Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием “равнина”, с особенностью и природой гор.
Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Учить бережно относиться к природе.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, ёмкость с водой, образцы горных пород.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети слышали звонок? Мы сейчас начнём урок.
Много нового узнаем: почитаем, “погуляем”,
А прогулка не простая: Землю разом прошагаем:
По долинам, по горам и по всем материкам.
2. Актуализация опорных знаний. В руках у учителя глобус. Учитель.
- Что это такое?
- О чём может рассказать глобус?
Ученики. Форма земли, материки, океаны, рельеф поверхности, страны и т.д.
Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других, высятся горы, вершины которых покрыты снегом и льдом.
3. Постановка проблемного вопроса Учитель.
Встретились горный баран, лось и бобр и стали рассказывать, как они путешествовали (на доске открывается иллюстрация). Укажите стрелками, кто и где путешествовал:
Реки горный баран плавал
Горы лось скакал
Равнины бобр нырял
бегал
карабкался
ходил
прыгал
- Что вы можете рассказать о реках? Расположите карточки по порядку: реки, исток, русло, притоки, устье.
- каким цветом изображены ?
Д. Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами, – это равнины и возвышенности.
У: А где берут начало бурные реки?
Д: Обычно в горах.
У: О чём же сегодня пойдёт разговор?
Д: Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах.
У: Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах.
4. Совместное “открытие” знаний.
У: Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?
Д: Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.
У: Что окружает эти участки суши?
Д: Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.
У: Что будет происходить с водой на таких территориях? Попробуем аккуратно полить на макет водой.
Д: В углублениях собралась вода.
У: Как вы считаете, что образуется на таких равнинах?
Д: Это болота. Здесь, должно быть, очень сыро.
У: Сравните 2 равнины на с. 115. Равнины на карте – плоские обозначают зелёным цветом, холмистые – с жёлтыми пятнами. Обратите внимание на условный знак болот. Давайте найдём на карте такие места.
Что обозначают точки на равнине?
Дома, если вам покажется интересным, можете найти и названия других равнин. А сейчас поработаем с опорой на плакат “Равнины”. Почему на равнинах много болот и рек?
Д: Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.
У: Где можно вырастить культурные растения, которые служат нам пищей? Где расположены все крупные города? Почему? Что покрывает равнина?
Д: На равнинах, там удобно распахивать поля, строить. Равнины покрыты землёй, песком и глиной.
У: Совершенно верно! Сейчас поработаем с опорой на плакат “Горы” и иллюстрации.
Опишите то, что вы увидели.
Д: Это замечательные места: крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы! Реки узкие и быстрые.
У: Хочется ли вам оказаться в таких местах?
Д: Да. Но рядом с красотой “ходит” опасность. Трудно путешествовать в горах. Дорога часто идёт над пропастью, куда страшно даже посмотреть. Забираясь всё выше, можно сорваться вниз.
У: Найдём на карте горы, помня, что чем выше гора, тем она темнее:
Европа: Альпы, Уральские горы
Азия: Кавказ, Гималаи.
Северная Америка: Кордильеры.
Южная Америка: Анды.
На Земле много гор. Жизнь в горах трудна.
Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека?
Д: Все горы состоят из камней, у них у всех есть своё название и они нужны человеку.
У: Найдите в конце с. 114 названия необходимых людям горных пород. Познакомимся с ними по образцам. .( Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48. Особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.). В недрах гор содержится более двухсот разных минералов. Из Уральского малахита и яшмы сделаны чаши петербургского Эрмитажа, а также внутренняя отделка и алтарь храма Спаса на Крови.)
Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Что ещё интересного узнали о равнинах и горах?
Д: Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…
А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 м.
Во время Великой Отечественной Войны в горах Кавказа в 1942году нашим воинам пришлось очень тяжело: окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом, днями лёжа на камнях и на льду с винтовкой или с пулемётом, часто голодные, плохо одетые наши солдаты не отдали наши горы фашистам.
До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов, помните, они отдали свою жизнь за нас.
4. Самостоятельное применение знаний (С.118).
5. Дополнительный материал : работа по картине К. Брюлова «Последний день Помпеи»
6. Техника безопасности при землетрясениях
7. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Где пригодятся знания?
Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?
8. Оценивание .
9. Домашнее задание: страница 118