Разработка урока по окружающему миру на тему "Зона степей"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Зона степей"
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зонe степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру на тему "Зона степей" »
Окружающий мир
Тема: Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей на физической карте и карте природных зон.
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зонe степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, листочки е мерными и неверными утверждениями для каждого ученика, кроссворд и карточки с текстом (географические ошибки) для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II Актуализация опорных знаний
I. Беседа
Игра «Будь внимателен!»
- Послушайте, о чем я случайно услышала.
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора».
- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)
2. Тест
Природная зона лесов состоит из:
а) пяти частей
б) двух частей
в) трех частей
Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) хвойные леса
в) широколиственные леса
В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка
Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) Приокско-террасный
Охрана лесов — это:
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина
в) забота самих обитателей леса
Работа в группах
Исправьте географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (правильно — к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно — более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно — богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно - хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно — редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка, Лес не является (правильно — является) домом для растений, животных, грибов.
Работа в парах
-Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 50 рабочей тетради.
(Взаимопроверка.)
5. Сообщения учащихся
- О каких растениях и животных Красной книги вы подготовили сообщение?
(Ученики выступают со своими сообщениями, опираясь на за- шки нас. 52 рабочей тетради.)
Кто совершил воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров»? О чем узнали?
«Лосиный остров» — один из первых национальных парков в России, расположен на территории Москвы и Московской области. Наибольшая протяженность с запада на восток 22 км, с севера ил юг 10 км.
III. Самоопределение к деятельности
Кроссворд
Куда приведет нас дорога —
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
(Ученики работают в группах.)
1
2
3
4
5
I. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.) 2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.) 3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный зной спит в избушке снеговой. (Медведь.) 4. В народе это дерево чисто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.) 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: степи.)
А зовет дорога к югу, в бескрайние степи, или в зону степей. Тема путешествия: «Зона степей».
(На доске учитель записывает тему урока.)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
Индивидуальное задание
Игра «Верно — неверно»
- У вас на столах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Внимательно прочитайте и поставьте в графу «До чтения» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.
(После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук учитель выясняет мнения учеников и фиксирует на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.)
№
п/п
Утверждение
До
чтения
После
чтения
1
В степной зоне дуют горячие сухие ветры — суховеи
2
Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ
3
В степи мало насекомых
4
Самая мелкая птица — степной орел
5
Самые плодородные почвы — степные черноземы
- Давайте проверим ваши предположения.
2. Работа в парах
(Ученики в парах читают текст на с. 110—115 учебника. Возвращение к верным и неверным утверждениям. Верные утверждения № 1,2, 5.)
- Работа в парах помогала или мешала?
- Что необходимо сделать, чтобы работалось легко?
- Какие умения вам понадобились для работы в парах?
Работа с картой
- Найдите зону степей на карте. Что карта может рассказать нам про степную зону? (Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)
Первичное закрепление
Сообщения учащихся
VI. Физкультминутка
Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
Выполним задание 2 на с. 53.
Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)
В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)
А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое.)
Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)
Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)
Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)
Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)
Что вы знаете о дрофе? (Дрофа — одна из самых крутых птиц нашей страны.)
Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения
—»насекомые —» куропатка — степной орел.)
Выполним задание 6 на с. 55. Рассмотрите рисунки. Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота — браконьерство.)
- Выполним задание 7 на с. 55. Найдите в тетради плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонколистный, степной орел, журавль-красавка, кузнечик степная дыбка.)
2. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
Подведение итогов урока
Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны
in hi росы, которые задали учащиеся в начале урока.)
Рефлексия
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
(Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще надо поработать?
Кого можно поблагодарить за работу на уроке?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 110—117 учебника, выполнить задания.
Выполнить задания 3, 4, 8, 9 на с. 54, 56 рабочей тетради.
Природная зона лесов состоит из:
а) пяти частей
б) двух частей
в) трех частей
Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) хвойные леса
в) широколиственные леса
В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка
Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) Приокско-террасный
Охрана лесов — это:
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина
в) забота самих обитателей леса
Природная зона лесов состоит из:
а) пяти частей
б) двух частей
в) трех частей
Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) хвойные леса
в) широколиственные леса
В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка
Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) Приокско-террасный
Охрана лесов — это:
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина