-формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, обогатить словарный запас учащихся;
-развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование.
Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; толковый словарик русского языка; конверты с заданиями; портрет И.А.Бунина; наглядный материал;рабочий лист для анализа произведения ;презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
Учитель.
- В гостях у нас сегодня снова поэзия И.А. Бунина, а именно, стихи о природе (показать портрет). Детство — лучшая пора человеческой жизни. Именно вдетском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному.
3. Скороговорки по группам(5 скороговорок-речевая разминка)Учитель.
-Для того, чтобы наслаждаться чтением, мы должны полностью овладеть техникой чтения.
Игра «Ассоциации»
а)по смежности в пространстве(зима-снегопад;осень-листопад;природа-молодость)
б) по контрасту противоположностей(высокий -низкий;детство-старость;бродить(ходить)-сидеть)
в)Игра «хвостик -к слову
Зима-снег,потому что зимой идёт снег
г)Игра «Какого слова не хватает?» перо,стихи (поэт
4. Цели учебной деятельности.
На этом уроке будем учиться читать стихи поэта– не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»
Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём , я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе -пока одинаковое у всех.(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
5. Проверка домашнего задания
- Какое стихотворение И.А. Бунина вы читали дома? О чем он мечтает? Что вы должны передать при чтении этого стихотворения слушателям?
Учитель.
Посмотрим на иллюстрации к стихотворению, которые вы нарисовали. Они помогут вам настоится на лирический лад.
Выразительное чтение стихотворения.
а) чтение стихотворения (3-4 ч.);
б)вопросы «Бочки-заморочки» выбираем и отвечаем
б) словарная работа
- Какие непонятные слова вы встретили?(работа с толковым словариком.)
-Аромат. Это приятный запах.
-Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.
-Бор. Это лес, в котором растут сосны.
-Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые , расписные, светлые.
О чем это стихотворение?
-Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
Чтение стихотворение по частям
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?
-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.(Ароматерапия)
-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам!
-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.
Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.
-А теперь мы посмотрим на репродукцию И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.
Посмотрите на сосны, какие они? (игра-МИКРОФОН)
Что мы еще видим на картине?
- Траву, землю.
Почувствуйте аромат этого леса, вдохните его.
-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?
-Потому что с одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет.
-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.
Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. ---Кто создает палаты солнечные?
-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.
Их создает природа.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк…
-Что необычного в этих строчках?
-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.
-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»
- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.
- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.
-В чем его необычность? Думаем все вместе.
-Шелк – мягкий, нежный.
-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?
Обратить внимание детей на многоточие:
-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».
-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.
…Прильну к сосне корявой…
- Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.
-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И.Шишкина? Почему?
-Совпадает. Пейзаж красивый и стихотворение красивое.
- И картина, и стихотворение вызывают радостное настроение
6. Работа по содержанию
6.1. Работа по содержанию.
- Сколько строф в этом стихотворении?
- Прочитать первую строфу.
- Почему поэт называет лес солнечными палатами? В какое время суток бродил поэт в этом чудном сосновом бору?
- Какое настроение у него было?
– Давайте отметим паузы и логическое ударение в I строфе.
6.2. Выразительное чтение первой строфы.
– Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).
- Такая рифма называется перекрестной.
6.3. Работа над второй строфой.
- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?
а) расстановки пауз и логических ударений. б) выразительное чтение II строфы.
6.4.Работа над третьей строфой.
- Представьте себе эту старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?
- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.
- Читаем стихотворение, выразительно. Постарайтесь своим чтением донести до слушателей настроение автора.
- Посмотрите на иллюстрацию.
К какой строфе она нарисована? Чем бы вы дополнили ее.
6.6. Анализ чтения.
- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?
анализ. (раздаются листочки по номерам)
Композиция «Детство» состоит из трёх четверостиший:
в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой; во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»; третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.
Ритмический строй Произведение написано с перекрёстной рифмовкой.
слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного све
сравнения: «Песок — как шёлк…»;
метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней»
восклицательные предложения в первой и третьей строфах.
Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.
7.Рефлексия:Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.
Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.
У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.
-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.
-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.
- Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.
-А теперь покажите своё настроение. (работа по группам)
– А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока.
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет…»
И я очень надеюсь ,что и мы с вами этому научились.
Дети подготовили проект «Макет Земля».Давайте рассмотрим.
Делаем вывод: нам нужно научится беречь природу!
8. Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.
1.Синквеин (детство)
2.Выучить наизусть.
3.Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.