Разработка урока литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"
Разработка урока литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"
Цели: знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе; развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости. Урок предусматривает различные формы работы над произведением Виктора астафьева "Капалуха".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"»
В. Астафьев «Капалуха»
Цели: знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе; развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости
I. Организационная часть
II. Артикуляционная гимнастика
III. Актуализация знаний и мотивация
1. Введение в тему
На доске записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.
– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)
– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)
– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.
1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»
2 группа подумает – «Как выражают любовь?»
3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»
Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.
1 группа.
Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.
2 группа.
Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.
3 группа.
Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.
– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)
Любовь – это чувство, которое выражается …(выступление детей 2 группы)
Любовь – это чувство, которое может быть…(выступление детей 3 группы)
– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
Зачитывание детьми понятия «любовь»
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
2. Определение темы урока
– Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к ребенку)
– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока (Материнская любовь)
IV. Постановка учебной цели
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Виктора Петровича Астафьева.
1. Биография В.П. Астафьева.
Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги «До будущей весны». «Огоньки», «Васюткино озеро», «Куры, лиса и кот».
- Отгадайте загадку и узнаете, о ком будете читать
У него хороший слух, Но когда токует, - глух! Можно даже, говорят, Взять руками …(Глухаря)
– Что это за птица вы узнаете из деформированного текста, который находится у вас на столе.
2. Чтение деформированного текста «Глухарь»
Глухарь. Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец краснобровый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками. День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
Глухарь – это наякруп цапти. Самка ньмеше цасам. Самец краснобровый и тыйдаробо. Самка буротова-жаяры. Живут в новыхсос сахле. Весной кассам отдыклавает от 4 до 15 ция. Глухарят дитво за бойсо тьма. Летом писятает войтра, намимесе, дамигоя. Зимой – ейхво нысос, камипоч. День – водитпро на лезем, чуноет на ревьдеях. Очень остоженро. Обдаетла краснымпре хомслу и ниемзре. Этих типц лосьоста лома на леЗем. Их надо речьбе и ранятьох.
– Почему этих птиц называют глухарями? (Эти птицы весной начинают токовать и не слышат окружающие звуки).
– Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха»
V. Первичное восприятие произведения
Чтение подготовленным учеником текста произведения В.П. Астафьева «Капалуха».
– После прослушивания постарайтесь ответить на вопрос:
– Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)
– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)
Попутно ведётся объяснение слов:
пастьба – луг, где пасут скот
просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают
валежник – сухие ветки, сломленные ветром
черничник – заросли черники
озираться – оглядываться
покоробленные леса – искривленные
редколапые ели – редкие ветви
робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев
ощупывать глазами – осматривать внимательно
напружены – напряжены
закостенелые крылья – неподвижные
дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.
космы – взлохмаченные пряди волос
Физкультминутка
VI. Анализ текста
– Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.
Описание местности.
Дети и гнездо.
Поведение глухарки при виде детей.
– Прочитайте I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание. (Жужжащее чтение I части до слов «Я поспешил…»).
– Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес, черничник.
– Читаем II часть про себя до слов « Капалуха металась…».
– Какова основная мысль этой части рассказа?
– Дети решают, как поступить с гнездом.
– Прочитаем III часть рассказа. (Чтение вслух с элементами вычитывания).
– Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.
– При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).
– Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»
– Она боялась за своих детей.
– Почему крылья птицы «закостенели»?
– Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.
– Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?
– Голое брюшко.
– Почему же брюшко у птицы было голое?
– Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.
– А еще что они увидели у птицы?
– На груди трепещет кожа – так часто билось птичье сердце.
– Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?
– «Это от испуга, гнева и бесстрашия…»
– Как вы понимаете такое состояние глухарки?
– Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.
– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?
– Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль.
– Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?
– Радостно, легко, весело.
– Почему?
– Они были довольны своим решением не трогать гнездо.
– А капалуха успокоилась? Прочитайте об этом в тексте.
– «Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею», «Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо».
– Правильно, ребята, капалуха думала только о своих будущих детях.
– Как она слетела с дерева?
– Плавно.
– Почему плавно?
– Она боялась потревожить яйца резкими движениями.
– Птица потихоньку заползла в гнездо.
– После этого она «замерла». Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?
– Бывает от страха, от радости, от неожиданности.
– Подберите близкое по значению выражение к словам «сидела неподвижно, затаив дыхание».
– Она боялась, что ребята опять вернуться, была счастлива от близости со своим детьми.
– Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза «стали затягиваться дремной пленкой…».
– Стало ли спокойно на душе у капалухи?
– Нет.
– Почему? Докажите словами из текста.
– «Но вся она была насторожена, вся напружена».
– А как вы понимаете такое состояние?
– Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.
– А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?
– «Сердце капалухи билось сильными толчками».
– Почему?
– Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.
VII. Итог урока
– Чему учит нас этот рассказ?
– Быть добрыми, заботливыми по отношению к птенцам и детёнышам животных; не обижать их.
– О чем вы задумались, читая этот рассказ?
– Какие материнские чувства ярко проявились в поведении глухарки?