1. Организационный этап (Мотивация учебной деятельности) Цель: мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | - Здравствуйте ребята, садитесь! - Проверьте, все ли готово к уроку? | Подготовка класса к работе. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. готовность к уроку. |
3. Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, зафиксировать необходимость введения нового правила. | У. Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка? У. Для чего они служат в речи? На слайде записаны предложения. Прочитайте. Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами. У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки. - Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте. У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки? - Какую роль они играют в речи? | Дети отвечают. Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
4.Первичное усвоение новых знаний. Цель: создать условия для определения учащимися темы урока. | Послушайте четверостишие. Предположите тему урока. Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения. - О чем идет речь в четверостишии? У. Что это за неприметные значки? У. Почему они требуют почтения? У. Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения? У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи. | Д. В четверостишии говорится о знаках препинания. Д. Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие. Д. Нет. Д. О знаках препинания. Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Регулятивные: уметь формулировать тему и цель урока. |
5. Первичная проверка понимания Цель: создание условий для усвоения нового материала с опорой на имеющиеся знания. | У. Из истории знаков препинания. (Слайд) Прочитайте строки писателя о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский У. Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал. У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде: ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд. СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК У. Ребята, тяжело читать такие тексты? У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд. Теперь возможно прочитать? Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся. У. Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем. | Д. Читают. Д. Трудно. Нет знаков препинания. Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения. Дети смотрят на слайд, пробуют читать. Д. Да. Дети называют, учитель вывешивает на доске. | Познавательные: развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. |
6. Первичное закрепление Цель: проверить навык усвоения новых знаний через различные виды работ. 6.1 Работа в тетради. 6.2 Самостоятельная работа. 6.3 Расширение представлений о роли знаков препинания. | 1. Работа с учебником «Русский родной язык» У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение. У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек? Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа. ФИЗМИНУТКА Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох, Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3) Дружно прыгнули на строчки – (прыжки на двух ногах 5-6 раз) Вот и показали точку! Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз) Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба, высоко Он идёт, как старый дед, поднимая ноги) Ста пятидесяти лет! - Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка. - Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему? 1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть). Взаимопроверка. Сравнение с образцом. У. Зачем нужны точки в этих текстах? В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме». 2. Работа в группах Стр. 70-73 а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания». б) Упр. 3 стр. 71 в) Проверка выполнения задания. У. Прочтите, как сможете. Казнить нельзя помиловать. У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19) В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov У. Чему учит нас этот фрагмент? У. В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой? Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» 12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev У. Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит? Б) Продолжение работы Учить нельзя забыть. Уходить домой нельзя есть мороженое. Смотреть телевизор хватит учить уроки. | Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы. Дети выполняют упражнения. Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ. Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении. Дети делятся на малые группы (4-5 человек). Изучают информацию по учебнику. Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы. Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения. Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека. Д. В сказке «Двенадцать месяцев» Д. Ответы детей. | Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль Регулятивные: планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: оценить результаты учебной деятельности. | У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись? -Напишите синквейн о любом знаке препинания. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал…. Мне было интересно узнать…. Я понял, что… | Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности. |