kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев.Капалуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев.Капалуха"»

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «В.П.Астафьев. Капалуха»

Учитель: Салова Зоя Владимировна, учитель МАОУ СОШ№11 станицы Нижнебаканской Крымского района Краснодарского края

УМК «Школа России»

Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»

Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Астафьева «Капалуха», определить тему и главную мысль рассказа.

Задачи:

  • создать условия для глубокого анализа произведения, формирования читательских умений и навыков

  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков и творческих способностей через групповую и парную форму работы, в ходе анализа текста рассказа.

  • воспитывать любовь и уважение к матери, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные: - прогнозировать содержание текста художественного произведения В.П.Астафьева «Капалуха» по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому материалу; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих.

Технологии: технология продуктивного чтения.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, видеофильм, портрет писателя, карточки с заданиями для работы в паре, в группе, выставка книг писателя.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у детей потребности включения в учебную деятельность.

1.Приветствие

Прозвенел звонок, начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Будем мы внимательны. Будем мы старательны.


Приветствуют учителя и настраиваются на урок


Личностные:

  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.

Улыбаются друг другу.

2.Работа с текстом до чтения

Актуализация

знаний.

Цель: организовать актуализацию знаний.

-Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела …?

-Чему мы учимся в этом разделе?


«Люби живое»

Понимать смысл рассказа, формулировать его основную мысль; рассказывать о герое.

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Познавательные:

-используют знаково-символические средства;

Регулятивные:

  • планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия ; Коммуникативные-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить правильность, полноту и сознательное выполнение домашнего задания

Работа с таблицей «Верные – неверные ответы» (дети отмечают верные ответы «+», неверные «-»).

1. Верно ли то, что вы прочитали рассказ? (верно)-к

2. Верно ли то, что мальчику было 12 лет? (верно)-а

3. Верно ли, что обезьянку звали Яшка? (верно)-п

4. Верно ли то, что у товарища была фамилия Ахименко? (неверно)-

5. Верно ли то, что обезьяна была породы макака? (верно)-а

6. Верно ли, что этот рассказ написал Б. Житков? (верно)-л

7. Верно ли. что примирение у отца с обезьянкой Яшкой произошло из – за конфет? (верно)-у

8. Верно ли то, что постель для Яшки устроили в ящике»? (неверно)-

9. Верно ли, что врагом у Яшки была собака? (неверно)-

10. Верно ли, что Яков стал царём во дворе? (верно)-х

11. Верно ли, что мальчик подарил обезьянку товарищу? (верно)-а

(где слово «верно»- высвечивается буква, после проверки появляется слово «капалуха»)

(Предлагается эталон для проверки)

Самостоятельная работа с таблицей «Верные – неверные ответы»

Выполняется взаимопроверка в парах по эталону.

После проверки на эталоне появляется слово КАПАЛУХА


Антиципация

чтения.

Цель: организовать

учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания, заинтересовать учащихся.

-Знаете ли вы, лексическое значение слова «капалуха»? Предположите.

Я предлагаю поработать в группах с опорными словами, с информацией об авторе, с названием и иллюстрации и предположить, о чём или о ком мы будем читать рассказ.


Предполагают и называют значение слова.

Работают в группах: 1группа-работает с опорными словами

2 группа- с иллюстрацией и названием

3 группа-с информацией обавторе.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные:

  • прогнозировать, предугадывать содержание текста;

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Определение цели урока.

- Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока, прочитав название рассказа, рассмотрев иллюстрацию, изучив творчество автора и опорные слова.

Вывод: сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.П. Астафьева. «Капалуха». Каждая группа выдвигает свои предположения о содержании, событиях, героях рассказа.

-Ребята выдвинули разные версии. А вы хотите узнать, о чём рассказ и кто из вас был прав? Давайте проверим ваши предположения, прочитав рассказ, используя приём «диалог с автором».

Появляется желание прочитать рассказ, убедиться в том, правы они или нет.

3.Работа с текстом во время чтения

Словарная работа


  • Предварительно узнаем лексическое значение трудных слов, используя презентацию и толковый словарь.

  • Пастьба – луг, где пасут скот.

  • Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.

  • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

  • Альпийские луга- высокогорные

  • Тайга- трудно проходимый лес

  • Черничник-заросли черники.

Чтение и объяснение слов с помощью

толкового словаря и презентации.







Познавательные:

  • формировать умения анализировать, учебный материал

Коммуникативные:

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Первичное чтение текста. «Диалог с автором»

Цель: эффективно воспринимать новый материал; понимать практическую значимость изучаемого материала.


Читает текст учитель.

.Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум.

-Как вы думаете, ребята, что же произошло, почему поднялся шум?

Предположения детей: подбежали собаки, выбежали какие-то лесные звери, что-нибудь случилось с детьми…

Познавательные:

  • прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить речевое высказывание в устной форме

Личностные:

    • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;


-Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

.…Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел…

- Что же он увидел?

Предположения детей: медведя, большую собаку, змею…

-Проверяем ваши предположения (учитель читает текст дальше).

.как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

-Как вы думаете, почему бегала глухарка? Кто же такая капалуха?

Предположения детей: спасала своих птенцов, защищала гнездо, просто сама испугалась…

Капалуха-самка глухаря

-Проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

… — Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел… до слов В хатке утеплённое мхом гнездо.

-Что же было в гнезде?

Предположения детей: маленькие птенцы, яйца, змея…

-Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца…. До слов
— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

Зачем?

-Как вы думаете, зачем им яйца?

-Что ответил мальчик?

Предположения детей: просто поиграть, наблюдать за ними, показать другим детям, похвастаться…

-Проверяем ваши предположения (учитель читает текст дальше).

.Да так!

А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

-Как вы думаете, ребята, что будет с капалухой?

Предположения детей: погибнет, улетит в другой лес, останется одна…


Учитель читает текст дальше.

…. Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. До слов …Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

-Почему живот у капалухи был голый?

Предположения детей: ей было жарко, она грела яйца, просто вылезли перья…

-Проверяем ваши предположения (учитель читает текст дальше).

…— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель. И все весело побежали от капалухиного гнезда.

-Как вы думаете, что было дальше с капалухой?

Предположения детей: капалуха села на гнездо, успокоилась, стала высиживать яйца …

Учитель читает текст дальше.

Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею… До слов … а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.


4.Работа с текстом после чтения. Работа с технологическими картами.

Концептуальная беседа по

тексту (слайд10-13)

 


-Понравился вам рассказ?

-Какие чувства вызывает у вас эта история?

-Подтвердились ли ваши предположения, о которых вы говорили перед чтением рассказа?

-Какую птицу охотники называют капалухой?

-Как бы вы озаглавили этот рассказ?

Чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят.

Самку глухаря.

Самоотверженная птица, птица-мать…

Познавательные:

  • строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме

  • формировать умения анализировать, обобщать учебный материал

Личностные:

    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;


Перечитайте рассказ про себя и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

Работа в технологических картах.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими землю. Закостенели от неподвижности. Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?

Чтобы показать состояние капалухи.

-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы?

Испуг, гнев, бесстрашие.

- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи после ухода людей?

Вытянула шею, глаза не следили, целились на гнездо, плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла

-Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое

-Какое правило забыли дети? Давайте его вспомним?

Оцените свою работу смайликом.

Не трогать гнезда, яйца; не приносить животных из леса. Оценка.

Творческие задания. Физминутка.

Видеофильм

Посмотрите мультфильм и внимательно послушайте, какое ключевое слово, фразу произносит герой рассказа, которых нет в тексте?

Это как наша мама.

Коммуникативные:

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
    деятельности;

Восстановление авторского текста.

У вас карточки с авторским текстом, которого нет в учебнике, подумайте, где именно опущены эти слова. Работа в парах.

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

Определяют место. После слов …— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам,-сказал подошедший учитель…

Работа с кластером

Работа в парах.

-Выберите слова, характеризующие капалуху, составьте кластер.

Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная

-Как вы понимаете значение слово «самоотверженная»?

Готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов

-Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

Оцените работу друг друга смайликом.


И тут мы увидели, что живот у нее голый…

Вывод: мы знаем, что детство писателя было трудным, он рано остался без мамы, ему не хватало материнской любви и именно в образе капалухи он показал любовь своей матери и всех матерей Земли.

Взаимооценка.

Работа с пословицами




Самостоятельная работа. Из карточек соберите пословицу.

Оцените свою работу смайликом.

Материнская ласка конца не знает. Анализ. Самооценка.

- Как можно связать данную пословицу и прочитанное произведение?

-Не зря в старину на изголовье колыбели изображали капалуху, как оберег, символ нежности, заботы и материнства.

Вывод: основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже.

-Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели, как птица заботится о своих птенцах и будут относиться к природе бережнее.

-Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?

Вывод: люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!

-Прочитайте последнее предложение рассказа. Как вы думаете, почему В.П.Астафьев именно такими слова заканчивает свой рассказ?

Автор обращает наше внимание на то, что нужно бережно относиться к окружающим, быть внимательными по отношению к ним. Оставив яйца в гнезде, дети дают возможность появлению новой жизни, которая так хрупка и отчасти зависела от поведения героев.

-Вам понравилось произведение?

-Захотелось ли вам, ребята. прочитать другие рассказы В.П. Астафьева?

- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения В.П. Астафьева?

- Выставка книг Астафьева.

Посетим библиотеку, прочитаем другие рассказы В.П. Астафьева.

Составление синквейна

Работа в группах.

Составьте синквейн с помощью опорных карточек.

Имя сущ.

КАПАЛУХА

2 им. прилаг.


3 глагола


Предложение


Синоним к им. сущ.


Оцените работу смайликом. Сдайте технологические карты.

Авторский текст. Заключение. В нашем рассказе нет ещё одного фрагмента. Послушайте.

Самостоятельная работа в группах.

Капалуха

Смелая, храбрая

Защищает, оберегает, хлопочет

Заботливая мама для своих детей.

МАМА

Оценка. Сдают карты.

5.Подведение итогов урока

Рефлексия Цель: определение эмоционального состояния учащихся.


Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя …

Мне понравились ответы таких ребят, как …

После урока мне захотелось…

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя …

Мне понравились ответы таких ребят, как …

После урока мне захотелось…

Личностные:

-дают адекватную оценку своим достижениям,

-адекватно судят о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.

6.Домашнее задание

Творческие задания

-Какое домашнее задание вы могли бы предложить?

-Каждый сделает одно из трёх перечисленных заданий по выбору.

Ученики: еще раз прочитать рассказ, пересказать. Сделать рисунок – иллюстрацию. Найди сведения о капалухе.

Личностные:

повышают устойчивый учебно-познавательный интерес, стремятся к совершенствованию своих знаний;

Список литературы.

  1. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя.

  2. Хирьянова И.С. Организация учебного процесса. Управление начальной школе.

  3. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования.

Приложение.

Виктор Петрович Астафьев

«Капалуха»

Виктор Петрович Астафьев родился

в сибирской деревне. В 7 лет мальчик

остался без матери.

Писатель испытал горькую долю-жил в детском доме.

Детство его прошло в Сибири, среди густых еловых лесов. Астафьев побывал на альпийских лугах, вместе со взрослыми и детьми перегонял скот через заросли черники.

Так появился рассказ «Капалуха».

Опорные слова

шли медленно и устало

хвойные леса

вкусная ягода

металась в стороне

плавно слетела

распущенные крылья

Авторский текст.

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… - грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул:

- А ну пошли стадо догонять!..»

Авторский текст. Заключение.

«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

Технологическая карта урока

Виктор Астафьев «Капалуха»


Задание

Самооценка

  1. Таблица «Линия сравнения». Поведение капалухи


До встречи с людьми

После встречи с людьми













  1. Составление кластера.

Напишите, какой была капалуха мамой?

Мать



  1. Работа с пословицами.

  • Составьте пословицу, которая охарактеризует капалуху.

КОНЦА

МАТЕРИНСКАЯ

ЛАСКА

НЕ ЗНАЕТ


  1. Составление синквейна.

Имя сущ.

КАПАЛУХА

2 им. прилаг.


3 глагола


Предложение


Синоним к им. сущ.




Спасибо за работу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев.Капалуха"

Автор: Салова Зоя Владимировна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства