kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Равнины и горы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием “равнина”, с особенностью и природой гор.

Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.

Учить бережно относиться к природе.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, ёмкость  с водой, образцы горных пород.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети слышали звонок? Мы сейчас начнём урок.

Много нового узнаем: почитаем, “погуляем”,

А прогулка не простая: Землю разом прошагаем:

По долинам, по горам и по всем  материкам.

2. Актуализация опорных знаний.   В руках у учителя глобус. Учитель.

- Что это такое?

- О чём может рассказать глобус?

Ученики. Форма земли, материки, океаны, рельеф поверхности, страны и т.д.

Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других, высятся горы, вершины которых покрыты снегом и льдом.

3. Постановка проблемного вопроса Учитель.

Встретились горный баран, лось и бобр и стали рассказывать, как они путешествовали (на доске открывается иллюстрация).  Укажите стрелками, кто и где путешествовал:

Реки                    горный баран              плавал

 Горы                   лось                            скакал

Равнины             бобр                            нырял

                                                                бегал

                                                                карабкался

                                                                ходил

                                                                прыгал

- Что вы можете рассказать о реках? Расположите карточки по порядку: реки, исток,  русло, притоки, устье.

- каким цветом изображены ?

                       

Д. Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами, – это равнины и возвышенности.

У: А где берут начало бурные реки?

Д: Обычно в горах.

У: О чём же сегодня пойдёт разговор?

Д: Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах.

У: Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах.

4. Совместное “открытие” знаний.

У: Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?

Д: Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.

У: Что окружает эти участки суши?

Д: Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.

У: Что будет происходить с водой на таких территориях? Попробуем аккуратно полить на макет водой.

Д: В углублениях собралась вода.

У: Как вы считаете, что образуется на таких равнинах?

Д: Это болота. Здесь, должно быть, очень сыро.

У: Сравните 2 равнины на с. 115. Равнины на карте – плоские обозначают зелёным цветом, холмистые – с жёлтыми пятнами. Обратите внимание на условный знак болот. Давайте найдём на карте такие места.

Что обозначают точки на равнине?

Дома, если вам покажется интересным, можете найти и названия других равнин. А сейчас поработаем с опорой на плакат “Равнины”. Почему на равнинах много болот и рек?

Д: Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.

У: Где можно вырастить культурные растения, которые служат нам пищей? Где расположены все крупные города? Почему? Что покрывает равнина?

Д: На равнинах, там удобно распахивать поля, строить. Равнины покрыты землёй, песком и глиной.

У: Совершенно верно! Сейчас поработаем с опорой на плакат “Горы” и иллюстрации.

Опишите то, что вы увидели.

Д: Это замечательные места: крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы! Реки узкие и быстрые.

У: Хочется ли вам оказаться в таких местах?

Д: Да. Но рядом с красотой “ходит” опасность. Трудно путешествовать в горах. Дорога часто идёт над пропастью, куда страшно даже посмотреть. Забираясь всё выше, можно сорваться вниз.

У: Найдём на карте горы, помня, что чем выше гора, тем она темнее:

Европа: Альпы, Уральские горы

Азия: Кавказ, Гималаи.

Северная Америка: Кордильеры.

Южная Америка: Анды.

На Земле много гор. Жизнь в горах трудна.

Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека?

Д: Все горы состоят из камней, у них у всех есть своё название и они нужны человеку.

У: Найдите в конце с. 114 названия необходимых людям горных пород. Познакомимся с ними по образцам. .( Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48. Особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.). В недрах гор содержится более двухсот разных минералов. Из Уральского малахита и яшмы сделаны чаши петербургского Эрмитажа, а также внутренняя отделка и алтарь храма Спаса на Крови.)

Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Что ещё интересного узнали о равнинах и горах?

Д: Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…

А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 м.

Во время Великой Отечественной Войны в горах Кавказа в 1942году нашим воинам пришлось очень тяжело: окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом, днями лёжа на камнях и на льду с винтовкой или с пулемётом, часто голодные, плохо одетые наши солдаты не отдали наши горы фашистам.

До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов, помните, они отдали свою жизнь за нас.

4. Самостоятельное применение знаний (С.118).

5. Дополнительный материал : работа по картине К. Брюлова «Последний день Помпеи»

6. Техника безопасности при землетрясениях

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

8. Оценивание .

9. Домашнее задание: страница 118

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Равнины и горы »


Тема : РАВНИНЫ И ГОРЫ.

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием “равнина”, с особенностью и природой гор.

Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.

Учить бережно относиться к природе.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, ёмкость с водой, образцы горных пород.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети слышали звонок? Мы сейчас начнём урок.

Много нового узнаем: почитаем, “погуляем”,

А прогулка не простая: Землю разом прошагаем:

По долинам, по горам и по всем материкам.

2. Актуализация опорных знаний. В руках у учителя глобус. Учитель.

- Что это такое?

- О чём может рассказать глобус?

Ученики. Форма земли, материки, океаны, рельеф поверхности, страны и т.д.

Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других, высятся горы, вершины которых покрыты снегом и льдом.

3. Постановка проблемного вопроса Учитель.

Встретились горный баран, лось и бобр и стали рассказывать, как они путешествовали (на доске открывается иллюстрация). Укажите стрелками, кто и где путешествовал:

Реки горный баран плавал

Горы лось скакал

Равнины бобр нырял

бегал

карабкался

ходил

прыгал

- Что вы можете рассказать о реках? Расположите карточки по порядку: реки, исток, русло, притоки, устье.

- каким цветом изображены ?

Д. Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами, – это равнины и возвышенности.

У: А где берут начало бурные реки?

Д: Обычно в горах.

У: О чём же сегодня пойдёт разговор?

Д: Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах.

У: Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах.

4. Совместное “открытие” знаний.

У: Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?

Д: Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.

У: Что окружает эти участки суши?

Д: Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.

У: Что будет происходить с водой на таких территориях? Попробуем аккуратно полить на макет водой.

Д: В углублениях собралась вода.

У: Как вы считаете, что образуется на таких равнинах?

Д: Это болота. Здесь, должно быть, очень сыро.

У: Сравните 2 равнины на с. 115. Равнины на карте – плоские обозначают зелёным цветом, холмистые – с жёлтыми пятнами. Обратите внимание на условный знак болот. Давайте найдём на карте такие места.

Что обозначают точки на равнине?

Дома, если вам покажется интересным, можете найти и названия других равнин. А сейчас поработаем с опорой на плакат “Равнины”. Почему на равнинах много болот и рек?

Д: Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.

У: Где можно вырастить культурные растения, которые служат нам пищей? Где расположены все крупные города? Почему? Что покрывает равнина?

Д: На равнинах, там удобно распахивать поля, строить. Равнины покрыты землёй, песком и глиной.

У: Совершенно верно! Сейчас поработаем с опорой на плакат “Горы” и иллюстрации.

Опишите то, что вы увидели.

Д: Это замечательные места: крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы! Реки узкие и быстрые.

У: Хочется ли вам оказаться в таких местах?

Д: Да. Но рядом с красотой “ходит” опасность. Трудно путешествовать в горах. Дорога часто идёт над пропастью, куда страшно даже посмотреть. Забираясь всё выше, можно сорваться вниз.

У: Найдём на карте горы, помня, что чем выше гора, тем она темнее:

Европа: Альпы, Уральские горы

Азия: Кавказ, Гималаи.

Северная Америка: Кордильеры.

Южная Америка: Анды.

На Земле много гор. Жизнь в горах трудна.

Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека?

Д: Все горы состоят из камней, у них у всех есть своё название и они нужны человеку.

У: Найдите в конце с. 114 названия необходимых людям горных пород. Познакомимся с ними по образцам. .( Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48. Особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.). В недрах гор содержится более двухсот разных минералов. Из Уральского малахита и яшмы сделаны чаши петербургского Эрмитажа, а также внутренняя отделка и алтарь храма Спаса на Крови.)

Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Что ещё интересного узнали о равнинах и горах?

Д: Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…

А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 м.

Во время Великой Отечественной Войны в горах Кавказа в 1942году нашим воинам пришлось очень тяжело: окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом, днями лёжа на камнях и на льду с винтовкой или с пулемётом, часто голодные, плохо одетые наши солдаты не отдали наши горы фашистам.

До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов, помните, они отдали свою жизнь за нас.

4. Самостоятельное применение знаний (С.118).

5. Дополнительный материал : работа по картине К. Брюлова «Последний день Помпеи»

6. Техника безопасности при землетрясениях

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

8. Оценивание .

9. Домашнее задание: страница 118


Приложение

Карл Павлович Брюллов с 1830 по 1833 год работал над большим полотном 4,5 –6,5 метра «Последний день Помпеи», восторженно встреченным в Италии и во Франции. На выставке в Лувре оно было удостоено золотой медали.

Сюжет полотна возник после посещения художником в 1827 году раскопок похороненного много лет назад под лавой Везувия древнего итальянского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы.

Внезапно проснулся считавшийся потухшим вулкан Везувий. Вершина Везувия раскололась на две части, огромный столб пламени поднялся над жерлом вулкана. Полетели камни и пепел, потекла по склонам огненная лава, всё сжигая на своём пути. А потом с неба обрушился дождь, перемешанный с пеплом и реки грязи, толщиной пять-шесть метров погребли под собой цветущий город.

Посмотрите, как замерли люди при ослепительной вспышке молнии. При её свете потускнела даже огненная лава. Падают с крыши храма статуи. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые , они на глазах у зрителей начинают своё тяжёлое стремительное падение вниз. В этом контрасте внутренней неподвижности и стремительности механического движения – огромный драматизм.

Рассмотрим картину, разделив её на две части.

Правая часть картины.

*Вот два сына – зрелый воин и юноша – несут больного старика- отца.

*Сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить её и спасаться одному.

Брюллов даже узнал потом, что этого юношу звали Плиний Младший. Он действительно сумел спастись и описал, как всё это было.

*Молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста – на ней венок из роз. Жених с ужасом смотрит в лицо невесты: погибла она или только потеряла чувства?

*Всадник, в ужасе поднявший коня на дыбы.

Левая часть картины.

*Несколько человек на ступеньках большого здания. Это здание «гробница Скавра». Среди них женщина она смотрит прямо на нас. Даже страшно становится. Будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами.

*А рядом с ней художник с ящиком красок на голове. Словно заворожённый грозной красотой стихии, загляделся он на окружающий его хаос. Это Брюллов изобразил самого себя.

*Вот женщина с двумя девочками. Стоя на коленях, они прижимаются друг к другу, не зная, где искать спасения.

*Рядом человек с бородой – это христианский священник. Он вверяет себя Богу и поэтому спокоен.

*А языческий жрец в белом одеянии, надеется спасти какие-то драгоценности.

*Вот мужчина с женой и двумя детьми. Он прикрывает их плащом, будто он может защитить их от града камней. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку, которая погибла от жары.

В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый блеск, вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой чёрно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещённой холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.

Так бывает, когда художник сумел понять и выразить что-то очень важное, что чувствуют все вокруг. Карл Павлович писал картину в Италии, а показал в ней то, что волновало его ещё в Петербурге. Он многое видел в России, в том числе восстание на Сенатской площади в 1825 году. Восставшие хотели убить царя и дать свободу людям. И погубили и себя и своих близких. А люди это были замечательные, умные, образованные. Выходит, их смерть и страдания, тоже были бессмысленными. В России это помнили все. Но и за границей Брюллов видел тоже. Он передал в картине жар своего чувства и сострадания. Наверное, ещё и поэтому изобразил себя вместе с ними… Если бы он сам не сумел это пережить, то и зрители остались бы равнодушными.

Что вы можете сказать о людях на картине?

Понравилась ли вам картина «Последний день Помпеи»? Картина была страшной и прекрасной одновременно. Да – люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже когда им грозит гибель. Конечно, не все способны на это. Вон и у Брюллова: какой-то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не разбирая дороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть – ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Равнины и горы

Автор: Чмель Альбина Дамировна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: «Формы поверхности суши: равнины, горы»"
    ["seo_title"] => string(45) "tiema_formy_povierkhnosti_sushi_ravniny_ghory"
    ["file_id"] => string(6) "463520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522044210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Проверочная работа по окружающему миру. Тема: «Равнины, горы, моря, озера и реки России» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_okruzhaiushchemu_miru_tema_ravniny_gory_moria_ozera_i_re"
    ["file_id"] => string(6) "572339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612549519"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "По равнинам и горам"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokapotiemieporavninamighoram"
    ["file_id"] => string(6) "264610"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449752549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "По равнинам и горам"."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapotiemieporavninamighoram1"
    ["file_id"] => string(6) "264611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449752557"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "По равнинам и горам"."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapotiemieporavninamighoram2"
    ["file_id"] => string(6) "264612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449752563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства