Разработка конспекта урока по русскому языку 2 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Разработка конспекта урока по русскому языку 2 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных. 2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. 3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по русскому языку 2 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"»
Тема урока:
Имена собственные и нарицательные
Учитель начальных классов
Эсауленко Ю.В.
г. Ессентуки, 2017-2018 учебный год
Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс
Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.
Задачи урока:
1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных. 2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. 3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.
- Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают ( согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)
Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.
- Прочитайте предложение.
- Какие орфограммы встретились в этих словах.
2. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.
Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи, Под корягою лесной спит под снежной пеленою. м..дведь
Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали- Не одну нашли, а десять! Как его названье, дети? к..ртоф..ль
Не живая, а идёт, Не подвижна, а ведёт. д..рога
У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода - кора. за..ц
В два ряда дома стоят – Десять, двадцать, сто подряд, И квадратными глазами Друг на друга глядят. ул..ца
То он –блин, то он –клин, Ночью на небе один. мес..ц
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. с..бака
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. д..кабрь
- Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)
- Назовите их. (Е А О Я И)
- Почему эти слова нам надо запомнить?
(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)
- Запишите слова в тетрадь.
III. Физкультминутка.
IV. Работа над темой урока.
Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:
город казань,
улица баумана
от незнайки
- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.
-Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)
город Казань,
улица Баумана
от Незнайки
- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)
- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)
- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)
- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.
- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше букв – подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак!
- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.
-Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.
-А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.
-А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)
- Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.
-Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.
-Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.
- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).
Азалия, когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Две Азалии)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)
- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).
- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?
- А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»
- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?
- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.
Чёрное море – чёрное платье река Быстрая – быстрая река девочка Надежда – моя надежда
Игра «Лови ошибку» (работа в парах)
- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
Проверка работы.
Работа с учебником. С.16,упр.18
V. Итог урока. Обобщение.
- Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
- У вас на партах листы самооценки, оцените себя.
- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
VI. Домашнее задание.
1.Выполнить упражнение 22.
2. Написать 5 названий улиц нашего города.
3. Составить рассказ о Новом годе, используя имена собственные.