Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Используемые учебники: Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1класса общеобразовательных учебных заведений.
- М.: Издательский дом «Истоки», 2015
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Личностные УУД.
1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Уметь слушать и слышать.
2. Учиться приходить к согласию.
3. Уметь общаться в паре, группе и классе.
4. Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков.
Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем/
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение - сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности
-анкетирование;
-творческие работы;
-самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года.
Что объединяет поле, школу и семью. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу, в которой запечатлена душа семьи.
Учебник
3
Истоки и школа.
Истоки глазами детей.
Рождественский дар.
Новый материал
Учебник
4
Истоки и радуга.
Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и к родному слову, родителям и родному очагу. Радуга- образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
Новый материал
Учебник
5
Сказки Пушкина.
В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
Новый материал
Учебник
Сказки А.С.Пушкина
6
Родной край.
Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
Новый материал
Учебник
7
Щит и герб.
Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
Новый материал
Учебник
8
Илья Муромец.
Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Обобщающий урок
Учебник
9
Слово.
Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
Новый материал
Учебник
Произведения о труде, подвиге, любви
10
Весна и слово.
Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
Новый материал
Учебник
Стихи о весне.
11
Золотое сердечко.
Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.
Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
Новый материал
Учебник
Стихи о маме и папе.
15
Алёша Попович.
Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.
Новый материал
Учебник
16
Чаша жизни.
Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Обобщающий урок.
17
Родник.
Род, Родник,
Родная земля. Родина.
Новый материал
Учебник
Стихи о Родине
18
Родник.
Родник- начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
Новый материал
Учебник
19
Образ Родины.
Родина. Родная земля. Отечество.
Новый материал
Учебник
20
Образ Родины.
Святая земля. Образ Родины.
Новый материал
Учебник
21
Защитник Отечества.
Святой Александр Невский- солнце Земли русской.
Новый материал
Учебник
Житие Александра
Невского
22
Защитник Отечества.
Защитник отечества. Ангел- хранитель русского народа.
Новый материал
Учебник
23
Образ праздника.
День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца.
Новый материал
Учебник
Житие Георгия Победоносца
24
Образ праздника.
Святая память.
Обобщающий урок.
25
Книга.
Книга- живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живёт Творец.
Новый материал
Учебник
26
Книга.
Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить и вышивать. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.
Новый материал
Учебник
27
Книга книг.
Собирание библиотеки- добрая традиция нашего народа. Книга книг- Библия. Библия положила начало объединению книг в семью- библиотеку. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.
Новый материал
Учебник
28
Книга книг.
Жизнь книги. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности, первые книги на Руси и т.д.).
Новый материал
Учебник
Житие Кирилла и Мефодия.
29
Живое слово книги.
Чтение- сердечный дар. Живое слово Книги найдёт отклик в душе читателя.
Новый материал
Учебник
30
Живое слово книги.
Книга- культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.
2.Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
4.Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
Литература для учащихся:
1.Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015-96с;
Дополнительная литература для учащихся:
1.Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
2.Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
3.Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Слово «жить». Книга 3 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
4.Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;
5.Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;
Дополнительная литература для учителя:
1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
2. Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
3. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,