ТЕМА: Устная и письменная речь. Предложение. Дата:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети получат начальные сведения о понятиях: «речь письменная» и «речь устная»;
• познакомятся с «предложением», его графическим изображением — схемой;
• научатся классифицировать слова, обозначающие школьные принадлежности;
• научатся выполнять «правила поведения в школе».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— - Когда вы научились говорить?
- Почему человек испытывает необходимость во владении родной речью, родным языком?
Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
- Могуч и прекрасен наш родной язык. Прочитайте высказывания о русском языке. Наше государство многонациональное, но все люди общаются на русском языке.
2. Введение темы урока. Постановка учебной задачи .
На доске эмоциональный фон создают иллюстрации, на которых изображены цветы, рыбалка, музеи, зоопарк и т. д.
Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как вы провели лето? Где побывали? Что узнали интересного?
Скажите, что мы сейчас с вами делали? (Разговаривали, слушали друг друга, общались, беседовали.)
- Каким видом речи пользуетесь вы и дети на рисунках?
Догадались ли вы, какая тема нашего урока?
3. Открытие новых знаний. Всё, что мы произносим, слушаем, — это речь. Такая речь называется устной. Мы произносим слова с помощью органов речи, устами. Когда человек говорит, то хорошо видна работа губ, языка, зубов. Когда мы пользуемся устной речью? (Когда рассказываем, слушаем друг друга...)
— Где и когда приходилось вам слышать устную речь? (По радио, телевизору, телефону, в кино, спектакль в театре...)
Могут ли люди жить без устной речи? (Нет. Устная речь помогает нам общаться с окружающими людьми.)
- Как вы понимаете, что такое речь, для чего она нужна? Как можно воздействовать словом? (Рассмешить, огорчить, обидеть)
Вывод: речь – средство… (дети дополняют)
Сегодня мы много говорили, слушали друг друга, высказывали свои мысли. Какой речью мы пользовались? (Устной речью.)
— С помощью чего мы произносим слова? (С помощью рта, губ. С помощью речевого аппарата.)
4. Работа по тетради (Радуга)
Стихи, пословицы, поговорки – речь.
5. Пальчиковая гимнастика
Вращения кистями рук
Сжимание пальцев в кулак, разжимание.
«Погладим котенка»
Ладонь, ребро, кулак
6. Открытие новых знаний. В «Азбуке», кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). С их помощью записаны рассказы, стихи. Это тоже речь. Как она называется? (Письменная речь. Её можно читать, писать, видеть.)
- Какая речь появилась раньше?
- Какая речь важнее устная или письменная?
Я запишу название нашего города и столицы нашей Родины. Когда буквы стоят в нужном порядке, они составляют слова.
В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами, звуками. Позже придумал различные обозначения предметов. В этом величайший секрет речи. Уже с первого года жизни вы знали несколько коротких слов. А теперь можете поддержать беседу. Речь — это величайший дар человека. Как называется речь, которой я пользуюсь?
Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают? (Телефон, ручка, газета, радиоприемник)
Когда мы разговариваем, то стараемся передать друг другу свои мысли. Это небольшие части устной речи. Эти части называются предложениями. Каждое предложение будем изображать схемой.
Какую сказку вы вспомнили, глядя на первую иллюстрацию (с. 5)? («Гуси-лебеди».)
Что делает Алёнушка? Составьте предложение, изобразите его с помощью схемы. (Алёнушка несёт братца.)
Какое ещё предложение можно составить по этой иллюстрации? Составьте его схему. (Налетели гуси-лебеди.)
Чтобы отделить одно предложение от другого, ставится точка. Чтобы выделить заглавную букву, поставим вертикальную чёрточку.
— Почему под иллюстрацией нарисованы две схемы? Кто сможет вспомнить и озвучить (прочитать по схеме) составленные предложения.
К кому обращалась девочка за помощью? (К печке, яблоньке, речке.)
— Рассмотрите вторую иллюстрацию, вспомните название этой сказки. Назовите главного героя. («По щучьему веленью», Емеля.)
Куда пришёл Емеля? (Емеля пришёл на речку.)
С помощью чего мы ответили на вопрос? (С помощью предложения.)
Кого поймал Емеля? О чём просила щука Емелю? С помощью чего мы можем сейчас записывать свои мысли? (Схемой.)
Для чего нам нужны предложения? (С помощью предложений мы можем выражать свои мысли, о чём-то рассказать собеседнику.)
Рассмотрите иллюстрацию (с. б). Что это за сказка? («Теремок».)
Послушайте запись сказки. А теперь рассмотрите книгу «Теремок». Где вы видите письменную речь? Какой речью пользуется рассказчик?
Каких героев сказки вы видите? Составьте предложения про каждого героя сказки. (Петушок чинит крышу.)
Сколько слов в предложении? Какая схема подходит к этому предложению? Каждое слово произносите чётко и отдельно друг от друга.
Назовите следующее предложение. (Ёжик сидит.) Сколько в нём слов? Какая схема подходит?
Если дети составят предложение с большим количеством слов, схема составляется на доске.
— Работаем с пословицей «Берись дружно...» (с. б).
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (Лопата и т. д.)
Назовите группы предметов. (Орудия труда и инструменты.)
Какие ещё орудия труда знаете? (Тяпка, вилы, топор.) Какую работу выполняют с помощью этих орудий труда? Составьте предложения, запишите их схемы.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Закончите предложения: Всё, что мы говорим, — это... (Речь).
Речь бывает... (Устная и письменная). Речь состоит из... (Предложений). Что выражает предложение? (Законченную мысль.)
Продолжите предложения:
Я научился…
Я узнал на уроке…
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
ТЕМА: Предложение. Слово. Слог.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся составлять предложения; определять в них количество слов;
• классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т. д.;
• научатся связной речи через высказывание по картинкам.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, вести беседу, составлять рассказы. А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.
2. Мотивация учебной деятельности
— Игра «Узнай сказку». В какой сказке небо синее, птицы страшные, реченька спасает детей? («Гуси-лебеди».)
Какую словесную картинку вы нарисовали бы к этой сказке? (Стоит яблоня...)
О ком говорится в сказке? Укажите схему.
Вспомните, о чём девочка просила печку? Составьте предложение. (Печка, печенька, спрячь меня!)
Сколько слов в этом предложении? Выполните схему. Укажите количество слов. Запишите схему. (Первое слово пишем с уголком, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставим точку.)
А вот песенка из другой сказки.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выглянул в окошко.
(«Кот, Петух и Лиса»)
3. Работа по теме урока
Справка для учителя
В практике мы часто используем методические рекомендации П. С. Жедек, описанные в работе «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии». Томск. Изд. «Пеленг». 1992. С. 20-24.
«Слог — минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Ситуация моделируется в игре «На стадионе»: болельщики кричат: (шай-бу, ма-ла-цы)».
— С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?
Назовите на картинке (с. 9) животных чётко и понятно. (Белка.) Назовите ещё диких животных.
Кто входит во 2-ю группу? Каких птиц ещё знаете?
Где живут эти птицы и животные? Звери и птицы попрятались, но нам очень хочется посмотреть на них. Давайте позовём их, как на футболе болельщики.
Дети хором произносят слово гусь. Учитель чертит схему на доске.
________________
Аналогично проходит работа со словом ёж.
— Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово? (Бел-ка. Схема делится на две части. )
Аналогично проходит работа со словом ворона.
Дети произносят части слова орфоэпически, чётко.
— Прочитаем это слово по схеме:
Эти частички называются слогами.
Аналогично проходит работа со словом воробей.
— Что же такое слог? (Слог — это часть слова.)
Назовите, какие слова состоят из двух слогов? (Чайка, белка, барсук, ворон.)
Из трёх слогов? (Воробей, ворона).
Из скольких слогов могут состоять слова? (Из 1, 2... и более слогов.) Сделайте вывод. Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.) На какие группы мы разделили этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)
Назовите птиц. Зверей. (Чайка, ворона, гусь. Белка, волк.) Рассмотрите схемы под рисунками. На какие группы можно разделить эти предметы, рассматривая схемы слов? (На 3 — по количеству слогов.)
Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. (Гусь, волк; чайка, белка; ворона, воробей.)
Как мы делили слова на группы по разным признакам? (Животных — на диких и домашних; на птиц и зверей. А можно разделить слова по количеству слогов.)
Отгадайте загадки, слова-отгадки запишите на доске в виде схемы, разделите их на слоги.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А метки ни одной.
(Ёж)
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
(Белка)
Всё время стучит.
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Сама пёстрая.
Ест зелёное,
Даёт белое,
Кто это?
(Корова)
Зверь я горбатый.
Но нравлюсь я ребятам.
(Верблюд)
Сер, да не волк.
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осёл)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Запишите название схемой. (Колобок.) Укажите, сколько в имени главного героя слогов? (3 слога.)
Коллективный пересказ сказки с. 9.
— Рассмотрите иллюстрацию с. 10. О чём рассказывает художник? Куда приехала семья? (Семья приехала на дачу в гости.)
Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку. (Бабушка радостно встречает внуков.)
Составьте и запишите схему этого предложения.
Первое слово этого предложения разделите на слоги.
Составьте предложение со словом дедушка. (Дедушка держит газету.)
Составьте схему. Слово разделите на слоги.
— Назовите всех членов семьи. (Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.) Запишите схемы этих слов с делением на слоги.
Учитель обращает внимание детей на то, что, учитывая родственные связи, на иллюстрации они видят несколько групп родителей и детей.
— Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», акцентируйте ударный слог. Сколько в этом слове слогов? Какой из слогов слышится чётко, ясно, выделяется громче остальных? (ба-.)
Рассмотрите рисунки предметов (с. 10). Что общего в этих словах? (Они все состоят из трёх слогов.)
На какие группы можно разделить эти слова? (На группы с ударением на первый слог, на второй и третий.)
Что мы должны сделать сначала? (Записать схему каждого слова, поставить ударение.)
Дети работают со словами: машина, газета, кубики, составляют схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.
— На сколько групп вы разделите эти слова? (На две.)
Теперь понятно, что просит сделать нас вопросительный знак? (Он просит рассказать, какие слова относятся к первой схеме, какие — ко второй.)
Какие же слова относятся к первой схеме? (Слова машина, газета, картина. Ударение падает на второй слог.)
Какие слова относятся ко второй схеме? (Слово кубики.)
Почему? (В этом слове ударение падает на 1 слог.)
Послушайте загадки, доскажите слово, подходящее по смыслу.
На доске появляются рисунки-отгадки, под ними дети составляют схему слова, делят его на слоги, ставят ударение.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?
(Лиса)
На ветке не птичка —
Зверёк невеличка,
Кто же это?
(Белка)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового узнали о словах? (Слово состоит из слогов; слогов может быть 1, 2, 3, 4...)
Объясните пословицу (с. 10). Оцените свою работу.
ТЕМА: Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети отработают навыки составления предложений;
• научатся делить слова на слоги;
• познакомятся с понятием «ударение», научатся различать ударные и безударные слоги;
• научатся выполнять задания по развитию фонематического слуха, внимания, логического мышления;
• расширят свой словарный запас.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы научились различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?; делить слово на слоги; составлять схемы слов. А вот какие бывают слоги и как они произносятся, мы узнаем сегодня.
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте ребус 7я. Назовите членов своей семьи. Произносите каждое слово по слогам, а затем слово полностью. Какой слог произносится громче остальных? (Мама, папа, бабушка и т.д.)
3. Работа по теме урока
— Послушайте отрывок из сказки. Как она называется? Кто её написал? Рассмотрите иллюстрацию на с. 11. Кто изображён слева? (Богатыри.)
Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги
Сколько слогов? Выполните схему этого слова. Теперь произнесите слово полностью. Какой слог произносится громче остальных?
Как называется такой слог? (Ударный. Он произносится громче других.)
«Ударьте» голосом ещё раз по этому слогу. Говорят: на этот слог падает ударение. На схемах это показывается значком «'». Какой слог ударный в слове богатыри? (4 слог.)
Остальные слоги называются безударными.
Какие слоги называются ударными? (Слог, на который падает ударение, называется ударным.)
Какие слоги называются безударными? (Слог, на который не падает ударение, называется безударным.)
Как выделяется в схеме ударный слог? (Над ударным слогом ставится ударение.)
Аналогично проводится работа со словом царевна. Учитель обращает внимание на то, что в односложных словах ударение не ставится. (Царь.)
Сделаем вывод. (В русском языке ударение может падать на любой слог. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Остальные слоги — безударные. Ударение обозначается специальным значком «'».)
Расскажите сюжет сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Составьте 3-4 предложения, связанных между собой.
Как можно назвать предметы на с. 11? (Посуда.)
Составьте схему слова посуда, разделите его на слоги, поставьте ударение, назовите ударный слог. Какое слово по схеме вы должны добавить? (Вилка, ложка, ножик, блюдце и др.)
Правильность подбора слова определяется схемой. Далее составляется рассказ со словами из группы «посуда».
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что мы узнали о слогах и слове?
Докажите на словах: ветка, ромашки, черёмуха, ива, дуб.
ТЕМА: Слово. Предложение. Слог. Ударение.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся различать устную и письменную речь; составлять предложения, заключающие в себе законченную мысль; выделять слова из предложений;
• делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги;
• научатся произносить слова, выделяя ударный слог; графически изображать схему предложения; схему слова; указывать ударный слог;
• научатся работать в паре.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Мы научились правильно составлять предложения, объяснять смысл слов. Как мы научились менять смысл предложения? (Путём перемещения слов в предложении.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы научимся составлять мини-тексты, в которых все предложения будут связаны по смыслу.
3. Повторение пройденного
— Рассмотрите картинки на доске: гусляр, играющий на гуслях (Садко); учитель и Филипок беседуют; Филипок пишет своё имя; послушайте радио или телевизор; Колобок поёт песенку на носу у лисицы; рассмотрите иллюстрацию: ребёнок пишет объявление: «Потерялся щенок Булька. Кто найдёт моего щенка, прошу вернуть. Я его очень люблю!»
Что делает каждый человек? Какой речью он пользуется?
Послушайте в записи сказку. Как называется сказка? (Снегурочка.)
Какая речь сейчас прозвучала?
О ком говорится в сказке? Откуда в доме дедушки и бабушки появилась снежная девочка? Как жила девочка всю зиму?
Как у неё изменилось настроение весной? Почему? Что произошло летом?
Какой речью мы пользуемся, рассказывая сказку? (Устной речью.)
Составьте к иллюстрациям предложения, разные по интонационному исполнению. Запишите их схемы. Что вы узнали о предложении? (Предложение должно выражать точную, ясную, законченную мысль. Предложение состоит из слов. Каждое слово стоит отдельно от другого. Предложение может произноситься с разной интонацией: радостно, спокойно или в нём может заключаться вопрос.)
4. Работа по теме урока
— Какие слова нужно добавить в стихи М. Пляцковского «Какие бывают слова?». (Конфета, ракета, лимон, вагон, ёжик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смех.)
Есть сладкое слово — ...
Есть быстрое слово — ...
Есть кислое слово — ...
Есть слово с окошком — ...
Есть слово колючее — ...
Есть слово промокшее — ...
Есть слово упрямое — ....
Есть слово зелёное — ...
Есть книжное слово — ...
Есть слово лесное — ...
Есть слово пушистое — ...
Есть слово весёлое — ...
— К каждому слову, которое мы добавили, запишите схему, укажите слоги. Всели слоги произносятся одинаково?
Произнесите название предметов, изображённых на картинках на доске. (Сосна, мышка, весна.)
Произнесите первое слово по слогам. (Сос-на.)
Поменяйте слоги местами. Что получилось? (На-сос.)
Поменяйте местами слоги во втором слове. (Ка-мыш.)
В третьем. (На-вес.)
К каким словам подходит схема ? (К словам насос, навес.)
Отгадайте загадки. Соотнесите слова-отгадки со схемами на доске.
Злая, как волчица.
Жжётся, как горчица!
Что за диво?
Это же...
(Крапива)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла
И сады, и огороды —
Всё в округе полила.
(Гроза)
К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я сын её родной,
Родился я весной.
(Ручей)
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
(Голубь)
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов.
(Душ)
— К какому слову-отгадке относится схема: _____________ ? (К словам душ, грач. Один слог. Ударение не ставится.)
К какому слову относится схема (К словам ручей, гроза.)
А слово голубь? (В слове голубь ударный первый слог.)
К какому слову схема (Крапива.)
Почему? (Три слога в слове, и второй слог ударный.)
Придумайте слова, в которых 1, 2, 3 слога и более.
К данным слогам прибавьте другой, чтобы получилось слово: гри___(бы); гу___(си); га___(раж); ма___(шина); гал___(ка); го___(лос, ды), ро___(за, машка); лу___(к); под___(снежник, -ко-вал, -нос).
