kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1.Образовательные:

1.1.познакомить учащихся с биографией А.П. Гайдара, прочитать рассказ «Совесть»;

1.2.обучать беглому и выразительному чтению;

1.3.учить слушать  и слышать;

1.4.учить оценивать поступки литературных героев;

2.Развивающие:

2.1.развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;

2.2.формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;

3.Воспитывающие:

3.1.воспитывать чувство ответственности  за совершенные поступки;

3.2.воспитывать необходимые учебные качества, такие как, усидчивость, дисциплинированность, нравственные качества через анализ содержания рассказа «Совесть».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка к уроку по рассказу Гайдара. Совесть»

Тема: «Рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть»».

Разработала: Н.В.Кистанова, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №2»,пос.Пурпе.

Цель: После прочтения рассказа научить учащихся различать хорошие поступки от плохих.

Задачи урока:

1.Образовательные:

1.1.познакомить учащихся с биографией А.П. Гайдара, прочитать рассказ «Совесть»;

1.2.обучать беглому и выразительному чтению;

1.3.учить слушать и слышать;

1.4.учить оценивать поступки литературных героев;

2.Развивающие:

2.1.развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;

2.2.формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;

3.Воспитывающие:

3.1.воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;

3.2.воспитывать необходимые учебные качества, такие как, усидчивость, дисциплинированность, нравственные качества через анализ содержания рассказа «Совесть».

Оборудование: портрет Аркадия Петровича Гайдара, выставка книг-по произведениям А.П. Гайдара, запись темы урока, таблички с пословицами:

  1. В ком есть стыд, в том есть и совесть;

  2. На обмане далеко не уйдешь;

  3. Совесть без зубов грызет.

Таблички

Г А-й д Ар Г - ай- д- ар

Ход урока

1.ОРГ. МОМЕНТ.

-Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся друг другу.

-Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность)

Мотивационная установка на успех:

-На вас надеюсь я, друзья,

-Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

2.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Знакомство с русским писателем А.П. Гайдаром [Голиковым].

А) Фамилия Гайдар (псевдоним);

Словарная работа

Знакомимся с лексическим значением слова - «псевдоним»

-От какого слова оно произошло? (Табличка со словом и толкованием вывешивается на доску)

Б) Информация учащихся по домашнему заданию – узнать из литературных источников о Гайдаре.

Фамилия А.П. Гайдара – Голиков. «Гайдар» по-монгольски - «всадник, скачущий впереди». Когда в давние времена воины – конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли Гайдаром. Всадник – гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем Всей своей героической жизнью , литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя.

Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме «Гайдар». Так, его школьный товарищ, писатель А.М. Гольдин, объяснил, что слово «гайдар» состоит из отдельных букв, имеющих такое значение: Г - первая буква фамилии Голиков;

А-й сокращённое имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена);

Д – Ар - сокращенное д Арзамас, по-французски «из Арзамаса» (Голиков в училище изучал французский язык ) –Г-ай- д ар: Голиков Аркадий из Арзамаса

Сам писатель объясняя происхождение своего псевдонима не всегда придерживался одной и той же версии, вспоминает друг А.П. Гайдара, Б.Г. Закс, считая, что «гайдар» -это хакасское слово, означающее «начальник»

Учитель. - Спасибо, ребята. Вы – молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?

Работа с пословицами, записанными на табличках.

-найдите в пословицах ключевые слова

Дети - Совесть

Стыд.

Учитель-Какое значение этих слов? (соотносим значение слов «совесть» и «стыд» - принимаются все варианты ответов, и делаем вывод)

Учитель. - Найдите в записях слово «совесть»

Дети - В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, затем вслух).

Учитель. – Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести)

Учитель. - Настало время познакомиться с рассказом «Совесть», в который написал А.П.Гайдар.

3 ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

2) Чтение учителем рассказа «Совесть»

После прочтения – пауза

4.ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА

3)Беседа по рассказу

-Почему рассказ назван «Совесть» (принимаются разные варианты ответов)

4)Беседа о поступке Нины.

-Кто такая Нина? Опишите ее (словесное рисование)

-У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.

Как они называются?

Дети-Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе)

5 ФИЗМИНУТКА

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровнее!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее!

6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ - Когда Нина пошла в рощу? Найди эпизод в рассказе со слов: «Чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу» (чтение эпизода)

Учитель - Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте)

Дети. - Рабочее время

Учитель. - Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе.

Дети. - Она боялась, что кто-то из знакомых нечаянно может увидеть ее.

Учитель. - Знала ли она мальчика, которого встретила?

Дети-Нет, не знала.

Учитель.- Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: «И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?»

Учитель. - Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте ее слова в тексте и попытайтесь передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?

Учитель-А как отвечает малыш?

Дети. - Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик. Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он очень честный.

Учитель. - Что произошло с Ниной?

Дети. - Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у нее пропало.

Учитель.- «Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: Она сравнила себя с этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у нее пропало»

Учитель. - Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей)

Учитель Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.

Учитель. - Что тревожило?

Дети-Пробудившаяся совесть.

Учитель. - Читаем эпизод со слов: «Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу»

Учитель. - Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой ответ строчками из рассказа.

Дети – Читают со слов: «Поднять книги перед малышом теперь было стыдно…она села и заплакала, очень тяжело было на сердце.

Учитель-Как вы думаете, сможет ли Нина еще когда-нибудь так поступить? (принимаются все варианты ответов учеников, обсуждаются , и делается вывод:)

-Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.

7.РЕФЛЕКСИЯ

*Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть»?

*Случалось ли подобные случаи с вами?

*Найдите в тексте эпизод с ключевым словом «Совесть»?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спасибо за отличную работу. Домашнее задание - написать мини-сочинение «Совесть - для меня это…»

9.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ

-Спасибо за отличную работу.

10 . ИТОГ УРОКА

-С каким писателем мы познакомились?

-Какие моменты его жизни вам запомнились?

-Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?

Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?

Ещё раз поблагодарить ребят за урок!















Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку А.П.Гайдара.Совесть»

Рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть» Разработала: учитель начальных классов МБОУ «СОШ№2» Н.В.Кистанова

Рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть»

Разработала: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№2»

Н.В.Кистанова

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар

  • Фамилия А.П.Гайдара –Голиков. «Гайдар» по –монгольски- «всадник, скачущий впереди».
Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.  Стыд – это тяжёлое  подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.

Стыд – это тяжёлое

подавленное состояние

человека, которое появляется

после осуждения его поведения

окружающими людьми.

Нина

Нина

Сели , встали, встали , сели И друг друга не задели Мы немножко отдохнем И опять читать начнем Выше руки! Шире плечи! Раз , два, три! Дыши ровнее! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильнее!

Сели , встали, встали , сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем

Выше руки! Шире плечи!

Раз , два, три! Дыши ровнее!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее!

Совесть  Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • написать мини-сочинение «Совесть-для меня это…»
ИТОГ УРОКА

ИТОГ УРОКА

  • -С каким писателем мы познакомились?
  • -Какие моменты его жизни вам запомнились?
  • -Как называется произведение , с которым мы сегодня работали?
  • Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть»

Автор: Кистанова Наталья Владимировна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока по литературному чтению «Тот счастлив, у кого совесть чиста» (рассказ А.Гайдара «Совесть»)"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiutotschastlivukoghosoviestchistarasskazagaidarasoviest"
    ["file_id"] => string(6) "290312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454943022"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства