kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка критериев оценивания по грамотности чтения (литературное чтение 4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения, как никакой другой, насыщен различными способами оценивания. Диалоговый характер самого предмета способствует развитию контрольно- оценочной самостоятельности учащихся. Вступая в обсуждение прочитанных произведений, слушая выразительное чтение стихотворения, приступая к написанию сочинения, разрабатывая план текста, ученик встает перед дилеммой: каким должен быть эталон предложенной ему работы? Поэтому вся работа по оцениванию и самооцениванию начинается с выдвижения критериев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка критериев оценивания по грамотности чтения (литературное чтение 4 класс)»

Разработка критериев оценивания по грамотности чтения (литературное чтение 4 класс) Выполнили: Зунунова Н.  Валиева Р.Т.

Разработка критериев

оценивания по грамотности чтения

(литературное чтение

4 класс)

Выполнили: Зунунова Н.

Валиева Р.Т.

Актуальность Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом. Выдвижение и формулирование критериев оценивания – один из самых сложных этапов формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Его применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придаёт им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием. Важным этапом в реализации компетентностного подхода является освоение способов разработки критериев как учителями, так и учащимися.  

Актуальность

Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом. Выдвижение и формулирование критериев оценивания – один из самых сложных этапов формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Его применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придаёт им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием. Важным этапом в реализации компетентностного подхода является освоение способов разработки критериев как учителями, так и учащимися.  

Цель:

Цель:

  • обеспечить целостность учебного процесса за счет механизма накопления баллов за определенный промежуток времени;
  • обеспечить постоянный контакт между учителем, учеником
  • должна обеспечить бережное отношение к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Задачи: -научить правильно и оценивать себя и друг друга по критериям - Научить создавать критерии оценивания Развивать навыки рассуждения, умение сравнивать, анализировать, оценивать различные ситуации Воспитывать бережное отношение друг к другу

Задачи:

-научить правильно и оценивать себя и друг друга по критериям

- Научить создавать критерии оценивания

  • Развивать навыки рассуждения, умение сравнивать, анализировать, оценивать различные ситуации
  • Воспитывать бережное отношение друг

к другу

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат:

  • Умеют создавать критерии оценивания чтения, пересказа, рассуждения
  • - умеют соотносить полученные результаты с эталоном
  • Умеют объективно оценивать себя и своих одноклассников
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого своей собственной деятельностью,собственными силами,собственным напряжением»   Адольф Дистервег

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого своей собственной деятельностью,собственными силами,собственным напряжением» Адольф Дистервег

Оценочные умения – это качество личности, выражающееся в умении поставить цель своей деятельности, добиваться ее выполнения собственными силами, в умении соотносить полученные результаты с эталоном (осуществлять самоконтроль) и оценивать результат своей деятельности согласно критериям оценивания (осуществлять самооценку), намечая пути коррекции результата

Оценочные умения – это качество личности, выражающееся в умении поставить цель своей деятельности, добиваться ее выполнения собственными силами, в умении соотносить полученные результаты с эталоном (осуществлять самоконтроль) и оценивать результат своей деятельности согласно критериям оценивания (осуществлять самооценку), намечая пути коррекции результата

К. Паустовский «Кот-ворюга»

К. Паустовский

«Кот-ворюга»

Цель: познакомить с произведением К.Паустовского «Кот-ворюга» Задачи:  - обучать приемам работы над художественным произведением;  - развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении; уметь правильно оценивать себя и одноклассников, учить составлять критерии оценивания  - воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать; Ожидаемый результат: Знают автора рассказа, умеют различать главных и второстепенных героев, составлять план и пересказывать по картинкам, умеют оценивать себя и других объективно, используя критерии оценивания

Цель:

познакомить с произведением К.Паустовского «Кот-ворюга»

Задачи:

- обучать приемам работы над художественным произведением;

- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении; уметь правильно оценивать себя и одноклассников, учить составлять критерии оценивания

- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать;

Ожидаемый результат:

Знают автора рассказа, умеют различать главных и второстепенных героев,

составлять план и пересказывать по картинкам, умеют оценивать себя и других объективно, используя критерии оценивания

Критерии оценивания учащихся опроса домашнего задания (В.Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз») критерий оценки Последовательность. 3 балла Пересказ был последовательным, логичным. 2 балла Правдивость. 1 балл Культура речи. Правдивый пересказ без искажения событий. Допущена одна ошибка в последовательности изложения. Пересказ с 1 ошибкой (искажением) событий. 0 баллов Пересказ был чётким, динамичным, грамотным (без ошибок по культуре речи и без слов-паразитов и без повторяющихся слов: «потом», «так» и т.д.) Допущено две ошибки в последовательности изложения. Допущено более двух ошибок в последовательности изложения. Не соблюдение одной из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи). Пересказ с 2 ошибками (искажениями) событий. Допущено более двух искажений пересказываемого текста. Не соблюдение двух из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи). Не соблюдение всех трёх позиций оценивания.

Критерии оценивания учащихся

опроса домашнего задания

(В.Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»)

критерий оценки

Последовательность.

3 балла

Пересказ был последовательным, логичным.

2 балла

Правдивость.

1 балл

Культура речи.

Правдивый пересказ без искажения событий.

Допущена одна ошибка в последовательности изложения.

Пересказ с 1 ошибкой (искажением) событий.

0 баллов

Пересказ был чётким, динамичным, грамотным (без ошибок по культуре речи и без слов-паразитов и без повторяющихся слов: «потом», «так» и т.д.)

Допущено две ошибки в последовательности изложения.

Допущено более двух ошибок в последовательности изложения.

Не соблюдение одной из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи).

Пересказ с 2 ошибками (искажениями) событий.

Допущено более двух искажений пересказываемого текста.

Не соблюдение двух из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение всех трёх позиций оценивания.

УЗНАЙ И НАЗОВИ ПИСАТЕЛЯ

УЗНАЙ И НАЗОВИ ПИСАТЕЛЯ

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

Известные произведения К. Паустовского. Выставка его книг.

Известные произведения К. Паустовского.

Выставка его книг.

Скороговорка.   Чёрной ночью чёрный кот  Прыгнул в чёрный дымоход.  В дымоходе чернота.  Отыщи-ка там кота.

Скороговорка.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

Загадка . Догадайтесь, о ком сегодня пойдёт речь?   Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетина, дугою спина,  Днём спит, на солнышке лежит.  Ночью бродит, на охоту ходит .

Загадка . Догадайтесь, о ком сегодня пойдёт речь?

Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетина, дугою спина,

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит .

К. Паустовский   «Кот-ворюга»

К. Паустовский

«Кот-ворюга»

Ворюга  «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга».

Ворюга

«вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга».

ВОР – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения  ВОРЮГА  – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи

ВОР – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения

ВОРЮГА – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи

Словарная работа БУХАЛО ОТЧАЯНИЕ  ЛАЗ ЗАРОСЛИ ШИВОРОТ КУКАН ПРИПАДОК ПЛОТИЦА ПОДПАЛИНЫ

Словарная работа

БУХАЛО

ОТЧАЯНИЕ

ЛАЗ

ЗАРОСЛИ

ШИВОРОТ

КУКАН

ПРИПАДОК

ПЛОТИЦА

ПОДПАЛИНЫ

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности                                            Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности

Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-то болезни (потеря сознания, судороги)

Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-то болезни (потеря сознания, судороги)

КУКАН - бечёвка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду

КУКАН - бечёвка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду

Составление плана Неудачная охота Кот -милиционер

Составление плана

Неудачная охота

Кот -милиционер

Оценивание работы в группе учащихся Дата ___________________ Состав группы роли Ученик 1 оценка Спикер Ученик 2 Генератор идей

Оценивание работы в группе учащихся

Дата ___________________

Состав группы

роли

Ученик 1

оценка

Спикер

Ученик 2

Генератор идей

Задание каждой группе  Группа 1.   Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?  Группа 2.   Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?  Группа 3.   Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

Задание каждой группе

Группа 1.

Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?

Группа 2.

Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?

Группа 3.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

Ответы на задания Задание 1.  Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. Задание 2 .  Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет. Задание 3.  Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. Вор-воришка-ворюга.

Ответы на задания

Задание 1.

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Задание 2 .

Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.

Задание 3.

Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

Вор-воришка-ворюга.

Лист оценивания (чтение отрывка) критерий оценки 3 балла Способ чтения 2 балла целыми словами Правильность чтения 1 балл нет ошибок Выразительность по слогам по буквам 1-2 ошибки 0 баллов громко, с паузами, интонировано 3-5 ошибок не выполнено 1 условие Буквы не называются 6 и более ошибок не выполнено 2 условия не выполнено ни одного условия

Лист оценивания

(чтение отрывка)

критерий оценки

3 балла

Способ чтения

2 балла

целыми словами

Правильность чтения

1 балл

нет ошибок

Выразительность

по слогам

по буквам

1-2 ошибки

0 баллов

громко,

с паузами, интонировано

3-5 ошибок

не выполнено 1 условие

Буквы не называются

6 и более ошибок

не выполнено 2 условия

не выполнено ни одного условия

Критерии «взрослого» чтения Я 1. Понимание содержание текста 2. Выделение голосом ключевых слов Учитель 3.Соблюдение интонации в конце высказывания 4.Соблюдение интонации внутри высказывания 5. Правильная постановка ударения в словах 6.Чтение без пропусков и без замен слов в высказываниях 7.Передача голосом настроения героя, рассказчика 8. Правильный выбор темпа чтения.

Критерии «взрослого» чтения

Я

1. Понимание содержание текста

2. Выделение голосом ключевых слов

Учитель

3.Соблюдение интонации в конце высказывания

4.Соблюдение интонации внутри высказывания

5. Правильная постановка ударения в словах

6.Чтение без пропусков и без замен слов в высказываниях

7.Передача голосом настроения героя, рассказчика

8. Правильный выбор темпа чтения.

Тест «Самый внимательный читатель» По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»  1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня;  б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца;  в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7. 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился: а) на камень; б) как футбольный мяч. 9.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася;  в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу;  г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»: а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня .

Тест «Самый внимательный читатель»

По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня;

б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца;

в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7. 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился: а) на камень; б) как футбольный мяч.

9.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася;

в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу;

г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»:

а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня .

ошибок – 2 балла" width="640"

Проверка

1 – в;

2 – б;

3 – в;

4 – а;

5 – а;

6 – б;

7 – в;

8 – б;

9 – а;

10 – в;

11 – а, б, в, д;

12 – а.

Критерии оценивания:

1 ошибка – 5 баллов

2 -3 ошибки – 4 балла

4-8 ошибок – 3 балла

9 и ошибок – 2 балла

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Читать; написать письмо хозяину от лица кота (советы кота).      благородный, ласковый,  грозный пушистый      бродяга, беспризорник;  дикий, отчаянный, грозный;  боится наказания – трусливый.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать; написать письмо хозяину от лица кота (советы кота).

благородный, ласковый,

грозный пушистый

бродяга, беспризорник;

дикий, отчаянный, грозный;

боится наказания – трусливый.

Таблица критериального  оценивания урока № 1 Вид работы Активность на уроке Критерии 2 Оценивает сам Чтение текста 3 Перескажи текст по картинкам Оценивает учитель 4 Работа в группах 5 Тест

Таблица критериального

оценивания урока

1

Вид работы

Активность на уроке

Критерии

2

Оценивает сам

Чтение текста

3

Перескажи текст по картинкам

Оценивает учитель

4

Работа в группах

5

Тест

Самооценивание учащихся на этапе рефлексии № Я умею дата 1 Выразительно и правильно читать. 2 Пересказывать текст. 3 Отвечать на вопросы к тексту. 4 Составлять вопросы к тексту. 5 Составлять план текста. 6 Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог). 7 Участвовать в диалоге. 8 9 Аргументировать (доказывать) свою точку зрения. 10 Строить схемы. Заполнять таблицы. 11 Пользоваться словарями. 12 Работать со справочниками, энциклопедиями. 13 Подбирать литературу по теме. 14 Оценивать свою работу. 15 Оценивать работу других. 16 Работать в группе (договариваться, распределять работу).

Самооценивание учащихся на этапе рефлексии

Я умею дата

1

Выразительно и правильно читать.

2

Пересказывать текст.

3

Отвечать на вопросы к тексту.

4

Составлять вопросы к тексту.

5

Составлять план текста.

6

Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог).

7

Участвовать в диалоге.

8

9

Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.

10

Строить схемы.

Заполнять таблицы.

11

Пользоваться словарями.

12

Работать со справочниками, энциклопедиями.

13

Подбирать литературу по теме.

14

Оценивать свою работу.

15

Оценивать работу других.

16

Работать в группе (договариваться, распределять работу).

РЕФЛЕКСИЯ Продолжите фразу: Сегодня на уроке… Я понял, что… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… Трудно было… Я научился… Я смог…

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Трудно было…

Я научился…

Я смог…

Вывод Критериальный подход к оцениванию позволяет выделить элементы работы и оценивать их поэлементно. В данном случае совокупность критериев выступает как алгоритм решения, ориентировочная основа действий. Поэлементный подход к оцениванию помогает также увидеть сильные и слабые стороны выполненной работы. Учащиеся делают для себя выводы: «Это я уже умею», « Это я знаю недостаточно, надо учиться» и т.д. Критериальный подход является основанием для рефлексии своей деятельности: используя разработанные критерии как своеобразный алгоритм, ученик начинает говорить монологически о собственных достижениях, осмысливая результаты своей работы. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, так как оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятым обеими сторонами. 

Вывод

Критериальный подход к оцениванию позволяет выделить элементы работы и оценивать их поэлементно. В данном случае совокупность критериев выступает как алгоритм решения, ориентировочная основа действий. Поэлементный подход к оцениванию помогает также увидеть сильные и слабые стороны выполненной работы. Учащиеся делают для себя выводы: «Это я уже умею»,

« Это я знаю недостаточно, надо учиться» и т.д. Критериальный подход является основанием для рефлексии своей деятельности: используя разработанные критерии как своеобразный алгоритм, ученик начинает говорить монологически о собственных достижениях, осмысливая результаты своей работы. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, так как оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятым обеими сторонами. 

Литература Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений» //Электронный ресурс. – Режим доступа: obuchenie.sadu-kz.com › ?news=153 . Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Автореф. … канд. дисс Нижний Новгород – 2010. – 140 с. Международная система оценивания знаний /on 28 September  2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.   Система_оценивания_знаний : качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса //Электронный ресурс. – Режим доступа: wiki/ ru.wikipedia.org › wiki .   Смирнова Л.Л. Рейтинговая система оценивания знаний /on  28 September 2011//Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.  Общие критерии оценки учебных достижений учащихся / on  28 September 2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/. Система оценивания знаний: Дэн Пинк об удивительной науке мотивации
  • Литература
  • Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений» //Электронный ресурс. – Режим доступа: obuchenie.sadu-kz.com?news=153 .
  • Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Автореф. … канд. дисс Нижний Новгород – 2010. – 140 с.
  • Международная система оценивания знаний /on 28 September 2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
  • Система_оценивания_знаний : качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса //Электронный ресурс. – Режим доступа: wiki/ ru.wikipedia.orgwiki .
  • Смирнова Л.Л. Рейтинговая система оценивания знаний /on 28 September 2011//Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
  • Общие критерии оценки учебных достижений учащихся / on 28 September 2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
  • Система оценивания знаний: Дэн Пинк об удивительной науке мотивации //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка критериев оценивания по грамотности чтения (литературное чтение 4 класс)

Автор: Валиева Раногуль Турсуновна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-shkola-rossii-3"
    ["file_id"] => string(6) "219845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434385854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства