: учебник «Основы светской этики». 4 - 5классы, М.: Просвещение, 2012г., листы с заданиями,   проектор, экран, словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. (оргмомент) Здравствуйте, ребята, меня зовут З. Г. я очень рада, что буду работать вместе с вами. Пожалуйста, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа по парте. И подарите друг к другу чувство уверенности в том, что у нас все с вами получится. Я приехала к вам из д.Чуртан. И за меня очень переживают мои ребятки. Они приготовили вам сюрприз.

II. Постановка учебной задачи.

Он у вас в разноцветных конвертиках на столе. Открывайте скорее их.

Что вы там видите? (Ребусы) Какие слова получились?

-Посмотрите на картинки . Какие понятия они отражают? (Добро, дружба, забота, любовь, свобода, внимание и т.д.)Что по вашему , объединяет все эти картинки. (нравственное отношение). Сформулируем сами тему урока. Какие есть предположения?

- О чем же мы сегодня будем говорить? ( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)

1.Что такое род и семья?

2.Как возникли некоторые фамилии?

3.Что такое родословная?

III. Изучение нового материала.

-Прежде чем мы начнём работу по данной теме я попрошу вас заполнить таблицу. В первом столбце отметьте, насколько хорошо вы знаете ответы на вопросы:
+-Я это знаю достаточно хорошо
- не знаю
?- хочу узнать

Что такое  семья?

 

 

Что такое род?

 

 

Что главное в семье?

 

 

Как возникла моя фамилия?

 

 

Что такое родословная?

 

 



-Как вы понимаете, что такое  «семья»?
(свободное высказывание детей)



У нас встретились такие понятия семья и род.

1.Работа с понятием семья

Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

Но что такое семья? Как вы понимаете это слово ( высказывание детей)

А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «Семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова

- Это группа живущих вместе близких родственников; - Объединение людей, сплоченных общими интересами.

Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка или братик….., которые все время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.


а) Групповая работа


У вас на столах карточки, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните ее смысл.


Слайд



Определение общечеловеческих семейных ценностей:

Пословицы

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче – не страшна и туча

На что клад, когда в семье лад

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает


Вся семья вместе – так и душа на месте




Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.




2. Работа с понятием «РОД»

А как вы понимаете понятие «род».

-А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было такого понятия?

Вот послушайте:

«Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом- вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков-родом».

-Что такое род?

-Найдем ответ на этот вопрос в учебнике (с.38 первый абзац)

Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»

- Подберите к слову «род» как можно больше родственных слов.

(дети работают в парах. Перед ними листочки со словом «РОД»)

РОД - Родство, Родители, Родина, Народ, Родословная, Родня, Родственники, Родичи и тд.

- Какая пара подобрала максимальное количество слов?

Физминутка.

Учитель. Имена у членов семьи разные, а что общее? (Фамилия)
Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Вот вам и Д.з
« Фамилия».- семейное имя, переходящее от родителей к детям.


Слово «фамилия» в переводе с латин­ского означает «семья». Как же появились фамилии.

В старину, однако, таких вопросов не возникало, потому что фамилий у людей не было. И все-таки надо было их как-то отличать одного от другого, одних имен было недостаточно, и они часто совпадали.

Этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Они-то и служи­ли тогда фамилиями.

Впервые вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I, когда царь своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отцы и с прозвища», т.е. по имени, отчеству, Применялись самые раз­ные способы образования фамилий: и по имени отца и матери (Иванов, Петров, Марьин и т.п.), и по названию ремесла или промысла, которым занимался глава се­мейства (Плотников, Столяров и т.п.), по уличному прозвищу (Худяков, Кривоносов, Рыжов)

Вывод: Фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история.

3 Родословная

Учитель. У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу. У вас есть не только своя истории, но и история  вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
Семейная история, по-другому,  (договаривают дети) …      родословная. Родословная - слово о роде. Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и  дедушки – это семья. Прабабушки и прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. Все родственники могут быть занесены в генеалогическое древо. 
Можно составить родословное древо такое как, например, у А.С. Пушкина.
(учебник , с. 39)

Самостоятельная работа   Учебник, стр.38, четвёртый абзац

Учитель. На чём же строятся родственные отношения? Прочитаем об этом в учебнике, стр.38, четвёртый абзац
(ответы учащихся: зачитывают высказывания из учебника: строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколения. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность.)



- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

- А какие традиции есть в ваших семьях?

В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его 8 июля.

Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви

Сегодня я подарю вам ромашку (памятку) «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких
ПАМЯТКА.   Заповеди семьи.

  • Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.

  • Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

  • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

  • Не вступайте в пререкания со взрослыми.

  • Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

  • Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

  • Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще.

  • Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

  • Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.




V. Обобщение знаний

- Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас? (семья)
- Семья кто это? (родственники близкие и далёкие)
- Главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание)
- Где можно узнать об истории семьи? (родословное древо)
- Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)

- Ребята, как вы считаете, мы ответили на все вопросы нашего урока? (Ответы обучаемых).

Как вы считаете, насколько было важным то, о чем говорили на уроке?


Учитель:

Итог.
-Поработаем с таблицей, которую заполняли в начале урока.
Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?


Что такое  семья?

 

 

Что такое род?

 

 

Что главное в семье ?

 

 

Как возникла моя фамилия?

 

 

Что такое родословная?

 

 



Рефлексия. «Ромашка»

Д.З

1 уровень Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии.

2. уровень Составить семейное древо своей семьи

3 уровень Нарисовать герб семьи



Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо



Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!



В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его 8 июля.

Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви

Сегодня я подарю вам ромашку (памятку) «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких
ПАМЯТКА.   Заповеди семьи.

  • Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.

  • Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

  • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

  • Не вступайте в пререкания со взрослыми.

  • Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

  • Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

  • Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще.

  • Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

  • Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.


Рефлексия. Ромашка



1 уровень Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии.

2. уровень Составить семейное древо своей семьи

3 уровень Нарисовать герб семьи


Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо



Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока «Род и семья – исток нравственных отношений»

Автор: Газизова Зульфия Галимулловна

Дата: 11.07.2017

Номер свидетельства: 423954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_lier"
    ["file_id"] => string(6) "383847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485366176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства