kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе; развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости. Урок предусматривает различные формы работы над произведением Виктора астафьева "Капалуха".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"»

В. Астафьев «Капалуха»

Цели: знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе; развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости

I. Организационная часть

II. Артикуляционная гимнастика

III. Актуализация знаний и мотивация

1. Введение в тему

На доске записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.

– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.

1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»

Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.

1 группа.

Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.

2 группа.

Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.

3 группа.

Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.

– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)

Любовь – это чувство, которое выражается … (выступление детей 2 группы)

Любовь – это чувство, которое может быть… (выступление детей 3 группы)

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.

Зачитывание детьми понятия «любовь»

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

2. Определение темы урока

– Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к ребенку)

– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока (Материнская любовь)



IV. Постановка учебной цели

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Виктора Петровича Астафьева.

1. Биография В.П. Астафьева.

Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги «До будущей весны». «Огоньки», «Васюткино озеро», «Куры, лиса и кот».

- Отгадайте загадку и узнаете, о ком будете читать

У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками (Глухаря)

– Что это за птица вы узнаете из деформированного текста, который находится у вас на столе.

2. Чтение деформированного текста «Глухарь»

Глухарь.
Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец краснобровый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками.
День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

Глухарь – это наякруп цапти. Самка ньмеше цасам. Самец краснобровый и тыйдаробо. Самка буротова-жаяры. Живут в новыхсос сахле.
Весной кассам отдыклавает от 4 до 15 ция. Глухарят дитво за бойсо тьма. Летом писятает войтра, намимесе, дамигоя. Зимой – ейхво нысос, камипоч.
День – водитпро на лезем, чуноет на ревьдеях. Очень остоженро. Обдаетла краснымпре хомслу и ниемзре. Этих типц лосьоста лома на леЗем. Их надо речьбе и ранятьох. 

– Почему этих птиц называют глухарями? (Эти птицы весной начинают токовать и не слышат окружающие звуки).

– Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха»



V. Первичное восприятие произведения

Чтение подготовленным учеником текста произведения В.П. Астафьева «Капалуха».

– После прослушивания постарайтесь ответить на вопрос:

– Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)

Попутно ведётся объяснение слов:

  • пастьба – луг, где пасут скот

  • просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают

  • валежник – сухие ветки, сломленные ветром

  • черничник – заросли черники

  • озираться – оглядываться

  • покоробленные леса – искривленные

  • редколапые ели – редкие ветви

  • робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев

  • ощупывать глазами – осматривать внимательно

  • напружены – напряжены

  • закостенелые крылья – неподвижные

  • дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

  • космы – взлохмаченные пряди волос

Физкультминутка

VI. Анализ текста

– Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

  1. Описание местности.

  2. Дети и гнездо.

  3. Поведение глухарки при виде детей.

– Прочитайте I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание. (Жужжащее чтение I части до слов «Я поспешил…»).

– Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес, черничник.

– Читаем II часть про себя до слов « Капалуха металась…».

– Какова основная мысль этой части рассказа?

– Дети решают, как поступить с гнездом.



– Прочитаем III часть рассказа. (Чтение вслух с элементами вычитывания).

– Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

– При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

– Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

– Она боялась за своих детей.

– Почему крылья птицы «закостенели»?

– Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.

– Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

– Голое брюшко.

– Почему же брюшко у птицы было голое?

– Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.

– А еще что они увидели у птицы?

– На груди трепещет кожа – так часто билось птичье сердце.

– Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?

– «Это от испуга, гнева и бесстрашия…»

– Как вы понимаете такое состояние глухарки?

– Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

– Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль.

– Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?

– Радостно, легко, весело.

– Почему?

– Они были довольны своим решением не трогать гнездо.

– А капалуха успокоилась? Прочитайте об этом в тексте.

– «Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею», «Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо».

– Правильно, ребята, капалуха думала только о своих будущих детях.

– Как она слетела с дерева?

– Плавно.

– Почему плавно?

– Она боялась потревожить яйца резкими движениями.

– Птица потихоньку заползла в гнездо.

– После этого она «замерла». Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?

– Бывает от страха, от радости, от неожиданности.

– Подберите близкое по значению выражение к словам «сидела неподвижно, затаив дыхание».

– Она боялась, что ребята опять вернуться, была счастлива от близости со своим детьми.

– Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза «стали затягиваться дремной пленкой…».

– Стало ли спокойно на душе у капалухи?

– Нет.

– Почему? Докажите словами из текста.

– «Но вся она была насторожена, вся напружена».

– А как вы понимаете такое состояние?

– Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.

– А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?

– «Сердце капалухи билось сильными толчками».

– Почему?

– Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.



VII. Итог урока

– Чему учит нас этот рассказ?

– Быть добрыми, заботливыми по отношению к птенцам и детёнышам животных; не обижать их.

– О чем вы задумались, читая этот рассказ?

– Какие материнские чувства ярко проявились в поведении глухарки?

– Любовь, доброта, заботливость, самопожертвование, смелость.

– Назовите тему нашего урока.

– Что вы узнали об этом чувстве? (Это сильное, бескорыстное, чистое, способное на самопожертвование чувство).

– С чего начинается жизнь?

– Мама – ребенок – семья – дом – Россия – планета – мир. А бережет и хранит все это «любовь»!



VIII. Домашнее задание

  1. Пересказ прочитанного произведения.

  2. Придумать к каждой части рассказа «Капалуха» свои вопросы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"

Автор: Рожанская Марина Владимировна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев.Капалуха""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_v_p_astaf_"
    ["file_id"] => string(6) "355733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478381839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства