Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие растений»
. Приемы: «Кластеры», «Верите ли вы?», выступления подготовленных учащихся.
Формы работы: парная, групповая.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни
Оборудование урока: презентация «Разнообразие растений», компьютер, проектор, экран, учебники, рабочие тетради, «Атласы - определители», гербарии.
Ход урока.
I Организационный момент.
Создание психологической комфортности. Стихи о природе
С желтыми листочками
Ветерок играет.
Осенью природа
Под дождик засыпает.
Разноцветный листопад –
Осени всегда я рад. И. Ерофеева Слайд
II Актуализация имеющихся знаний учащихся.
-Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение) Слайд
- Вспомните, что вы знаете о растениях.
(живой организм, без него невозможна жизнь , есть лекарственные травы, комнатные растения для украшения интерьера и т.д.)
-Докажите, что растение живой организм. Слайд
(дышит, растет, питается, размножается, умирает).
-К какой большой группе они относятся и как эта группа называется? (Царство растений) Слайд
-Назовите, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) Слайд
III Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения.
а)Слово учителя.
Вы, наверное, не раз слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли».Действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой! Но царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев. Как же их можно узнать и не перепутать одно растение с другим? Вот сегодня мы хорошенько потрудимся и постараемся найти ответ на этот вопрос. Вы хотите этого? Если «да», то начинаем наш поиск. Слайд
б) Приём «Верите ли вы?...»
№ п/п | Верите ли вы? | До чтения | После чтения |
1 | …что водоросли могут окрасить воду? | | |
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | | |
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | | |
4 | …что мох может ожить после того, как его засушили? | | |
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | | |
6 | … что папоротники не имеют цветов? | | |
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | | |
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | | |
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | | |
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? | | |
-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения.
в). Стадия осмысления. Работа в группах.
У каждого ученика есть текст и вопросы к содержанию текста. Дети находят вопросы и готовят ответ на них, прочитав статью.
1-группа. Водоросли
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют?
2-группа. Мхи
Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете?
3-группа Папоротники
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
4-группа.
Хвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет. Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Каких хвойных растений ты знаешь?
-Какие у них листья?
-Что у них на месте плодов?
-Как долго они живут?
б) Выступление учащихся по группам. Параллельно идёт показ Слайдов.
Цветковые растения.
-Я тоже подготовила для вас загадки по теме.
Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головы и кажется: вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон ( колокольчик) Слайд
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери ее в рот, она ядовита (ландыш) Слайд.
Один из самых ранних цветов в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру (ветреница) Слайд.
- К какой группе растений они относятся? (цветковые)
Большой слайд Цветковые растения
Докажите это словами из учебника.
в) Работа по учебнику, с 72
Цветковые растения - те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.
-Назовите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся:
Разнообразие растений.
Физкультминутка
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одном из видов растений, которую мы сейчас послушаем.
г)Выступление подготовленных учащихся.
Водоросли
1) Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" - результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.
Слайд
Мхи
2) Сфагнум - особый вид болотного мха, известный своими необычными свойствами. Этот мох легко переносит неблагоприятный болотистый климат, может приспосабливаться на стволах деревьев, камнях, стекле и металле!
В природе растет в лесах. Там, где под ногами хлюпает вода можно собирать это удивительное растение.
Сфагнум - многолетнее споровое растение, не имеет корней. Ветки и стебель сфагнума покрыты мелкими чешуйчатыми листьями. Во влажные периоды поры сфагнума способны впитать в себя много воды. Отсюда и греческое название мха - "сфагнос", что значит - губка. Именно это свойство сфагнума используется цветоводами. Слайд
Папоротник
3) Венерин волос – один из видов папоротников. У него перистые листья, достигающие 40 см в длину. Он требователен к влажности воздуха и поэтому редко выращивается в условиях помещения.
Слайд
Хвойные растения
4) Пихта обыкновенная представляет собой хвойное дерево, достигающее в высоту 30 метров. Пихта широко распространена в Сибири, где она образует целые леса. Пихта содержит эфирные масла, витамины
Лечебные свойства пихты известны уже давно. Из пихты получают скипидар и камфару – вещества, которые давно и успешно применяются в официальной медицине, в том числе и для лечения многочисленных заболеваний опорно-двигательного аппарата. В отличие от сосны и ели шишки у пихты смотрят вверх. Слайд
-Вот теперь ответьте на вопрос, который был задан в начале урока! (Растения разделены на группы)
V Первичное закрепление новой темы.
1)Приём «Верите ли вы?..» После чтения.
Слайд
Проверьте свои ответы по таблице.
2)Составление кластера.
3)Работа по «Атласам- опеделителям». Слайд
4)Составление синквейна о растениях.
Растение
Зелёное полезное лекарственное
Растёт выделяет дышит размножается
Чем удобряли, то и выросло
Организм
3).Работа в рабочей тетради. С.29, № 1. Взаимопроверка.
VI Домашнее задание.
Познакомиться с текстом учебника на стр.71-75.
Каждой группе подготовить загадки о растениях.
По желанию нарисовать рисунки растений своей группы.
VII Заключение урока.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок закончен.
представил
Я узнал
смог
7