б) Инструменты: ножницы, карандаш, кисточка для клея.
в) Наглядность: образец, инструкционная карта, иллюстрации с изображением аквариумов, его обитателей.
Ход урока:
I. Оргмомент:
- Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь.
II. Изучение нового материала:
а) Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым приемом вырезания из бумаги – симметричным вырезыванием.
- А о том, что мы будем делать, вы узнаете отгадав загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем…
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы.
(Аквариум)
- Правильно! Это аквариум.
- Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять панно «Аквариум»
б) Рассказ учителя:
- Кто из вас видел аквариум, тот знает, кто в нем живет:
Блещет в речке чистой спинкой серебристой,
У родителей и деток вся одежда из монеток.
(Рыбки)
Выпучив глаза, сидит, по – французски говорит
По – блошьи прыгает, по – человечески плавает.
(Лягушка)
В полусумраке подводном, у подводных серых глыб
Я листвой своей охотно угощаю разных рыб.
(Трава, водоросли)
- Подводный мир удивителен и очень красив. Тут и рыбки, и лягушки, и целые заросли травы, и камешки. И все это в голубовато – зеленой дымке воды. Такую красоту может увидеть в аквариуме каждый. На дно аквариума обязательно насыпают чистый речной песок, а сверху слой гальки – мелких камушков. Затем сажают водные растения, а потом заливают чистой водой. И в конце заселяют рыбками.
- Какие водные растения вы знаете?
- Очень красиво смотрится в аквариуме элодея. Она свободно плавает, выпуская белые корни. Эти корни достигают дна аквариума и укрепляются в песке. Веточки элодеи очень пушистые. Любят элодею мальки. Им, слабым и беззащитным, среди листочков очень легко и надежно укрыться. Летом элодея цветет белыми с тремя крупными лепестками цветами.
III. Анализ образца:
- Что вы видите у меня в руках?
- Что вы на нем видите?
- Из каких материалов выполнено панно?
- Из бумаги какого цвета выполнен аквариум?
- Из бумаги какого цвета сделан песок?
- Из бумаги какого цвета выполнены камни?
- Какого цвета водоросли?
- Какую форму имеет аквариум?
- Как детали соединены между собой?
IV. Инструктаж:
- Из голубой бумаги вырежем аквариум нужной нам формы (круг, квадрат и. т. д.)
- Наклеим его на рисовальную бумагу;
- Из желтой бумаги вырежем полоску (песок) и наклеим внизу аквариума;
- Из светло – зеленой и темно – зеленой бумаги вырежем водоросли, аквариумные растения, обмотаем ими проволоку и прикрепим к аквариуму.
- Из коричневой и черной бумаги вырежем камушки и приклеим на песок.
- Среди этих изображений наклеиваем сложенных из цветной бумаги рыб, лягушек, учитывая, что рыбы двигаются в разных направлениях.
- А теперь давайте повторим.
V. Физминутка
VI. Практическая работа:
а) Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
б) Выполнение разметочных, заготовительных и сборочных операций:
- Возьмите лист голубой бумаги, сложите его пополам лицевой стороной внутрь. У линии сгиба нанесите половину контура аквариума нужной вам формы. (Вторая группа детей получает уже готовый контур аквариума)
- Вырежьте. Разверните. У вас получилось строго симметричное изображение аквариума. Такой прием вырезывания называется СИММЕТРИЧНЫМ ВЫРЕЗЫВАНИЕМ.
- Что такое симметричное вырезывание, как вы поняли?
- Теперь полоску желтой бумаги сложите вдвое, лицевой стороной внутрь и вырежьте волнистую полоску – это песок. (Если дети второй группы не будут успевать, то им дается готовый контур песка)
- Теперь наклейте на дно аквариума.
- На полоску светло – зеленой бумаги нанесите карандашом контур растений, вырежьте и наклейте на аквариум. (Полоску цветной бумаги нужного размера учитель готовит до урока, или на уроке дети заготавливают путем складывания бумаги) .
- На черной или коричневой бумаге нарисуйте камушки разной формы, вырежьте и наклейте на песок.
- Теперь в наш аквариум можно запустить рыбок и лягушек.
- Готовые поделки сначала разложите, а затем аккуратно подклейте.
VII. Итог:
- Что мы с вами сегодня изготавливали на уроке?
- С какими материалами работали?
- С каким приемом вырезывания из бумаги мы с вами сегодня познакомились?