Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОРКСЭ по теме "Золотое правило нравственности"»
Золотое правило нравственности
Цель урока:
формирование начального представления о «золотом правиле этики».
Задачи урока:
познакомить с главным правилом человеческих отношений - «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения;
развивать этические чувства как результата морального поведения;
развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
формировать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию.
I. Орг. момент
II. Введение в тему
- У вас на партах лежат карточки. Выполните задания:
1 ряд. Закрасить красным карандашом все существительные
- Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой. Словосочетания бывают с прямым и переносным значением.
- Подберите словосочетания с прямым значением (записать на доске), с переносным значением (записать на доске).
Прямое значение Переносное значение
Золотой браслет золотое сердце
Золотое кольцо золотые руки
Золотые серёжки золотое правило
- Объясните значение словосочетаний с прямым и переносным значением
- Тема нашего урока «Золотое правило нравственности»
2) Индивидуальная работа
- Перед вами лежат карточки (зелёные листы), кратко, 1-2 словами ответьте на вопросы.
Как я отношусь к другим
Как ко мне относятся другие
- Когда их хвалят? - Когда меня хвалят?
- Когда кто-то плачет? - Когда я плачу?
- Когда они меня обманывают? - Когда я их обманываю?
- Когда они меня обзывают? - Когда я их обзываю?
- Когда меня прощают? - Когда я их прощаю?
- Кто хочет прочитать?
- Сравните 2 столбика, есть ли совпадения? Как вы думаете, почему?
- Какие правила следует соблюдать, чтобы и к вам относились с уважением, по – человечески, с добром , с пониманием ?
- Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков.
3) - Поработайте в группах с текстом учебника и найдите, как звучит золотое правило этики в разных странах, в разных религиях. Работаем в группах (по абзацам). Откройте учебники на стр. 121. 1 группа - 2 абзац, стр. 122, 1 абзац-4 группа,...
- Слушаем ответы.
- Похожи правила или нет?
- Чему же учат эти правила, что их объединяет?
(Ответы учащихся)
- Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. (вынести на доску)
- Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. (хором)
Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. (хором)
4) Диагностика: «Какой я?»
(У учащихся рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера и поступки людей. Если вы думаете, что они у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Я добрый; Я аккуратный; Я всегда поступаю справедливо; Я никогда не обманываю; Я не беру чужого ; Я ответственный, Я не ссорюсь с товарищами; Я бываю рад за своих одноклассников, когда они получают 4 и 5; Я не обижаю кто слабее меня, малышей; Я всегда с уважением отношусь к старшим.
— У кого все кружочки одного цвета? У кого больше красных (зелёных) кружочков?
- Почему у кого-то больше зелёных кружков, а у кого-то красных?
(Мы все разные)
- Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие, и плохие черты. Каждый человек совершает и хорошие, и плохие поступки. Надо стремиться к тому, чтобы у вас было как можно больше положительных качеств.
5) Игра «Кто в коробочке живет?» (коробочки с зеркалами)
- А сейчас расслабьтесь, сядьте удобно, возьмите коробочки, никому их не показывайте что там. Откройте коробочки и посмотрите в них. Улыбнитесь. Нахмурьтесь. Погрозите кулаком. Подмигните. Скорчите рожицу. Покажите язык. Пошлите воздушный поцелуй.
- Кто в вашей коробочке живёт? Кого вы там увидели?
- Какие чувства вы испытывали, когда хмурились, грозили кулаком?
- А другие люди, что испытывают ?
- А когда улыбались, что вы чувствовали?
- А другие люди, что чувствуют?
- Какой вывод?
(Золотое правило)
6) Работа в группах.
- Составьте в группах правила общения с другими людьми (2-3 минутки)
- Прочитайте, если у вас также ставьте рядом +, чтобы не повторяться при чтении.
7) Проверка усвоения материала.
Запись на доске
- Найдите пословицу, которая подходит теме нашего урока
1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
2. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
3. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
4. Как аукнется, так и откликнется.
8) Д. з. Прочитать притчу на стр. 122-123. Подобрать свои примеры.
- Почему пахарь так ответил кроту?
- А закончить урок мне хочется стихотворением Оксаны Абрамовой
Абрамова Оксана
Человечность
Хочу немного рассказать
О тех, кто не умеет лгать.
О тех, кто может все простить,
О тех, кто не умеет льстить.
Кто не умеет унижать,
Других не в силах обижать.
Кто никогда вас не осудит,
В краю далеком не забудет.
О тех, кто честен и тактичен,
К судьбе других не безразличен.
О тех, кто в наш нелегкий век
Имеет званье «Человек».
- Я вам желаю, чтобы каждый из вас был достоин этого звания – ЧЕЛОВЕК