Тема: «Рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть»».
Разработала: Н.В.Кистанова, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №2»,пос.Пурпе.
Цель: После прочтения рассказа научить учащихся различать хорошие поступки от плохих.
Задачи урока:
1.Образовательные:
1.1.познакомить учащихся с биографией А.П. Гайдара, прочитать рассказ «Совесть»;
1.2.обучать беглому и выразительному чтению;
1.3.учить слушать и слышать;
1.4.учить оценивать поступки литературных героев;
2.Развивающие:
2.1.развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;
2.2.формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;
3.Воспитывающие:
3.1.воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;
3.2.воспитывать необходимые учебные качества, такие как, усидчивость, дисциплинированность, нравственные качества через анализ содержания рассказа «Совесть».
Оборудование: портрет Аркадия Петровича Гайдара, выставка книг-по произведениям А.П. Гайдара, запись темы урока, таблички с пословицами:
В ком есть стыд, в том есть и совесть;
На обмане далеко не уйдешь;
Совесть без зубов грызет.
Таблички
Г А-й д Ар Г - ай- д- ар
Ход урока
1.ОРГ. МОМЕНТ.
-Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся друг другу.
-Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность)
Мотивационная установка на успех:
-На вас надеюсь я, друзья,
-Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
2.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Знакомство с русским писателем А.П. Гайдаром [Голиковым].
А) Фамилия Гайдар (псевдоним);
Словарная работа
Знакомимся с лексическим значением слова - «псевдоним»
-От какого слова оно произошло? (Табличка со словом и толкованием вывешивается на доску)
Б) Информация учащихся по домашнему заданию – узнать из литературных источников о Гайдаре.
Фамилия А.П. Гайдара – Голиков. «Гайдар» по-монгольски - «всадник, скачущий впереди». Когда в давние времена воины – конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли Гайдаром. Всадник – гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем Всей своей героической жизнью , литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя. | Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме «Гайдар». Так, его школьный товарищ, писатель А.М. Гольдин, объяснил, что слово «гайдар» состоит из отдельных букв, имеющих такое значение: Г - первая буква фамилии Голиков; А-й сокращённое имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); Д – Ар - сокращенное д Арзамас, по-французски «из Арзамаса» (Голиков в училище изучал французский язык ) –Г-ай- д ар: Голиков Аркадий из Арзамаса | Сам писатель объясняя происхождение своего псевдонима не всегда придерживался одной и той же версии, вспоминает друг А.П. Гайдара, Б.Г. Закс, считая, что «гайдар» -это хакасское слово, означающее «начальник» |
Учитель. - Спасибо, ребята. Вы – молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?
Работа с пословицами, записанными на табличках.
-найдите в пословицах ключевые слова
Дети - Совесть
Стыд.
Учитель-Какое значение этих слов? (соотносим значение слов «совесть» и «стыд» - принимаются все варианты ответов, и делаем вывод)
Учитель. - Найдите в записях слово «совесть»
Дети - В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, затем вслух).
Учитель. – Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести)
Учитель. - Настало время познакомиться с рассказом «Совесть», в который написал А.П.Гайдар.
3 ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ
2) Чтение учителем рассказа «Совесть»
После прочтения – пауза
4.ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА
3)Беседа по рассказу
-Почему рассказ назван «Совесть» (принимаются разные варианты ответов)
4)Беседа о поступке Нины.
-Кто такая Нина? Опишите ее (словесное рисование)
-У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.
Как они называются?
Дети-Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе)
5 ФИЗМИНУТКА
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее!
6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ - Когда Нина пошла в рощу? Найди эпизод в рассказе со слов: «Чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу» (чтение эпизода)
Учитель - Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте)
Дети. - Рабочее время
Учитель. - Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе.
Дети. - Она боялась, что кто-то из знакомых нечаянно может увидеть ее.
Учитель. - Знала ли она мальчика, которого встретила?
Дети-Нет, не знала.
Учитель.- Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: «И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?»
Учитель. - Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте ее слова в тексте и попытайтесь передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?
Учитель-А как отвечает малыш?
Дети. - Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик. Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он очень честный.
Учитель. - Что произошло с Ниной?
Дети. - Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у нее пропало.
Учитель.- «Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: Она сравнила себя с этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у нее пропало»
Учитель. - Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей)
Учитель Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.
Учитель. - Что тревожило?
Дети-Пробудившаяся совесть.
Учитель. - Читаем эпизод со слов: «Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу»
Учитель. - Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой ответ строчками из рассказа.
Дети – Читают со слов: «Поднять книги перед малышом теперь было стыдно…она села и заплакала, очень тяжело было на сердце.
Учитель-Как вы думаете, сможет ли Нина еще когда-нибудь так поступить? (принимаются все варианты ответов учеников, обсуждаются , и делается вывод:)
-Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.
7.РЕФЛЕКСИЯ
*Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть»?
*Случалось ли подобные случаи с вами?
*Найдите в тексте эпизод с ключевым словом «Совесть»?
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Спасибо за отличную работу. Домашнее задание - написать мини-сочинение «Совесть - для меня это…»
9.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ
-Спасибо за отличную работу.
10 . ИТОГ УРОКА
-С каким писателем мы познакомились?
-Какие моменты его жизни вам запомнились?
-Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?
Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?
Ещё раз поблагодарить ребят за урок!