Что вы видите на верхней картинке (с. 12)? Как зовут детей? В какие игры они играют? Какое предложение выкрикнет сейчас малыш в песочнице? Составьте рассказ по первой картинке.
На детской площадке
Дети играли в песочнице. Они построили замок. Девочка увидела мяч. Она спасает песочный замок.
— Рассмотрите картинку (с. 12), составьте схемы двух первых предложений.
Аналогичная работа проводится со второй картинкой.
В детском саду
Коля — папа. Он читает газету. Аня — мама. Она накрывает на стол. Ирочка — дочка. Она качает куклу. Ребятам очень интересно играть.
— Как играют дети? (Дружно.)
Выберите предметы, которые изображены на картинке (с. 12). К каким словам подходит схема? (Петрушка, газета, картина, лошадка, наездник, рубашка.)
Составьте предложение-вопрос; предложение, в котором о чём-либо сообщается; восклицательное предложение.
Послушайте текст К. Ушинского.
Вместе тесно, а врозь скучно
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.
— Почему дети расселись по разным углам? Отчего им стало скучно? Объясните, как вы понимаете заголовок текста. На что он похож? (На пословицу.)
5. Рефлексия учебной деятельности
— Вспомните, из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Как делятся слова на слоги? Какие бывают слоги?
Мы научились составлять маленькие рассказы.
ТЕМА: Звуки в окружающем мире. Звуки в речи. Дата:____________
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся различать и произносить звуки в окружающем нас мире;
• научатся правильной артикуляции и произношению звуков человеческой речи;
• узнают, что слова строятся из звуков человеческой речи;
• научатся распознавать звуки в словах на слух; различать звуки гласные и согласные;
• определять ударные и безударные гласные звуки в слове;
• разовьют внимание и память.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Мы уже много знаем о слове. Но сегодня мы будем слушать звучание слов и окружающих нас звуков.
2. Мотивация учебной деятельности
— Рассмотрите картинки на доске: сова, волк, лось, заяц, сорока. К какому предмету подходит схема-загадка: ? (Сова.)
На какие группы можно разделить эти картинки? Где можно встретить каждого из этих персонажей? Разделите каждое слово на слоги, поставьте ударение, запишите схемы. Сравните полученные схемы со схемой-загадкой, изображённой на доске.
Что вы можете рассказать о сове? Вспомните, в каких рассказах, сказках, мультфильмах мы встречали сову?
Не случайно в телевизионной игре «Что? Где? Когда?» победителям вручают приз «Хрустальная сова». Она самая мудрая, даёт полезные советы всем, кто к ней обращается.
Проверим, насколько мы с вами мудрые и догадливые. За каждый правильный ответ вы будете получать карточку с совой.
Определите на слух, не записывая схем, количество слогов в слове, ударный слог и скажите, какое слово подходит к данной схеме.
На доске вывешиваются картинки с изображениями пчелы, мухи, комара и змеи. Дети определяют, соответствуют ли они схеме-отгадке Победителям вручают «Мудрую сову».
— Произнесите звуки, которые издают: комар (з-з), стрекоза (с-с), филин (ух-ух), жук (у-у), девочка-плакса (а-а), когда болит зуб (о-о), старый дедушка (эх-эх), змея (ш-ш).
Паровозик из Ромашково отходит от перрона (ту-ту-уу), старинные часы (динь-дон), пилят бревно (дзинь-дзинь).
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите рисунки (с. 13). Кто из вас узнал героя? (Пчёлы, медвежонок.)
Что произошло с мишкой? Почему он потревожил лесных пчёл? (Он хотел достать мёд.)
Как жужжат пчёлы? (ж-ж-ж)
Кого одолели комары? Как они звенели? (з-з-з)
Что произошло с шариком? Какой звук он издавал? (ш-ш-ш)
Что происходит на последней иллюстрации? Кому принадлежит миска с вкусными косточками? Что делает ворона рядом с миской? Как относится к этому собака? Какой звук издаёт собака? (Р-р-р-р-р. Этот звук мы называем рычанием. В окружающем нас мире можно услышать много различных звуков: скрип двери (кр-р-р), стук в дверь (тук-тук), дождь бьёт в стекло (бум-бум), скрипит снег под ногами (скри-скри), завывает ветер (у-у-у), мышка пищит (пи-пи), шуршат листья (шур-шур), кудахчут куры (ко-ко-ко).)
Какие ещё можно услышать звуки вокруг?
Справка для учителя
Мы предлагаем учителям ещё раз обратиться к работам П. С. Жедек. «Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи» — так называется глава из Методики обучения фонетике и орфоэпии, в которой автор предлагает сначала учителю напомнить первоклассникам, что всё, что нас окружает, из чего-то сделано: стол — из дерева, дом — из кирпича и бетона и т. п. Из какого материала сделаны слова?
Напоминаем, «что слова, «сделанные» из букв (по мнению детей) — неверный ответ, так как из букв состоят только написанные слова». Чтобы все дети поняли, о чём идёт речь, необходимо продолжить разговор и показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.
Не из всех звуков можно построить слова. Слово можно построить только из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки». Учащиеся наблюдают, как при произнесении разных звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т. п.
Заметим, что ни один из разделов программы не предоставляет таких богатых возможностей для применения игровых методов, как фонетика. Это отметил ещё А. М. Пешковский, известный русский лингвист и методист. Он писал: «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике, и поэтому ничто так не пригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике».
Учитель просит детей называть отдельные звуки, а потом составлять из них слова. Звуки человеческой речи — строительный материал языка.
П. С. Жедек пишет: «Конечно, одного такого занятия мало, чтобы ребёнок мог осознать до конца существование языковой действительности языка, но оно послужит необходимой отправной точкой для занятий по формированию фонетических знаний и умений. Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике — формирование способов звукового анализа. Способ вычленения звука из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным».
Когда ребёнок осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает запоминать признаки звуков, благодаря которым различает слова и формы слов, то есть овладевает системой фонем родного языка. Фонемы русского языка образуют две большие группы звуков — гласные и согласные. Поэтому необходимо познакомить детей с неречевыми и речевыми звуками.
— Мы приготовили шапочки с изображением двух собачек, кошек, курицы и петушка, двух рыбок. Наденьте шапочки и ведите беседу на «курином», «собачьем», «кошачьем», «рыбьем» языках. Изобразите звуками «разговор» этих животных. Что вы поняли из разговора героев? (Не можем понять, о чём «говорят» животные, не знаем языка.)
Два ученика рассказали, что они делали вчера. Почему вы поняли то, что они говорили? (Мы понимаем, так как говорим на одном языке.)
Давайте разыграем ситуацию, когда встретились русский и англичанин или...
Малышам трудно говорить на английском языке. Но можно говорить на языках других национальностей.
Поняли ли вы, о чём говорили дети, используя для беседы каждый свой язык? (Нет.)
Каждый звук человеческой речи мы будем изображать карточкой Это схема одного звука.
У каждого ребёнка на парте лежат белые квадратики — схемы звуков. Учитель произносит поочерёдно звуки.
[м] (дети кладут на парту белый квадратик)
[а] (дети кладут на парту белый квадратик)
[м] (аналогичная работа)
[а] (аналогичная работа)
— Сколько звуков мы произнесли? Назовите их. Какое слово мы услышали, произнося эти звуки друг за другом? Какой первый звук мы произнесли? ([м])
Второй? Третий? Четвёртый?
Дети называют звуки слова мама, поднимая карточки.
— Сколько звуков мы произнесли? Что обозначает это слово? (Мама — самый близкий наш человек.)
Теперь я произнесу звук, вы показываете схему и выкладываете её на парте: уд». (2 белых квадратика.)
Произнесите первый звук. Второй. Заметили ли вы разницу в произношении этих звуков? Какую? (Один звук тянется. Произносится легко, свободно, голосом — хорошо слышится. Другой произносится кратко, с трудом, мешают губы, зубы или язык.)
Послушайте, я произнесу ещё несколько звуков, которые также легко произносятся: [о, о, у, ы, и, э].
Дети произносят 6 гласных звуков за учителем.
— Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 14). Какие звуки вы услышали в этом дворе?
Дополните предложение на с. 14.
Рассмотрите рисунки и схемы (с. 14). Назовите звуки в словах. Какие звуки хорошо тянутся голосом? Какие нет?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Чему мы научились сегодня на уроке? Докажите это на схемах внизу на с. 14.
Все ли звуки одинаково произносятся? Какие из них можно петь голосом?
http://compendium.su/rus/1klass_1/8.html