kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по литературному чтению на тему "Анализ произведения И.А. Бунина "Детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по литературному чтению на тему "Анализ произведения И.А. Бунина "Детство" предназначена по программе для 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературному чтению на тему "Анализ произведения И.А. Бунина "Детство"»

Тема урока: Анализ произведения И.А. Бунина "Детство".

Класс: 4Б

Учитель: Вильданова А.С.

Цель:

  1. Раскрыть: идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство»

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к: русской поэзии; природе.

Образовательные задачи:

-формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, обогатить словарный запас учащихся;

-развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; толковый словарик русского языка; конверты с заданиями; портрет И.А.Бунина; наглядный материал;рабочий лист для анализа произведения ;презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

Учитель.

- В гостях у нас сегодня снова поэзия И.А. Бунина, а именно, стихи о природе (показать портрет). Детство — лучшая пора человеческой жизни. Именно вдетском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному.

3. Скороговорки по группам(5 скороговорок-речевая разминка)Учитель.

-Для того, чтобы наслаждаться чтением, мы должны полностью овладеть техникой чтения.

Игра «Ассоциации»

а)по смежности в пространстве(зима-снегопад;осень-листопад;природа-молодость)

б) по контрасту противоположностей(высокий -низкий;детство-старость;бродить(ходить)-сидеть)

в)Игра «хвостик -к слову

Зима-снег,потому что зимой идёт снег

г)Игра «Какого слова не хватает?» перо,стихи (поэт

4. Цели учебной деятельности.

На этом уроке будем учиться читать стихи поэта– не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»

Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём , я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе -пока одинаковое у всех.(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

5. Проверка домашнего задания

- Какое стихотворение И.А. Бунина вы читали дома? О чем он мечтает? Что вы должны передать при чтении этого стихотворения слушателям?

Учитель.

Посмотрим на иллюстрации к стихотворению, которые вы нарисовали. Они помогут вам настоится на лирический лад.

Выразительное чтение стихотворения.

а) чтение стихотворения (3-4 ч.);

б)вопросы «Бочки-заморочки» выбираем и отвечаем

б) словарная работа

- Какие непонятные слова вы встретили?(работа с толковым словариком.)

-Аромат. Это приятный запах.

-Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

-Бор. Это лес, в котором растут сосны.

-Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые , расписные, светлые.

О чем это стихотворение?

-Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

Чтение стихотворение по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.(Ароматерапия)

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

-А теперь мы посмотрим на репродукцию И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.

Посмотрите на сосны, какие они? (игра-МИКРОФОН)

Что мы еще видим на картине?

- Траву, землю.

Почувствуйте аромат этого леса, вдохните его.

-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?

-Потому что с одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. ---Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

-В чем его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

…Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И.Шишкина? Почему?

-Совпадает. Пейзаж красивый и стихотворение красивое.

- И картина, и стихотворение вызывают радостное настроение

6. Работа по содержанию

6.1. Работа по содержанию.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- Прочитать первую строфу.

- Почему поэт называет лес солнечными палатами? В какое время суток бродил поэт в этом чудном сосновом бору?

- Какое настроение у него было?

– Давайте отметим паузы и логическое ударение в I строфе.

6.2. Выразительное чтение первой строфы.

– Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

- Такая рифма называется перекрестной.

6.3. Работа над второй строфой.

- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

а) расстановки пауз и логических ударений.
б) выразительное чтение II строфы.

6.4.Работа над третьей строфой.

- Представьте себе эту старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

- Выразительное чтение III строфы.

6.5. Выразительное чтение стихотворения “Детство”.

- Читаем стихотворение, выразительно. Постарайтесь своим чтением донести до слушателей настроение автора.

- Посмотрите на иллюстрацию.

К какой строфе она нарисована? Чем бы вы дополнили ее.

6.6. Анализ чтения.

- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?

анализ. (раздаются листочки по номерам)

Композиция
«Детство» состоит из трёх четверостиший:

в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.

Ритмический строй
Произведение написано с перекрёстной рифмовкой.

Жанр, тема и идея
Жанр- пейзажная лирика.

Тема- описание впечатлений.

Идея — природа может вернуть детское ощущение.

  • слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;

  • слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного све

  • сравнения«Песок — как шёлк…»;

  • метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);

  • эпитеты«тяжёлый, величавый», «сладостней»

  • восклицательные предложения в первой и третьей строфах.

Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.

7.Рефлексия:Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.

-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.

- Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.

-А теперь покажите своё настроение. (работа по группам)

– А закончить урок я хочу словами писателя  Александра Блока.

«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…»

И я очень надеюсь ,что и мы с вами этому научились.

Дети подготовили проект «Макет Земля».Давайте рассмотрим.

Делаем вывод: нам нужно научится беречь природу!

8. Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.

1.Синквеин (детство)

2.Выучить наизусть.

3.Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.



Рабочий лист

Анализ стихотворения «Детство» И.А. Бунина

 Композиция-


Ритмический строй-


Жанр-

Тема-

Идея-.

Образы-


Слова, передающие запахи: 

  • слова, передающие солнечный свет –



  • сравнения



  • метафора-

  • эпитеты:

  • восклицательные предложения 

Вывод:









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Вильданова Айсылу Сальмановна

Дата: 04.06.2025

Номер свидетельства: 671141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Дистанционный урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "distantsionnyi-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства