3. Самоопределение к деятельности. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в разных ситуациях | - Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» (слайд 2) 1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко) б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу (5 очков) 2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца (3 очка) б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков) в) буду наблюдать издали (1 очко) 3. Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков) б) расспрошу об этом учительницу (2 очка) в) не пойду (1 очко) 4. После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними? а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик (1 очко) б) отнёс бы в кусты и выбросил (5 очков) в) закопал бы в землю (3 очка) Ключ к тесту 4-9 очков – если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше. 10-14 очков – ты, безусловно много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред .Больше читай и ты сможешь принести природе пользу. 15-20 очков – ты наверное, любишь природу- это хорошо. Но ты мало о ней знаешь. Тебе нужно ещё много узнать о природе. - Кто хочет узнать о природе ещё больше, научиться её беречь? Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир (храм) природы, где вас ждёт много интересного и поучительного. | Ученики выполняют тест. Подсчитывают количество набранных очков. Сверяются с ключом к тесту. | Познавательные УУД: - анализ и синтез; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: -контроль; - саморегуляция; -коррекция; |
4. Работа над частью проекта. Цель этапа: Отчёт каждой группы о проделанной работе. 4. Работа над прочитанным текстом | - Над каким проектом мы начали работать?(слайд 3 ) - Какие задачи мы перед собой поставили? (слайд 4,5,6 ) - С какими животными и растениями мы решили познакомиться?( слайд7 – 21) .Эти животные живут рядом с нами , мы сталкиваемся с ними каждое лето. Показ своей Красной книги ( фото, маленькое выступление, свои рисунки) Сегодня мы продолжаем создавать свою Красную книгу. Отчёт 1 группы о божьей коровке (рисунки, фото, сообщения, загадки. ) Отчёт 2 группы о пчеле. (рисунки, фото, сообщения, загадки. ) Отчёт 3 группы о пауке. (рисунки, фото, сообщения, загадки. ) Отчёт 4 группы о еже. (рисунки, фото, сообщения, загадки. ) Кто вам ребята, помогал ? - Кто в группе был самым активным? - Какие трудности испытали при подготовке к проекту? - Какие задачи ставит перед собой отдел защиты животных? - А для чего? Физкультминутка Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Но если дунет ветер, Мы быстро полетим. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Мы немного полетали, Ветер стих – и мы устали, Стали тихо оседать, Чтоб на травушке поспать Прочитайте текст «Сидел в траве кузнечик…» Ю. Аракчеева Сидел в траве кузнечик. И смотрел по сторонам. Как ты думаешь, что он видел перед собой? Наверное, он видел перед собой переплетение толстых зелёных травяных стволов — какие мы, люди, можем увидеть только в густом тропическом лесу, в далёких жарких странах. Он видел широкие, длинные листья травы. Для нас листья травы — это тоненькие травинки, а для кузнечика… Для него они, наверное, широкие, длинные, и на каждом из них можно свободно сидеть, расставив все шесть своих ножек, две из которых, самые сильные, обычно согнуты — коленками назад. Но главное, сидя на таком просторном листе, его, этот лист, можно есть, уплетать за обе щеки — грызть, жевать сочную мякоть, как, например, огурец, салат или зелёный лук, — ведь кузнечики, как мы знаем это, питаются листьями и травинками. Итак, сидел в траве кузнечик, жевал сочный листик, смотрел по сторонам… А вокруг в траве сидело множество таких же, как и он, кузнечиков — зелёных, большеглазых, с согнутыми в коленках ногами и длинными-предлинными усиками. Но встречались среди этой братии и такие, у которых усики были покороче. Их называют кобылками: они, можно сказать, двоюродные сёстры и братья кузнечиков. А солнце светило, и так хорошо, тепло было кузнечику в сочной траве, что он, закусив листиком, приподнялся на ножках, осмотрелся и — застрекотал. Конечно, ты слышал много раз, как стрекочут кузнечики. Ну, а как они это делают, ты знаешь? Да просто… На спинке кузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек — жёсткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро-быстро по краю другого крылышка водит. И задевают зазубринки за край крыла, и трещат крылышки. А у кобылок (у которых усики покороче) зазубринки прямо на ножках — тех самых, которые коленками назад. Они этими ножками тоже быстро-быстро по краям крылышек водят — и тоже получается песня. «Здесь я, здесь, — словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней, — и мне хорошо! Ну, а кто хочет подружиться со мной, — пожалуйста. Хотите — приходите ко мне в гости, вместе будем стрекотать и жевать травинки». Учёные изучали песни кузнечика и поняли: именно это он и хочет сказать своей песней. Он зовёт тех, кто хочет с ним подружиться, а тем, кто не хочет этого, он как бы говорит: остановитесь, здесь занято, здесь моё место, а вы прыгайте и ползите в другую сторону!.. Да, интересное это существо — кузнечик. Ну, а как ты думаешь, почему у кузнечика такие длинные сильные ножки? Да чтобы прыгать! Далеко ли уползёшь, если сидишь, допустим, на высокой травинке? Пока спускаться будешь, пока сквозь стебли и листья переберёшься… А тут — р-раз! — разогнулись ноги в коленках, и летит кузнечик по воздуху, и вот уже приземляется далеко от того места, где сидел. Могучий прыжок, прекрасный полёт над травяным лесом! А некоторые из кузнечиков и кобылок, чтобы дальше прыгнуть, ещё и крыльями себе помогают. Подпрыгнут, развернут быстро крылья, замашут ими и летят. У степных, южных кобылок, крылья эти ярко-красные или голубые, а в полёте они ещё резко трещат. Зачем? А для того, чтобы враги от неожиданности испугались. Захочет птица какая-нибудь клюнуть серенькую, невзрачную кобылку, а она как подпрыгнет, как расправит крылья, да из серенькой превратится вдруг в ярко-красную или ярко-голубую, да ещё и затрещит страшно! Глядишь, и оставит птица пёструю трескунью в покое… Да, каждый защищается как может! А на самых передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Как ты думаешь, что это такое? Оказывается, это — уши кузнечика. Ими он слышит. А теперь представьте себе, как сидел наш кузнечик, сидел, жевал зелёную травинку, стрекотал иногда, сам себя слушал и вдруг увидел, что кто-то ползёт рядом, по соседнему листику. Сверху — полукруглый панцирь, ярко-красный с чёрными точками. И такой гладкий, что блестит на солнце. А спереди — голова плоская и тоже блестящая, но не красная, а чёрная и с большими белыми пятнами. И усики чёрные. И ноги тоже чёрные, тоненькие, блестящие… Догадался, кто это? Божья коровка! - Что вас насторожило в тексте? - Какой момент показался самым интересным? - Какой вывод вы сделали? - Для чего мы прочитали этот текст? - Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях. | - « Возьмём под защиту природу» -Создать свою «Красную книгу», узнать подробнее об исчезающих видах животных -Научиться соблюдать правила поведения в природе. Это: ландыш, медуница, стрекоза, бабочка, пчела, божья коровка, скворец, ёж., паук, синица, лягушка, ящерица. Начали работу над книгой. Перечисляют этапы работы над проектом. Отгадывают загадку. Дети проводят физминутку Чтение текста. Составление рассказа о кузнечике. | Регулятивные УУД: планирование; прогнозирование; ПознавательныеУУД: -работа с различными источниками информации; - решение проблемы, -находить нужную информацию в тексте; - смысловое чтение; КоммуникативныеУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -умение слушать и понимать других; Личностные УУД: -чувство ответственности за порученное дело; ПознавательныеУУД: - строить рассуждения; - установление причинно – следственных связей; Коммуникативные: уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли |
5. Рефлексия. Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее, аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. -Соглашаетесь ли с поэтом? Почему? Да, поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Все растения и животные достойны того , чтобы их защищали и берегли, не ожидая того, что их занесут в Красную книгу Учитель. Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.(слайд24) Зеленые листья, вода и прохлада – Чтоб это разрушить, немногое надо. И даже известные братья – воришки, Несносные серенькие воробьишки, И те не без пользы на свете живут Природа недаром вложила свой труд. - Над чем вы задумались на уроке? - Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок? - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. | Выдвигают предположения. Делают вывод. Каждый человек должен быть другом природе. Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мы в ответе за нашу природу. | ПознавательныеУУД: - строить рассуждения; - установление причинно – следственных связей; КоммуникативныеУУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные УУД: -эмоциональность; -умение осознавать и определять свои эмоции; Регулятивные УУД: -определять степень успешности своей работы; |