kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по родному (русскому) языку "Как и когда появились знаки препинания?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по родному (русскому) языку "Как и когда появились знаки препинания?" Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока_родной язык»

Технологическая карта урока


Дата: 22.12.2021 г.

Класс: 4 «Б»

Предмет: родной язык

Учитель: Овсова Анастасия Александровна

Тема: «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас;

- расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Личностные:

- развивать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- контролировать действия партнёра;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;


- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ресурсы: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы, презентация.


Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

(Мотивация учебной деятельности)


Цель: мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте ребята, садитесь!

- Проверьте, все ли готово к уроку?


Подготовка класса к работе.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.



(Успех)


Ответы детей


3. Актуализация знаний.



Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, зафиксировать необходимость введения нового правила.

У. Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка?

У. Для чего они служат в речи?

На слайде записаны предложения. Прочитайте.

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.

У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки.

- Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте.

У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки?

- Какую роль они играют в речи?

Дети отвечают.
















Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

4.Первичное усвоение новых знаний.


Цель: создать условия для определения учащимися темы урока.

Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

- О чем идет речь в четверостишии?




У. Что это за неприметные значки?





У. Почему они требуют почтения?


У. Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.






Д. В четверостишии говорится о знаках препинания.

Д. Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие.

Д. Нет.

Д. О знаках препинания.

Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Регулятивные: уметь формулировать тему и цель урока.

5. Первичная проверка понимания


Цель:

создание условий для усвоения нового материала с опорой на имеющиеся знания.

У. Из истории знаков препинания. (Слайд)

 Прочитайте строки писателя о знаках препинания:

«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский

У. Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал.

У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде:

ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК

У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд.

СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК

У. Ребята, тяжело читать такие тексты?

У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд.

Теперь возможно прочитать?

Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел

Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК

У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

       И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.

У. Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем.

















Д. Читают.

Д. Трудно. Нет знаков препинания.







Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения.





Дети смотрят на слайд, пробуют читать.



Д. Да.













Дети называют, учитель вывешивает на доске.

Познавательные: развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные: формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.


6. Первичное закрепление



Цель: проверить навык усвоения новых знаний через различные виды работ.

























6.1 Работа в тетради.








6.2 Самостоятельная работа.





















6.3 Расширение представлений о роли знаков препинания.

1. Работа с учебником «Русский родной язык»

У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение.

У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?

Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа.


ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох,

Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3)

Дружно прыгнули на строчки – (прыжки на двух ногах 5-6 раз)

Вот и показали точку!

Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз)

Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба, высоко

Он идёт, как старый дед, поднимая ноги)

Ста пятидесяти лет!


- Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

- Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему?




1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть).

Взаимопроверка. Сравнение с образцом.

У. Зачем нужны точки в этих текстах?

В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме».

2. Работа в группах

Стр. 70-73

а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания».

б) Упр. 3 стр. 71

в) Проверка выполнения задания.








У. Прочтите, как сможете.

Казнить нельзя помиловать.

У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.

Просмотр отрывка из мультфильма

«В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19)

В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov

У. Чему учит нас этот фрагмент?

У. В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой?

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev

У. Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит?

Б) Продолжение работы

Учить нельзя забыть.

Уходить домой нельзя есть мороженое.

Смотреть телевизор хватит учить уроки.

Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы.












Дети выполняют упражнения.












Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ.

Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.


Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении.



Дети делятся на малые группы (4-5 человек).

Изучают информацию по учебнику.

Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы.

Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения.









Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека.

Д. В сказке «Двенадцать месяцев»

Д. Ответы детей.



Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. 2 (2 часть) стр. 70

Слушают объяснение учителя.

Регулятивные: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: оценить результаты учебной деятельности.


У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись?

-Напишите синквейн о любом знаке препинания.


Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно узнать….

Я понял, что…


Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности.



Просмотр содержимого презентации
«Родной язык_22.12»

Как и когда появились знаки препинания?   Роль знаков препинания в устной и письменной речи» Выполнила Овсова А.А. (учитель начальных классов) МБОУ г.Костромы «СОШ №29» 2021 г.

Как и когда появились знаки препинания?

Роль знаков препинания в устной и письменной речи»

Выполнила

Овсова А.А. (учитель начальных классов)

МБОУ г.Костромы «СОШ №29»

2021 г.

10 знаков препинания:

10 знаков препинания:

  • точка [.],
  • запятая [,],
  • точка с запятой [;],
  • многоточие [...],
  • двоеточие [:], вопросительный знак [?],
  • восклицательный знак [!],
  • тире [—],
  • скобки [( )] и кавычки [„ “ « »].
(Архангельское Евангелие, 11 век) : въоновремя • ПрИБЛИЖЛШбСЯПрЛЗДНИКЪ •

(Архангельское Евангелие, 11 век)

: въоновремя • ПрИБЛИЖЛШбСЯПрЛЗДНИКЪ •

Сила точек точка . точка с запятой ; многоточие ... двоеточие :

Сила точек

точка .

точка с запятой ;

многоточие ...

двоеточие :

Сила точек точка вопросительная ?  точка удивления !

Сила точек

точка вопросительная ?

точка удивления !

Пунктуация (от латинского слова punctum — «точка»)

Пунктуация (от латинского слова punctum — «точка»)

  • Мы увидели золотую звёздочку в наступившей тишине послышался отдалённый гром горы подхватили этот рокот и ответили глухой канонадой гром нарастал с каждой секундой, и звёздочка всё увеличивалась позади неё ясно обозначилась тёмная дымка, и скоро звёздочка превратилась в вытянутое тело с плавниками это мог быть только межпланетный корабль
Знаки препинания

Знаки препинания

  • препинать — «остановить, задержать в движении»
  • тире («черта») — из французского tiret, tirer.
М. В. Ломоносов «Российская грамматика»  XVIII век «Правила орфографии и пунктуации»
  • М. В. Ломоносов «Российская грамматика»

XVIII век

  • «Правила орфографии и пунктуации»

1956

М. В. Ломоносов «Российская грамматика»

М. В. Ломоносов «Российская грамматика»

  • Строчные знаки суть запятая (,), точка (.), две точки (:), точка с запятой (;), вопроси­тельный знак (?), удивительный (!), единитель- ный (знак переноса -), вместительный (скобки).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по родному (русскому) языку "Как и когда появились знаки препинания?"

Автор: Овсова Анастасия Александровна

Дата: 01.04.2022

Номер свидетельства: 604002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Разработка материала"
    ["seo_title"] => string(20) "razrabotka_materiala"
    ["file_id"] => string(6) "627575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1678892798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства