kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Равнины и горы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием “равнина”, с особенностью и природой гор.

Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.

Учить бережно относиться к природе.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, ёмкость  с водой, образцы горных пород.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети слышали звонок? Мы сейчас начнём урок.

Много нового узнаем: почитаем, “погуляем”,

А прогулка не простая: Землю разом прошагаем:

По долинам, по горам и по всем  материкам.

2. Актуализация опорных знаний.   В руках у учителя глобус. Учитель.

- Что это такое?

- О чём может рассказать глобус?

Ученики. Форма земли, материки, океаны, рельеф поверхности, страны и т.д.

Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других, высятся горы, вершины которых покрыты снегом и льдом.

3. Постановка проблемного вопроса Учитель.

Встретились горный баран, лось и бобр и стали рассказывать, как они путешествовали (на доске открывается иллюстрация).  Укажите стрелками, кто и где путешествовал:

Реки                    горный баран              плавал

 Горы                   лось                            скакал

Равнины             бобр                            нырял

                                                                бегал

                                                                карабкался

                                                                ходил

                                                                прыгал

- Что вы можете рассказать о реках? Расположите карточки по порядку: реки, исток,  русло, притоки, устье.

- каким цветом изображены ?

                       

Д. Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами, – это равнины и возвышенности.

У: А где берут начало бурные реки?

Д: Обычно в горах.

У: О чём же сегодня пойдёт разговор?

Д: Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах.

У: Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах.

4. Совместное “открытие” знаний.

У: Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?

Д: Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.

У: Что окружает эти участки суши?

Д: Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.

У: Что будет происходить с водой на таких территориях? Попробуем аккуратно полить на макет водой.

Д: В углублениях собралась вода.

У: Как вы считаете, что образуется на таких равнинах?

Д: Это болота. Здесь, должно быть, очень сыро.

У: Сравните 2 равнины на с. 115. Равнины на карте – плоские обозначают зелёным цветом, холмистые – с жёлтыми пятнами. Обратите внимание на условный знак болот. Давайте найдём на карте такие места.

Что обозначают точки на равнине?

Дома, если вам покажется интересным, можете найти и названия других равнин. А сейчас поработаем с опорой на плакат “Равнины”. Почему на равнинах много болот и рек?

Д: Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.

У: Где можно вырастить культурные растения, которые служат нам пищей? Где расположены все крупные города? Почему? Что покрывает равнина?

Д: На равнинах, там удобно распахивать поля, строить. Равнины покрыты землёй, песком и глиной.

У: Совершенно верно! Сейчас поработаем с опорой на плакат “Горы” и иллюстрации.

Опишите то, что вы увидели.

Д: Это замечательные места: крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы! Реки узкие и быстрые.

У: Хочется ли вам оказаться в таких местах?

Д: Да. Но рядом с красотой “ходит” опасность. Трудно путешествовать в горах. Дорога часто идёт над пропастью, куда страшно даже посмотреть. Забираясь всё выше, можно сорваться вниз.

У: Найдём на карте горы, помня, что чем выше гора, тем она темнее:

Европа: Альпы, Уральские горы

Азия: Кавказ, Гималаи.

Северная Америка: Кордильеры.

Южная Америка: Анды.

На Земле много гор. Жизнь в горах трудна.

Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека?

Д: Все горы состоят из камней, у них у всех есть своё название и они нужны человеку.

У: Найдите в конце с. 114 названия необходимых людям горных пород. Познакомимся с ними по образцам. .( Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48. Особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.). В недрах гор содержится более двухсот разных минералов. Из Уральского малахита и яшмы сделаны чаши петербургского Эрмитажа, а также внутренняя отделка и алтарь храма Спаса на Крови.)

Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Что ещё интересного узнали о равнинах и горах?

Д: Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…

А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 м.

Во время Великой Отечественной Войны в горах Кавказа в 1942году нашим воинам пришлось очень тяжело: окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом, днями лёжа на камнях и на льду с винтовкой или с пулемётом, часто голодные, плохо одетые наши солдаты не отдали наши горы фашистам.

До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов, помните, они отдали свою жизнь за нас.

4. Самостоятельное применение знаний (С.118).

5. Дополнительный материал : работа по картине К. Брюлова «Последний день Помпеи»

6. Техника безопасности при землетрясениях

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

8. Оценивание .

9. Домашнее задание: страница 118

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Равнины и горы »


Тема : РАВНИНЫ И ГОРЫ.

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием “равнина”, с особенностью и природой гор.

Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.

Учить бережно относиться к природе.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, ёмкость с водой, образцы горных пород.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети слышали звонок? Мы сейчас начнём урок.

Много нового узнаем: почитаем, “погуляем”,

А прогулка не простая: Землю разом прошагаем:

По долинам, по горам и по всем материкам.

2. Актуализация опорных знаний. В руках у учителя глобус. Учитель.

- Что это такое?

- О чём может рассказать глобус?

Ученики. Форма земли, материки, океаны, рельеф поверхности, страны и т.д.

Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других, высятся горы, вершины которых покрыты снегом и льдом.

3. Постановка проблемного вопроса Учитель.

Встретились горный баран, лось и бобр и стали рассказывать, как они путешествовали (на доске открывается иллюстрация). Укажите стрелками, кто и где путешествовал:

Реки горный баран плавал

Горы лось скакал

Равнины бобр нырял

бегал

карабкался

ходил

прыгал

- Что вы можете рассказать о реках? Расположите карточки по порядку: реки, исток, русло, притоки, устье.

- каким цветом изображены ?

Д. Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветами, – это равнины и возвышенности.

У: А где берут начало бурные реки?

Д: Обычно в горах.

У: О чём же сегодня пойдёт разговор?

Д: Мы думаем, что будем говорить о горах и равнинах.

У: Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах.

4. Совместное “открытие” знаний.

У: Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?

Д: Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.

У: Что окружает эти участки суши?

Д: Чаще всего со всех сторон их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.

У: Что будет происходить с водой на таких территориях? Попробуем аккуратно полить на макет водой.

Д: В углублениях собралась вода.

У: Как вы считаете, что образуется на таких равнинах?

Д: Это болота. Здесь, должно быть, очень сыро.

У: Сравните 2 равнины на с. 115. Равнины на карте – плоские обозначают зелёным цветом, холмистые – с жёлтыми пятнами. Обратите внимание на условный знак болот. Давайте найдём на карте такие места.

Что обозначают точки на равнине?

Дома, если вам покажется интересным, можете найти и названия других равнин. А сейчас поработаем с опорой на плакат “Равнины”. Почему на равнинах много болот и рек?

Д: Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.

У: Где можно вырастить культурные растения, которые служат нам пищей? Где расположены все крупные города? Почему? Что покрывает равнина?

Д: На равнинах, там удобно распахивать поля, строить. Равнины покрыты землёй, песком и глиной.

У: Совершенно верно! Сейчас поработаем с опорой на плакат “Горы” и иллюстрации.

Опишите то, что вы увидели.

Д: Это замечательные места: крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы! Реки узкие и быстрые.

У: Хочется ли вам оказаться в таких местах?

Д: Да. Но рядом с красотой “ходит” опасность. Трудно путешествовать в горах. Дорога часто идёт над пропастью, куда страшно даже посмотреть. Забираясь всё выше, можно сорваться вниз.

У: Найдём на карте горы, помня, что чем выше гора, тем она темнее:

Европа: Альпы, Уральские горы

Азия: Кавказ, Гималаи.

Северная Америка: Кордильеры.

Южная Америка: Анды.

На Земле много гор. Жизнь в горах трудна.

Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека?

Д: Все горы состоят из камней, у них у всех есть своё название и они нужны человеку.

У: Найдите в конце с. 114 названия необходимых людям горных пород. Познакомимся с ними по образцам. .( Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48. Особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.). В недрах гор содержится более двухсот разных минералов. Из Уральского малахита и яшмы сделаны чаши петербургского Эрмитажа, а также внутренняя отделка и алтарь храма Спаса на Крови.)

Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Что ещё интересного узнали о равнинах и горах?

Д: Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…

А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 м.

Во время Великой Отечественной Войны в горах Кавказа в 1942году нашим воинам пришлось очень тяжело: окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом, днями лёжа на камнях и на льду с винтовкой или с пулемётом, часто голодные, плохо одетые наши солдаты не отдали наши горы фашистам.

До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов, помните, они отдали свою жизнь за нас.

4. Самостоятельное применение знаний (С.118).

5. Дополнительный материал : работа по картине К. Брюлова «Последний день Помпеи»

6. Техника безопасности при землетрясениях

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

8. Оценивание .

9. Домашнее задание: страница 118


Приложение

Карл Павлович Брюллов с 1830 по 1833 год работал над большим полотном 4,5 –6,5 метра «Последний день Помпеи», восторженно встреченным в Италии и во Франции. На выставке в Лувре оно было удостоено золотой медали.

Сюжет полотна возник после посещения художником в 1827 году раскопок похороненного много лет назад под лавой Везувия древнего итальянского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы.

Внезапно проснулся считавшийся потухшим вулкан Везувий. Вершина Везувия раскололась на две части, огромный столб пламени поднялся над жерлом вулкана. Полетели камни и пепел, потекла по склонам огненная лава, всё сжигая на своём пути. А потом с неба обрушился дождь, перемешанный с пеплом и реки грязи, толщиной пять-шесть метров погребли под собой цветущий город.

Посмотрите, как замерли люди при ослепительной вспышке молнии. При её свете потускнела даже огненная лава. Падают с крыши храма статуи. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые , они на глазах у зрителей начинают своё тяжёлое стремительное падение вниз. В этом контрасте внутренней неподвижности и стремительности механического движения – огромный драматизм.

Рассмотрим картину, разделив её на две части.

Правая часть картины.

*Вот два сына – зрелый воин и юноша – несут больного старика- отца.

*Сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить её и спасаться одному.

Брюллов даже узнал потом, что этого юношу звали Плиний Младший. Он действительно сумел спастись и описал, как всё это было.

*Молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста – на ней венок из роз. Жених с ужасом смотрит в лицо невесты: погибла она или только потеряла чувства?

*Всадник, в ужасе поднявший коня на дыбы.

Левая часть картины.

*Несколько человек на ступеньках большого здания. Это здание «гробница Скавра». Среди них женщина она смотрит прямо на нас. Даже страшно становится. Будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами.

*А рядом с ней художник с ящиком красок на голове. Словно заворожённый грозной красотой стихии, загляделся он на окружающий его хаос. Это Брюллов изобразил самого себя.

*Вот женщина с двумя девочками. Стоя на коленях, они прижимаются друг к другу, не зная, где искать спасения.

*Рядом человек с бородой – это христианский священник. Он вверяет себя Богу и поэтому спокоен.

*А языческий жрец в белом одеянии, надеется спасти какие-то драгоценности.

*Вот мужчина с женой и двумя детьми. Он прикрывает их плащом, будто он может защитить их от града камней. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку, которая погибла от жары.

В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый блеск, вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой чёрно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещённой холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.

Так бывает, когда художник сумел понять и выразить что-то очень важное, что чувствуют все вокруг. Карл Павлович писал картину в Италии, а показал в ней то, что волновало его ещё в Петербурге. Он многое видел в России, в том числе восстание на Сенатской площади в 1825 году. Восставшие хотели убить царя и дать свободу людям. И погубили и себя и своих близких. А люди это были замечательные, умные, образованные. Выходит, их смерть и страдания, тоже были бессмысленными. В России это помнили все. Но и за границей Брюллов видел тоже. Он передал в картине жар своего чувства и сострадания. Наверное, ещё и поэтому изобразил себя вместе с ними… Если бы он сам не сумел это пережить, то и зрители остались бы равнодушными.

Что вы можете сказать о людях на картине?

Понравилась ли вам картина «Последний день Помпеи»? Картина была страшной и прекрасной одновременно. Да – люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже когда им грозит гибель. Конечно, не все способны на это. Вон и у Брюллова: какой-то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не разбирая дороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть – ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Равнины и горы

Автор: Чмель Альбина Дамировна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: «Формы поверхности суши: равнины, горы»"
    ["seo_title"] => string(45) "tiema_formy_povierkhnosti_sushi_ravniny_ghory"
    ["file_id"] => string(6) "463520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522044210"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Проверочная работа по окружающему миру. Тема: «Равнины, горы, моря, озера и реки России» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_okruzhaiushchemu_miru_tema_ravniny_gory_moria_ozera_i_re"
    ["file_id"] => string(6) "572339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612549519"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "По равнинам и горам"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokapotiemieporavninamighoram"
    ["file_id"] => string(6) "264610"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449752549"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "По равнинам и горам"."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapotiemieporavninamighoram1"
    ["file_id"] => string(6) "264611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449752557"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "По равнинам и горам"."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapotiemieporavninamighoram2"
    ["file_id"] => string(6) "264612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449752563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2430 руб.
1590 руб.
2440 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства